Напоминание

КТП по окружающему миру 4 класс


Автор: Сазонова Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 52"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: календарно-тематическое планирование
Тема: КТП по окружающему миру 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад





Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

4 класс 2 часа в неделю (68 часов)



п/п

Тема

урока

Кол

-во

ча-

сов

Вид

урока

Формируемые УУД

Фор-

мы

контр

оля

Элементы

содержания

Дата

по пла-

ну

Дата

факти-

ческая

Примеча-

ние

Предметные

Метапредметные

Личностные
1. Древни е сла- вяне. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать:
названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведе- ния первых стен Московского Кремля от нашего века.
Уметь:
работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анали- зировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защи- щались, как обожествляли природу. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения. Осознание сво- ей этнической принадлежно- сти, целост- ный, социально ориентирован- ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро- дов, культур и религий. Теку- щий. Само- контро ль. работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализиро- вать рисунки предме- тов труда и быта древних славян и определять их назна- чение; рассказывать о занятиях древних сла- вян, от кого защища- лись, как обожествля- ли природу. 2. Древня я Русь. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.
Уметь:
работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым слова- рем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказы- вать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о рус- ских богатырях – Илье Му- ромце и Добрыне Никитиче. Познавательные УУД: обучение работе с разными видами ин- формации; умение применять правила, пользоваться инструкциями. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи. Коммуникативные УУД: задавать вопро- сы, необходимые для организации соб- ственной деятельно- сти, и отвечать на них. Осознание сво- ей этнической принадлежно- сти, целост- ный, социально ориентирован- ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро- дов, культур и религий. Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой – «Путь “из варяг в гре- ки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киев- ских князей; опреде- лять значение для Руси богатырских за- став; рассказывать на основе текста былин о великом князе Вла- димире Красное Сол- нышко и о русских богатырях – Илье Му- ромце и Добрыне Ни- китиче. 3. Креще- 1 Урок
Знать,
во что верили древние Познавательные УУД: Осознание сво- Теку- называть имена богов
ние Руси. пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД. славяне; почему славянская письменность названа кирил- лицей.
Уметь:
называть имена богов и духов древних славян; объ- яснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Вла- димира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Вла- димировича прозвали Яросла- вом Мудрым. оценка достоверности получаемой информа- ции. Регулятивные УУД: составлять план и по- следовательность действий. Коммуникативные УУД: задавать вопро- сы, необходимые для организации соб- ственной деятельно- сти, и отвечать на них. ей этнической принадлежно- сти, целост- ный, социально ориентирован- ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро- дов, культур и религий. щий. Само- контро ль. и духов древних сла- вян; объяснять важ- ность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Вла- димира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Вла- димировича прозвали Ярославом Мудрым. 4. Борьба Руси с запад- ными завое- вателя- ми. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
военные победы Алек- сандра Невского.
Уметь:
работать по карте «Невская битва»; описывать Ле довое побоище. Познавательные УУД: обучение работе с разными видами ин- формации. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собе- седника. Осознание сво- ей этнической принадлежно- сти, целост- ный, социально ориентирован- ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро- дов, культур и религий. Теку- щий. Само- контро ль. работать по карте «Невская битва»; опи- сывать Ледовое побо- ище. 5. Воз- никно- вение Моск- вы. Пер- вые мо- сковск ие кня- зья. 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН и УУД.
Знать
, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.
Уметь:
называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте време- ни» периоды правления мо- сковских и киевских князей; анализировать «ленту време- ни» и читать по ней даты Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информа- ции. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи Коммуникативные УУД: обращаться за помощью. Осознание сво- ей этнической принадлежно- сти, целост- ный, социально ориентирован- ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро- дов, культур и религий. Взаи- мо- контро ль. называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киев- ских князей; анализи- ровать «ленту време- ни» и читать по ней даты 6. Вера в едино- го бога 1 Урок обоб- щения
Иметь представления
о мировых религиях.
Уметь
отвечать на вопросы по Познавательные УУД: извлечение информа- ции из разных источ- Осознание сво- ей этнической принадлежно- Взаи- мо- контро отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литерату-
и сохра- нение тради- цион- ной обря- дово- сти. (Пер- вое за- седа- ние клуба.) и си- стема- тиза- ции пред- мет- ных ЗУН, уни- вер- саль- ных дей- ствий. тексту; работать со справоч- ной литературой. ников. Регулятивные УУД: адекватно восприни- мать предложения учителей, товарищей. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. сти, целост- ный, социально ориентирован- ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро- дов, культур и религий. ль. рой. 7. Обоб- щение по теме «Древн ие сла- вяне». 1 Контро льный урок.
Знать
историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические карти- ны быта, труда, традиций лю- дей в разные исторические времена. Познавательные УУД: моделировать, т.е. вы- делять и обобщённо фиксировать суще- ственные признаки объектов с целью ре- шения конкретных за- дач. Регулятивные УУД: выделять и формули- ровать то, что усвоено и что нужно усвоить. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль. Осознание сво- ей этнической принадлежно- сти, целост- ный, социально ориентирован- ный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро- дов, культур и религий. Взаи- мо- контро ль. 8. Сол- нечная систе- ма. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы-
Знать:
названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.
Уметь:
называть космические тела; рассказывать о возник- новении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года. Познавательные УУД: использовать при вы- полнении задания ил- люстративный мате- риал учебника как план. Регулятивные УУД: ставить новую учеб- ную задачу. Мотивация учебной дея- тельности. Теку- щий. Само- контро ль. называть космические тела; рассказывать о возникновении Сол- нечной системы; вы- полнять модель Сол- нечной системы; объ- яснять появление в календаре високос- ного года.
ков и УУД, овла- дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями. 9. Враще- ние Земли вокруг своей оси и ее дви- жение вокруг Солн- ца. 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН и УУД.
Знать
причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.
Уметь:
проводить простей- шие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле. Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объ- яснения явлений при- роды, выявления при- знаков и свойств объектов. Регулятивные УУД: предвидеть возмож- ности получения кон- кретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. Мотивация учебной дея- тельности. Взаи- мо- контро ль. проводить простей- шие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле. 10. При- родные зоны нашей стра- ны. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и
Знать:
понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.
Уметь:
работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначе- ние на карте; называть при- родные зоны. Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюде- ний. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи. Мотивация учебной дея- тельности. Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначе- ние на карте; назы- вать природные зоны.
УУД, овла- дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями. 11. Обобщ ение по теме «Земля – пла- нета Сол- нечной систе- мы». (Гото- вимся к олим- пиаде.) 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН.
Уметь:
изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисо- вать Землю и ее ось враще- ния; определять время года в Северном полушарии по ри- сунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «При- родные зоны России»; назы- вать природную зону, в кото- рой мы живем. Познавательные УУД: моделировать, т.е. вы- делять и обобщённо фиксировать суще- ственные признаки объектов, с целью ре- шения конкретных за- дач. Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирова- ния и регуляции сво- ей деятельности. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собе- седника. Мотивация учебной дея- тельности. Взаи- мо- контро ль. изображать Солнце и орбиту вращения Зем- ли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном по- лушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом опреде- лять время года; рабо- тать с картой «При- родные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем. 12. Ледя- ная зона. Осо- бенно- сти не- живой приро- ды ле- дяной зоны. Расте- ния ле- дяной 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь:
работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условия- ми Арктики; называть характерные растения и животных для арк- тической зоны; со- ставлять цепи пита- ния, которые сложи- лись в Арктике; объ- яснять, почему люди
зоны. (Вто- рое за- седа- ние клуба.) зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. с давних пор осваива- ют Арктику; называть заповедники Аркти- ки; рассказывать о ме- рах защиты и охраны природы северного края 13. Живот- ные ле- дяной зоны. Аркти- ка и чело- век. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь:
работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. Познавательные УУД: использовать при вы- полнении задания ил- люстративный мате- риал учебника как план, иллюстрирую- щий последователь- ность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи. Коммуникативные УУД: договориться о распределении функ- ций и ролей совмест- ной деятельности. Экологическая культура: ценное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условия- ми Арктики; называть характерные растения и животных арктиче- ской зоны; составлять цепи питания, кото- рые сложились в Арк- тике; объяснять, поче- му люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказы- вать о мерах защиты и охраны природы се- верного края. 14. Тун- дра. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь:
находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить Познавательные УУД: сбор, поиск информа- ции и обработка. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- Теку- щий. Само- контро ль находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяс- нять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отли- чаются способом пита- ния; составлять цепи
или УУД. примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. чительного, здоровье сбере- гающего пове- дения. питания, которые сло- жились в Арктике; рассказывать, как рас- тения и животные при- способились к суровым условиям тундры; срав нивать природу Аркти- ки и тундры; показы- вать на карте Мур- манск и другие города, расположенные в зоне тундры. 15. Тундра и чело- век. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дение новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь:
находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действи- тельности в соответ- ствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Теку- щий. Само- контро ль. находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяс- нять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отли- чаются способом пита- ния; составлять цепи питания, которые сло- жились в тундре; рассказывать, как рас- тения и животные при- способились к суровым условиям тундры; срав нивать природу Аркти- ки и тундры; показы- вать на карте Мур- манск и другие города, расположенные в зоне тундры. 16. Зона лесов. Расте- ния зоны лесов. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле-
Знать
о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление:
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действи- тельности в соответ- ствии с содержанием. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- Теку- щий. Само- контро ль. находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; поль- зоваться толковым словарем; называть основные деревья
ния но- вых знаний или УУД. человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь:
находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться тол- ковым словарем; называть основные деревья тайги, сме- шанного леса, широколист- венного леса; называть живот- ных зоны лесов; составлять цепи питания между обитате- лями зоны лесов; рассказы- вать о заповедниках, располо- женных в лесной зоне России. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. тайги, смешанного леса, широколиствен- ного леса; называть животных зоны ле- сов; составлять цепи питания между обита- телями зоны лесов; рассказывать о запо- ведниках, располо- женных в лесной зоне России. 17. Живот- ные зоны лесов. Роль леса в приро- де и жизни людей. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Знать
о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление:
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь:
находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действи- тельности в соответ- ствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Теку- щий. Само- контро ль. находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; поль- зоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиствен- ного леса; называть животных зоны ле- сов; составлять цепи питания между обита- телями зоны лесов; рассказывать о запо- ведниках, располо- женных в лесной зоне России. 18. Зона степей. 1 Урок пер- вично-
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления Экологическая культура: бе- режное отно- Теку- щий. Само- находить зону степей на карте «Природные зоны России»; срав-
го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД. животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь:
находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону сте- пей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, за- несенных в Красную книгу; составлять цепи питания меж- ду обитателями степей; нахо- дить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности че- ловека в зоне степей. окружающей действи- тельности в соответ- ствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. контро ль. нивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежу- точной зоны «лесо- степь»; называть ред- ких животных степей, занесенных в Крас- ную книгу; состав- лять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и живот- ных степей; рассказы- вать о заповедниках и охранной деятельно- сти человека в зоне степей. 19. Степь и чело- век. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дение новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь:
находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действи- тельности в соответ- ствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Теку- щий. Само- контро ль. находить зону степей на карте «Природные зоны России»; срав- нивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежу- точной зоны «лесо- степь»; называть ред- ких животных степей, занесенных в Крас- ную книгу; состав- лять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и живот- ных степей; рассказы- вать о заповедниках и охранной деятельно- сти человека в зоне степей.
20. Зона пу- стынь. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь:
находить зону пу- стынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи пи- тания между обитателями зоны пустынь. Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действи- тельности в соответ- ствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Теку- щий. Само- контро ль. находить зону пу- стынь на карте «При- родные зоны России»; пользоваться тол- ковым словарем; на- зывать растения и жи- вотных зоны пустынь; составлять цепи пита- ния между обитателя- ми зоны пустынь. 21. Жизнь чело- века в пусты- не. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дение новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь:
находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь. Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, пре- зентовать получен- ную информацию, в том числе с помощью ИКТ. Регулятивные УУД: составлять план и по- следовательность действий. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собе- седника. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Теку- щий. Само- контро ль. находить зону пу- стынь на карте «При- родные зоны России»; пользоваться тол- ковым словарем; на- зывать растения и жи- вотных зоны пустынь; составлять цепи пита- ния между обитателя- ми зоны пустынь. 22. Субтро пическ ая зона. Приро 1 Урок фор- миро- вания перво-
Знать
правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.
Иметь представление
об особенностях неживой Познавательные УУД: использовать при вы- полнении задания ил- люстративный мате- риал учебника как Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, Теку- щий. Само- контро ль. находить зону субтро- пиков на карте «При- родные зоны России»; называть особенности неживой природы
дные услови я субтро пиков. Растен ия Черно морско го побере жья Кавказ а. (Треть е заседа ние клуба.) на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дение новы- ми пред- метны- ми умени- ями. природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь:
находить зону субтро- пиков на карте «Природные зоны России»; называть осо- бенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черномор- ского побережья; делить жи- вотных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи пита- ния между обитателями суб- тропической зоны; рассказы- вать об охранной деятельно- сти человека на Черномор- ском побережье. план, иллюстрирую- щий последователь- ность сменяющих друг дуга событий. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи. готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Черноморского побе- режья; называть рас- тения Черноморского побережья; делить животных субтропи- ческой зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтро- пической зоны; рассказывать об охранной деятельно- сти человека на Чер- номорском побере- жье. 23. Живот- ный мир Черно- мор- ского побе- режья Кавка- за. Отдых на Чер- номор- ском побе- режье. 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН.
Иметь представление
об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь:
находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны. Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действи- тельности в соответ- ствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи в сотруд- ничестве с учителем. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения.
24. Обобщ ение по теме «Путе- ше- ствие по при- род- ным зонам Рос- сии». (Гото- вимся к олим- пиаде.) 1 Урок обоб- щения и си- стема- тиза- ции пред- мет- ных ЗУН.
Уметь
сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности при- способлений к условиям жиз- ни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуще- ствлять рефлексию способов и условий действий, контроли- ровать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение кон- фликтов при наличии разных точек зрения. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения. Взаи- мо- контро ль. сравнивать строение корневой системы растений разных при- родных зон; по цепи питания устанавли- вать название природ- ной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные расте- ния; сравнивать осо- бенности приспособ- лений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. 25. Твой родной край. 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН.
Знать
название родного края.
Уметь:
работать с толковым словарем; анализировать по- литико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направ- лении от Москвы находится родной город (поселок); пока- зывать границы родного края. Познавательные УУД: ставить, формулиро- вать и решать пробле- мы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по ре- шению проблем раз- личного характера. Регулятивные УУД: предвидеть возмож- ности получения кон- кретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: аргументиро- вать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за Теку- щий. Само- контро ль. работать с толковым словарем; анализиро- вать политико-адми- нистративную карту России; объяснять условные обозначе- ния; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (посе- лок); показывать гра- ницы родного края.
свою Родину. 26. Мо- сковск ое вре- мя. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Иметь представление
о часовых поясах.
Уметь:
определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса Рос- сии». Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. определять, в каких часовых поясах нахо- дятся данные города; работать с картой «Часовые пояса Рос- сии». 27. Карта твоего края. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дение новы-
Уметь:
работать с физической картой России и с картой род- ного города (поселка); опреде- лять положение родного края на карте России. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников в разных формах (текст, рису- нок, карта). Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как Теку- щий. Само- контро ль. работать с физиче- ской картой России и с картой родного го- рода (поселка); опре- делять положение родного края на карте России.
ми пред- метны- ми умени- ями. гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. 28. По- верх- ность и водо- емы твоего края. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Знать:
понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).
Уметь:
работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изобра- жение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходи- мой информации из различных источни- ков в разных формах (текст, рисунок, кар- та). Регулятивные УУД: устанавливать соот- ветствие полученного результата поставлен- ной цели. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. работать с физиче- ской картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; состав- лять список водоемов родного края; показы- вать на карте части реки. 29. А что мо- жешь сде- лать ты? 1 Урок обоб- щения и си- стема- тиза- ции пред- мет- ных ЗУН.
Знать
правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.
Уметь:
соблюдать правила поведения в природе; состав- лять план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Регулятивные УУД: осуществлять конста- тирующий и прогно- зирующий контроль по результату и по способу действия. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. Познавательные УУД: построение рассужде- ния, обобщения. Экологическая культура: береж- ное отношение к природному миру, готовность следовать нор- мам природо- охранного, не- расточительно- го, здоровьесбе- регающего пове- дения, гра- Взаи- мо- контро ль. соблюдать правила поведения в природе; составлять план меро- приятий по охране поверхности земли родного края.
жданская иден- тичность в фор- ме осознания «Я» как гражда- нина России; чувство сопри- частности и гордости за свою Родину. 30. По- лезные иско- паемые твоего края. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Знать
понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».
Уметь:
работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родно- го края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае. Познавательные УУД: осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой «Полезные ископае- мые»; определять по- ложение родного края на карте; указывать, какие полезные иско- паемые добывают в родном крае. 31. Расте- ния твоего края. 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН и УУД.
Знать
отрасли растениеводства.
Уметь:
определять положение родного края на карте «При- родные зоны России»; назы- вать растения и животных родного края; проводить на- блюдения за неживой приро- дой родного края; называть Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и опреде- лять объекты и явле- ния окружающей дей- ствительности. Регулятивные УУД: адекватно использо- Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- Теку- щий. Само- контро ль. определять положе- ние родного края на карте «Природные зоны России»; назы- вать растения и жи- вотных родного края; проводить наблюде- ния за неживой при- родой родного края;
отрасли растениеводства род- ного края; проводить «учет» и описание растений и живот- ных, которые обитают на школьном дворе. вать речь для плани- рования и регуляции своей деятельности. чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. называть отрасли рас- тениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе. 32. От- расли живот- но- водств а твое- го края и до- маш- ние живот- ные. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать
отрасли животноводства.
Уметь:
называть домашних животных родного края; назы- вать отрасли животноводства родного края. Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, пре- зентовать получен- ную информацию. Регулятивные УУД: ставить новые учеб- ные задачи, состав- лять план и последо- вательность действий. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. называть домашних животных родного края; называть от- расли животно- водства родного края. 33. Народ- ные про- мыслы 1 Урок при- мене- ния
Уметь:
работать с картой «Народные промыслы»; назы- вать народные промыслы; описывать народные промыс- Познавательные УУД: осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- Взаи- мо- контро ль. работать с картой «Народные промыс- лы»; называть народ- ные промыслы; опи-
твоего края. пред- мет- ных ЗУН. лы родного края. письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Регулятивные УУД: сличать способ дей- ствия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог. родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. сывать народные про- мыслы родного края. 34. Запо- ведные места твоего края. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать
понятие «заповедник».
Уметь:
работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым слова- рем; описывать заповедные и охраняемые места родного края. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой «Охраняемые терри- тории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповед- ные и охраняемые ме- ста родного края.
свою Родину. 35. Обобщ ение по теме «Родно й край – часть велико й России ». (Гото- вимся к олим- пиаде.) 1 Урок обоб- щения и си- стема- тиза- ции пред- мет- ных ЗУН.
Знать
историю, достопримечательности родного края.
Уметь:
составлять цепи пита- ния между обитателями род- ного края; описывать водоем родного края по плану; назы- вать растения и животных родного края; рассказывать о родной школе. Познавательные УУД: осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результа- ту и по способу дей- ствия. Экологическая культура: бе- режное отно- шение к при- родному миру, готовность сле- довать нормам природоохран- ного, нерасто- чительного, здоровьесбере- гающего пове- дения, гра- жданская иден- тичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России; чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Взаи- мо- контро ль. составлять цепи пита- ния между обитателя- ми родного края; опи- сывать водоем родно- го края по плану; на- зывать растения и жи- вотных родного края; рассказывать о род- ной школе. 36. Как устрое н орга- низм чело- века. (Пись- мо ру- ково- ди- телей клуба школь- ни- кам.) 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН и УУД.
Знать
понятия «орган», «система органов».
Иметь

представление
о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.
Уметь:
называть основные части тела человека; расска- зывать о значении каждой ча- сти тела человека. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. называть основные части тела человека; рассказывать о значе- нии каждой части тела человека. 37. Путе- ше- 1 Урок пер-
Знать
понятие «ткань».
Уметь:
сравнивать внешний Познавательные УУД: поиск и выделение Самостоятель- ность и личная Теку- щий. сравнивать внешний вид ткани разных ор-
ствие в мир клеток. вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД. вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мы- шечная ткань) под микроско- пом. необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Само- контро ль. ганов (нервная ткань, ткань носовой поло- сти, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом. 38. Самый больш ой ор- ган чувств. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать:
термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).
Уметь:
проводить простей- шие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. проводить простей- шие опыты; рассказы- вать о значении кожи для организма челове- ка; показывать на схе- ме структурные части кожного покрова. 39. Как че- ловек двига- ется. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».
Иметь представление:
о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь.
Уметь:
называть части скеле- та (череп, позвоночник); рассказывать о назначении ко- стей скелета человека. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. называть части скеле- та (череп, позвоноч- ник); рассказывать о назначении костей скелета человека.
вопросы и отвечать на них. 40. Пище- вари- тель- ная си- стема. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
понятия «пищеварение», «пищеварительная система».
Уметь:
выполнять правила питания; рассказывать о про- цессе пищеварения; называть необходимые для роста орга- низма питательные вещества (углеводы, белки, кальций). Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. выполнять правила питания; рассказы- вать о процессе пище- варения; называть необходимые для ро- ста организма пита- тельные вещества (уг- леводы, белки, каль- ций). 41. Систе- ма кро- вооб- раще- ния. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.
Уметь:
называть органы кро- веносной системы; рассказы- вать о работе сердца; расска- зывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кро- вяные клетки, кровяные пла- стинки и плазма); рассказы- вать о строении сердца. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. называть органы кро- веносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; назы- вать состав крови (красные и белые кро- вяные клетки, кровя- ные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца. 42. Позна- комим- ся с дыха- тель- ной си- сте- мой. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний
Знать
, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».
Уметь:
проводить простей- шие опыты; называть органы системы дыхания; рассказы- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. проводить простей- шие опыты; называть органы системы ды- хания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхае- мый и выдыхаемый воздух.
или УУД. вать о путешествии воздуха в организме человека; сравни- вать вдыхаемый и выдыхае- мый воздух. нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. 43. Все о вдохе и выдо- хе. Бе- реги свои легкие. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
, что курение вредно для каждой части организма человека.
Иметь представление
о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.
Уметь:
рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать о работе голосовых связок; вы- полнять режим дня; отказываться от вред- ных привычек. 44. Как почки удаля- ют из орга- низма вред- ные ве- ще- ства. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
строение мочевой системы.
Иметь представление
о роли почек.
Уметь
называть органы моче- вой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеис- пускательный канал, почечная артерия, почечная вена). Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. называть органы мо- чевой системы (моче- вой пузырь, почки, мочеточники, мочеис- пускательный канал, почечная артерия, по- чечная вена). 45. Нерв- ная си- стема чело- века. 1 Урок пер- вично- го предъ-
Знать:
строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- Теку- щий. Само- контро ль. называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг,
явле- ния но- вых знаний или УУД.
Иметь представление
о защитных рефлексах организма.
Уметь:
называть все органы чувств; рассказывать о строе- нии нервной системы (голов- ной мозг, спинной мозг, нер- вы). Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. новка на здоро- вый образ жиз- ни. нервы). 46. Обобщ ение по теме «Челов ечески й органи зм». Гото- вимся к школь- ной олим- пиаде. 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН и УУД.
Уметь:
называть части систе- мы опорно-двигательного аппарата; называть органы пи- щеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нерв- ной системы; называть из- вестные клетки крови. Познавательные УУД: осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результа- ту и по способу дей- ствия. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Взаи- мо- контро ль. называть части систе- мы опорно-двигатель- ного аппарата; назы- вать органы пищева- рения, кровообраще- ния и дыхания; назы- вать роль нервной си- стемы; называть из- вестные клетки кро- ви. 47. «Как мы вос- прини- маем окру- жаю- щий мир». Спро- си у носа, что та- кое запах. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла-
Знать:
органы чувств; правила ухода за органом обоняния.
Иметь представление:
об органе равновесия; о строении носа.
Уметь:
готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; прово- дить простейшие опыты и наблюдения.
(Чет- вертое заседа- ние клуба.) дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями. 48. Вы- суни язык и скажи: «А». 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД, овла- дения новы- ми пред- метны- ми умени- ями.
Иметь представление
о строении языка.
Уметь:
рассказывать о значе- нии языка; проводить про- стейшие опыты и наблюде- ния. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать о значе- нии языка; проводить простейшие опыты и наблюдения. 49. «Вз- гляд» на глаз. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или
Знать
правила ухода за глазами.
Иметь представление
о строении глаза.
Уметь:
рассказывать о значе- нии глаза; проводить простей- шие опыты и наблюдения. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать о значе- нии глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения.
УУД. 50. Ухо не только орган слуха. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Знать
правила ухода за органом слуха.
Иметь представление
о строении уха.
Уметь:
рассказывать о значе- нии органа слуха; проводить простейшие опыты и наблю- дения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать о значе- нии органа слуха; проводить простей- шие опыты и наблю- дения. 51. Ухо – орган равно- весия. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать
правила ухода за органом слуха.
Уметь:
выполнять правила ухода за органом слуха; про- водить простейшие опыты и наблюдения. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. выполнять правила ухода за органом слу- ха; проводить про- стейшие опыты и на- блюдения. 52. Распо- знава- ние пред- метов путем сопри- косно- вения с ними. 1 Урок при- мене- ния пред- мет- ных ЗУН и УУД.
Знать
правила ухода за органом осязания.
Иметь представление
о строении кожи.
Уметь:
рассказывать о значе- нии органа осязания; прово- дить простейшие опыты и на- блюдения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать о значе- нии органа осязания; проводить простей- шие опыты и наблю- дения
УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. 53. Сове- ты вра- ча. 1 Урок обоб- щения и си- стема- тиза- ции пред- мет- ных ЗУН, уни- вер- саль- ных дей- ствий.
Знать
, как помочь человеку до приезда врача.
Уметь
выполнять советы вра- ча. Познавательные УУД: осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Регулятивные УУД: адекватно восприни- мать предложения учителей, товарищей по исправлению до- пущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Взаи- мо- контро ль. выполнять советы врача. 54. Обобщ ение по теме «Изуча ем органы чувств ». Гото- вимся к школь- ной олим- пиаде. 1 Контро льный урок.
Уметь:
называть органы слу- ха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств. Регулятивные УУД: осуществлять конста- тирующий и прогно- зирующий контроль по результату и по способу действия. Самостоятель- ность и личная ответствен- ность за свои поступки, уста- новка на здоро- вый образ жиз- ни. Взаи- мо- контро ль. называть органы слу- ха, обоняния, осяза- ния, вкуса, равнове- сия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств. 55. Грани- цы 1 Урок пер-
Знать:
границы России; с какими государствами Познавательные УУД: поиск и выделение Уважительное отношение к Теку- щий. работать с физиче- ской картой России;
Рос- сии. вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД. граничит Россия; понятие «государства».
Уметь:
работать с физической картой России; называть со- седние государства и их сто- лицы; рассказывать о сосед- них с Россией государствах; называть основные достопри- мечательности, исторические памятники соседних с Росси- ей государств. необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. иному мнению, истории и культуре дру- гих народов. Навыки со- трудничества в разных ситуа- циях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуа- ций. Само- контро ль. называть соседние го- сударства и их столи- цы; рассказывать о соседних с Россией государствах; назы- вать основные досто- примечательности, исторические памят- ники соседних с Рос- сией государств. 56. Грани- цы Рос- сии. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать:
границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».
Уметь:
работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре дру- гих народов. Навыки со- трудничества в разных ситуа- циях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуа- ций. Теку- щий. Само- контро ль. работать с физиче- ской картой России; называть соседние го- сударства и их столи- цы; рассказывать о соседних с Россией государствах; назы- вать основные досто- примечательности, исторические памят- ники соседних с Рос- сией государств. 57. Соеди- ненные штаты Амери- ки (США) . 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Иметь представление
о терроризме.
Уметь:
работать с картой; на- зывать основные достоприме- чательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре дру- гих народов. Навыки со- трудничества в разных ситуа- циях, умение не создавать конфликты и выходить из Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой; на- зывать основные до- стопримечательности, исторические памят- ники США; называть столицу и главные го- рода США.
вопросы и отвечать на них. спорных ситуа- ций. 58. Вели- кобри- тания. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Уметь:
работать с картой; на- зывать основные достоприме- чательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре дру- гих народов. Навыки со- трудничества в разных ситуа- циях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуа- ций. Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой; на- зывать основные до- стопримечательности, исторические памят- ники Великобрита- нии; называть столи- цу и главные города Великобритании. 59. Фран- ция. 1 Урок пер- вично- го предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД.
Уметь:
работать с картой; на- зывать основные достоприме- чательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре дру- гих народов. Навыки со- трудничества в разных ситуа- циях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуа- ций. Теку- щий. Само- контро ль. работать с картой; на- зывать основные до- стопримечательности, исторические памят- ники Франции; назы- вать столицу и глав- ные города Франции 60. Обобщ ение по теме «Путе шестви е по 1 Урок обоб- щения пред- мет- ных ЗУН.
Знать
сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.
Уметь:
называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую Регулятивные УУД: адекватно восприни- мать предложения учителей, товарищей по исправлению до- пущенных ошибок. Познавательные УУД: Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре дру- гих народов. Навыки со- Взаи- мо- контро ль. называть с помощью карты столицы сосед- них с Россией госу- дарств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу
страна м мира». (Гото- вимся к олим- пиаде.) протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую ко- роткую границу; называть го- сударство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; назы- вать одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте геогра- фические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях се- верных берегов Азии в XVII веке. осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. трудничества в разных ситуа- циях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуа- ций. с Россией, и страну, имеющую с ней са- мую короткую грани- цу; называть государ- ство, расположенное на одном из матери- ков Западного полу- шария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей Рос- сии, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показы- вать на карте геогра- фические объекты; находить в Интернете дополнительный ма- териал о путеше- ственниках и славных исследователях север- ных берегов Азии в XVII веке. 61. День народ- ного единст ва. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать:
государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».
Уметь:
рассказывать об исто- рии Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских кня- зьях и их победах над инозем- ными захватчиками; рассказы- вать о подвиге Минина и По- жарского. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Гражданская идентичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать об исто- рии Москвы, возведе- нии Кремля, о Крас- ной площади, Спасской башне, Кремлевских куран- тах, о московских князьях и их победах над иноземными за- хватчиками; расска- зывать о подвиге Ми- нина и Пожарского. 62. Моск- 1 Урок
Знать:
государственные Познавательные УУД: Гражданская Теку- рассказывать об
ва: па- мять о войне 1812 года. фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД. праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».
Иметь представление
о значении войны 1812 года.
Уметь:
рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, по- священные Отечественной войне 1812 года. извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. идентичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. щий. Само- контро ль. Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвя- щенные Отечествен- ной войне 1812 года. 63. Память Моск- вы о героях Вели- кой Отече- ствен- ной войны 1941– 1945 годов. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать,
когда началась и закончилась Великая Отечественная война.
Уметь:
рассказывать о героях Великой Отечественной вой- ны. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Гражданская идентичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать о героях Великой Отечествен- ной войны. 64. Памят- ники Моск- вы по- кори- телям космо- са. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать:
государственные праздники России; имя первого космонавта.
Уметь:
рассказывать об исто- рии освоения космоса; назы- вать памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освое- нии космоса. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Гражданская идентичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. рассказывать об исто- рии освоения космо- са; называть памятни- ки, посвященные кос- монавтам; рассказы- вать о достижениях России в освоении космоса.
65. Обобщ ение по теме «Моск ва как летопи сь истори и России ». (Готов имся к школь ной олимп иаде.) 1 Урок обоб- щения пред- мет- ных ЗУН.
Знать
, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.
Уметь:
рассказывать об исто- рии создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памят- ник по его описанию; объяс- нять, кого можно назвать на- родным полководцем; расска- зывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учеб- ника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; на- зывать имя маршала, которо- му в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Вели- кой Отечественной войны. Познавательные УУД: осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Регулятивные УУД: адекватно восприни- мать предложения учителей, товарищей по исправлению до- пущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Гражданская идентичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Взаи- мо- контро ль. рассказывать об исто- рии создания памят- ника на Красной пло- щади Минину и По- жарскому; называть памятник по его опи- санию; объяснять, кого можно назвать народным полковод- цем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстра- ции учебника и стихо- творение М. Ю. Лер- монтова «Бородино»; называть имя марша- ла, которому в октя- бре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказы- вать о героях Великой Отечественной вой- ны. 66. Имя нашей страны – Рос- сия или Рос- сий- ская Феде- рация. 1 Урок фор- миро- вания перво- на- чаль- ных пред- мет- ных навы- ков и УУД.
Знать:
все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.
Уметь:
читать наизусть Госу- дарственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государ- ственный флаг Российской Федерации. Познавательные УУД: извлечение информа- ции из различных ис- точников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Гражданская идентичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Теку- щий. Само- контро ль. читать наизусть Госу- дарственный гимн России; рассказывать, что изображено на Го- сударственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Фе- дерации. 67. Основ- ной за- кон страны 1 Урок пер- вично- го
Знать
, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой инфор- мации из различных Гражданская идентичность в форме осозна- ния «Я» как Теку- щий. Само- контро подписывать адрес на конверте; называть Основной закон стра- ны – Конституцию
– Консти туция Рос- сии. Прези- дент Рос- сии. предъ- явле- ния но- вых знаний или УУД. государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».
Уметь:
подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны. источников. Регулятивные УУД: выделение и осозна- ние того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы. гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. ль. России; называть пра- ва и обязанности гра- ждан России; объяс- нять, почему охрана природы является од- ной из важнейших обязанностей гра- ждан; объяснять, по- чему государство за- интересовано в полу- чении гражданами основного общего об- разования; называть имена депутатов, ко- торые представляют интересы твоего региона в парламенте страны. 68. Обоб- щение по теме: «Мы – гра- ждане Рос- сии» или экскур- сия в крае- ведче- ский музей. 1 Урок обоб- щения пред- мет- ных ЗУН.
Знать:
исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.
Уметь:
читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.
Знать
историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.
Уметь:
показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях Познавательные УУД: осознанно и произ- вольно строить сооб- щение в устной и письменной форме, в том числе творческо- го и исследователь- ского характера. Регу- лятивные УУД: аде- кватно воспринимать предложения учи- телей, товарищей по исправлению допу- щенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Гражданская идентичность в форме осозна- ния «Я» как гражданина России, чув- ство сопри- частности и гордости за свою Родину. Взаи- мо- контро ль. показывать на карте; рассказывать об основных достопри- мечательностях род- ного города (поселка).
родного города (поселка).


В раздел образования