Конспект урока по подготовке к единому государственному экзамену
Автор: Степанова Юлия Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Садовская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Курганская область Кетовский район село Садовое Наименование материала: Конспект урока по подготовке к единому государственному экзамену Тема: Конспект урока по подготовке к единому государственному экзамену Раздел: полное образование
Открытый урок по подготовке к выполнению задания части С по тексту Н.Г. Долининой о
творчестве Ф.М. Достоевского.
Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Валерьевна, я рада нашей встречи с Вами, удачи нам на
сегодняшнем уроке, садитесь, пожалуйста!
Сегодня мы делаем работу, от успешного выполнения которой будет во многом зависеть ваш
балл на государственном экзамене, готовимся к выполнению задания части С, написанию
сочинения – рецензии.
Цель нашего урока: смоделировать развернутое вступление к сочинению-рецензии.
Мы будем работать на уроке, опираясь на папки – помощники. В них размещен материал, который
нам понадобится на уроке: листы - опросники, таблицы по стилям и типам речи, средства
выразительности в таблице.
Итак, запишем число, тему урока, классную работу в тетрадь.
Второе марта.
Моделирование вступления к сочинению – рецензии.
Классная работа.
Проведем орфографическую пятиминутку: смотрим в лист – опросник, задание 1: вам
необходимо вставить пропущенные буквы, выписать слова с безударной гласной в корне слова в
тетрадь с 1 по 12 слово.
Проверка, комментарий по цепочке: Увлекательно - увлек, становится – встал, проходил – ход,
Проговорим орфограмму, которую мы повторили. А какие еще орфограммы встретились в
опроснике?
Презентация урока:
Слайд 1. Итак, начнем работать с текстом, который посвящен творчеству великого писателя,
родившемуся в 1821 году, он высказывался так: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что
все наши девяносто миллионов русских (или сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь
образованны, очеловечены и счастливы».
Слайд 2 . Верно ребята, речь пойдет о Ф.М. Достоевском и о его творчестве.
Слайд 3. Давайте познакомимся с текстом: (читаю сама)
(1)
Читать
книги
Достоевского
трудно.
(2)
В
них
вроде
бы
все
понятно
и
все
увлекательно:
читающего охватывает любопытство — что же дальше? (3) Судьба героев сразу, с первой страницы,
становится важной, от книги не оторваться. (4) Но все-таки читать трудно, даже мучительно.
(5)
Вероятно,
потому,
что Достоевский не боится заглядывать в такие тайные уголки и углы
человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.
(6) Достоевский не пишет о жизни каждого дня. (7) В его книгах герои раскрываются перед
читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только
раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.
(8) Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь
обыкновенных людей. (9) Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
(10) Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого
существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на
их месте. (11) Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения:
любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство,
бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — все достигает высшего
предела. (12) Читая, мы проникаемся состраданием. (13) Это очень нужное человеку понятие: СО-
СТРАДАНИЕ.
(14)
Да,
мы
страдаем
вместе
с
героями,
и
это
обогащает
наши
души,
как
ни
мучительно читать Достоевского. (Н. Г. Долинина)
Немного об авторе текста:
Слайд 3. Долинина Наталья Григорьевна - писательница, прозаик, литературовед, драматург,
филолог. Член Союза Писателей СССР. Текст, представленный на уроке взят из ее популярной
книге о классике , написанной в 1978 «Предисловие к Достоевскому».
Ребята, давайте мы с вами выполним задания, которые помогут нам оценить глубину и
точность восприятия исходного текста.
1.
Какова основная мысль текста?
а) Достоевский не боится заглядывать в такие тайные уголки и углы человеческой души;
б) это очень нужное человеку понятие: СО-СТРАДАНИЕ;
в) рассказать о героях произведений Достоевского;
г) читать книги Достоевского трудно.
Запишем в тетрадь правильный ответ, выделим приставку в слове Со- страдание, автор не зря
акцентирует внимание на этом слове, написав его через дефис ( страдаем вместе, с кем-то).
2. С какой целью, по мнению автора текста, следует читать книги Достоевского?
а)
Расширить свой культурный кругозор;
б)
понять, как жили раньше простые люди;
в)
ощутить красоту русской природы;
г)
научиться понимать другого человека.
Слайд 4,5. Ребята, скажите, а какие произведения Ф.М. Достоевского, изученные вами на
уроках литературы, помогают нам научиться понять другого человека?
Давайте назовем их: «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»,
роман «Белые ночи» и т.д.
Мы не зря сейчас выполнили задания к тексту, они подводят нас к умению анализировать,
размышлять, готовят нас к пониманию текста и написанию сочинения – рецензии. Поэтому
предлагаю Вам на сегодняшнем уроке научиться моделировать вступление к сочинению -
рассуждению с помощью приема «Ключевое слово»;
Слайд 6. «Ключевое слово».
Он выполняется следующим образом:
1. Определите тему исходного текста;
2. Выделите ключевое понятие;
3. Раскройте смысл этого понятия.
Итак, текст, который мы прочитали, посвящен творчеству Достоевского.
Кто он - Достоевский? Писатель. Следовательно, слова «писатель», «Достоевский», «творчество» и
есть те самые ключевые слова (слова-темы), смысл которых мы должны раскрыть.
Кто такой писатель?
Каково значение писателя в духовной жизни общества?
Ответы на этот вопрос могут стать основой для развернутого вступления..
Теперь посмотрите на то, как мы можем выполнить этот прием:
предлагаю вашему вниманию клише
Слайд 7 . Писатель в России всегда был особенной фигурой, это был учитель, наставник, носитель
истины,
избранник
Бога,
который
призван
«глаголом
жечь
сердца
людей».
И
ставшая
уже
хрестоматийной фраза Е. Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт»,
выражает
высокое значение художника в
духовной жизни общества. Одним из таких писателей, которые
оставались верными призванию, был Достоевский.
Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст Н.Г. Долинина.
Вы согласно, что данный пример может служить ярким вступлением? Да….
Слайд 8. А сейчас самостоятельно ребята используйте данный прием: (опираясь на слайд,
заполните клише)
Имя Достоевского навсегда вошло в литературу. Сегодня невозможно представить
отечественную словесность без его (приведите названия известных произведений Ф. Достоевского)
«________________________», «_____________________________», «______________________»,
«______________________________».
Тревожная мысль всегда будет волновать сердца и умы читателей. Не случайно именно
Достоевскому - художнику посвящает свою статью Н.Г. Долинина.
Хорошее у нас получилось вступление? Неправда - ли?
Обратимся к еще одному важному ключевому слову СОСТРАДАНИЕ-
- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-то несчастьем, горем.
Да, свою письменную работу вы можете начать с этого слова, с его определении, дать
толкование, раскрыть ваше представление данного слова..
Обсудим Д/з: дома вы будите готовить развернутое вступление, в этом вам поможет «клише»,
прием «Ключевое слово».
Итак, ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?
(готовились к написанию сочинения – рецензии)
Кому посвящен текст?
Какое ключевое слово нашли?
Чему научились?
Оценки за урок:
А сейчас ребята мы продолжим анализ текста, взяв папки - помощники, присядем к компьютерам,
проверим свои знания, а программа тестер оценит вас и выдаст вам результат.
Найдите на мониторе программу «тестер», откройте ее, появился знак ? и тестер нажмите,
выскакивает окно, заполните имя и фамилию, укажите класс, а сейчас, откройте окно- открыть
тест, выбираем тест «По тексту», заполняем, получаем результат.
Слайд 9 итоги работы
( на доске график) вот и результат!
1.
Определите стиль и тип речи.
а ) публицистический, рассуждение;
б) художественный, описание;
в) научный, повествование;
г) разговорный, рассуждение.
2 . В каком предложении есть фразеологизм, имеющий
значение «стать чьей-либо участью»?
а) 4;
б) 5;
в) 7;
г) 11.
3. Какие три художественных средства из четырех
названных используются в этом тексте ?
1. Ряды однородных членов (предложение 10);
2. антитезы (предложение 11);
3. риторический вопрос (предложение 2)
4. эпитеты (предложение 5).
а) 1,2,3; 6)1, 2,4; в) 1,3,4.
4.В каком предложении есть одиночное деепричастие?
а) 2; б) 4; в) 8 ; г) 12
А сейчас у нас осталось время, для проверочного теста, материал которого построен на основе
данного текста (по программе Тестер)
В правом верхнем углу монитора найдите программу «Тестер», откройте ее, появилось окно,
впишите свою фамилию, имя класс. Теперь найдите окно «открыть тест», введите имя файла
«10 класс», начните отвечать на вопросы, сразу получите оценку.
1. В каком предложении есть фразеологизм, имеющий значение «стать чьей-либо участью»?
а) 4;
б) 5;
в) 7;
г) 11.
2. Какие три художественных средства из четырех названных используются в этом тексте ?
1)
Ряды однородных членов (предложение 10);
2)
антитезы (предложение 11);
3)
риторический вопрос (предложение 2)
4)
эпитеты (предложение 5).
а) 1,2,3; 6)1, 2,4; в ) 1,3,4.
3.В каком предложении есть одиночное деепричастие?
а) 2; б) 4; в) 8 ; г) 12
4.
Найдите предложение с обобщающим словом?
А) 2; б) 3; в) 8; г ) 11
5.
«Вероятно» является в пятом предложении?
а) сказуемым;
б) вводным словом;
в) обращением;
г) подлежащим.
Вывод: сегодня на уроке мы
- повторили орфограмму безударная гласная в корне слова, непроверяемые гласные, с чередованием
гласных в корне слова
- выполнили учебно-тренировочные задания на материале текста Н.Г. Долининой.
- смоделировали вступления к сочинению - рассуждению с помощью приемов «Ключевое слово».
Хотелось бы завершить урок словами Генри Миллера:
«Для Достоевского не было ни слишком низко, ни слишком высоко. Он прошёл весь путь – от
пропасти к звездам. И как жаль, что мы никогда уже не увидим этого человека, сумевшего дойти до
самой сердцевины тайны и вспышками своего таланта, осветившего глубину и огромность тьмы».
Спасибо за урок, за внимание, за помощь! Всего доброго, удачи Всем!