Автор: Христофорова Эльвира Егоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Саныяхтахская СОШ" Населённый пункт: с.Саныяхтах, Олекминский район, РС(Я) Наименование материала: статья Тема: Интересное чтение Раздел: начальное образование
Все
дети
любят
слушать
чтение.
Но
уроки
чтения
не
являются
для
школьников
любимыми.
Ведь
любимые
для
многих
–
трудная
математика,
русский
язык
с
его
упражнениями,
для
других
–
физкультура,
изо.
Лишь
несколько
учеников
в
классе
поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они
ещё не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа
приносит
школьнику
удовлетворение,
крепит
чувство
собственного
достоинства,
самоуважение.
Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь об уроке чтения.
Присмотримся: один читает вслух – остальные без чувства ответственности слушают уже
знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя: задание лёгкое или, если
потруднее, без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его
выполнения. С пересказом выступят в лучшем случае 2 – 3 ученика. В беседе учитель
опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно
организуют труд ученика. Очень часто на уроках чтения бывает скучно. Даже чтение
интересного рассказа не всегда основано на серьёзной, напряжённой работе мысли и
чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. У школьника нет осознания своего
роста.
Пересматривая методику чтения в свете современных задач, приходишь к выводу, главное
направление – это обучение деятельным отношениям с произведением. Каждый момент
общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в
конечном счёте, обучать вдумчивому чтению.
Маленькие рассказы в «Азбуке» всегда можно использовать для полезных упражнений и
содержательных
бесед.
Частичное
обновление
и
обогащение
учебников
также
подсказывает
учителю
новые
возможности
для
совершенствования
уроков,
наполняя
каждый из них организованным учебным трудом всех учащихся.
Как можно организовать общение читателей с произведением на примере начальных
классов. Возьмём первую часть сказки Соколова – Микитова «Листопадничек». Цели
урока: пробудить интерес к жизни животных, укрепить навыки выборочного пересказа.
1.Чтобы заинтересовать новым произведением и поставить перед читателями маленькую
проблему для работы, учитель проводит беседу, включающую в себя несколько вопросов.
- Сегодня, дети, вы прочитаете рассказ «Листопадничек». Признаюсь, это слово для меня
новое, я встретила его впервые в вашей книжке. Произнесём вместе это слово. Подумайте,
какой у него характер. Как его хочется произнести? Какие слова с тем же слогом
чек
напоминает? (цветочек, звоночек, котёночек). Слово это ласковое, доброе. А кого же
назвали
этимЧ
ласковым
словом?
Узнать
можно
только
из
книги.
(на
доске
запись
«Кого…?») то ещё хотелось бы узнать? (Кто назвал? Почему назвал?)
(на доске запись «Кто…?», «Почему…?»)
2.Работа с книгой.
- Откройте учебник на стр … Прочитайте заглавие. Взгляните на доску. У нас только
первое слово вопроса. Пусть каждый ученик скажет себе эти вопросы полностью. Ответы
на них найдёте в двух первых предложениях. (объяснение – листопад.
3.Надо заинтересовать дальнейшим чтением. «Из многих осенних зайчат писатель
выделил одного. Почему? Чем он интереснее своих братьев? Нам тоже интересно это
узнать. Какой вопрос вы зададите писателю?»
Из предложенных детьми вопросов учитель предлагает найти ответ на один: Каким был
самый маленький заяц? Для этого дети читают про себя первую часть сказки. (беседа –
заяц был любознательный, беспокойный, смелый «один пойду», мечтательный). Каждая
оценка
подкрепляется
ссылкой
на
книгу.
Учитель
подытоживает
разговор:
-
Зачем
Листопадничек убежал из гнезда? и ставит новую цель для чтения вслух с привлечением
слабо читающих детей: - Почему не захотелось ему остаться в лесу?
4.Чтение прерывается вопросами: - Почему..? Отчего..? Чем..?
Прочитав страницы, дети дают основной ответ.
5.Подготовка к пересказу (заглавие).
6.Учитель
прослушивает
пересказ
4
–
5
учащихся,
привлекает
остальных
к
оценке
содержания и выразительности выступления.
7.Подытоживание урока: поощрение работы отдельных учеников и класса в целом; вопрос
к слабому ученику; задание на дом (вопросы). Что нужно узнать на завтра и на какие
вопросы приготовить ответы.
Уроку свойственна одна новая черта: дети, заканчивая одно занятие, тут же получают
стимул к новому рабочему моменту. Кроме того, учим детей различать цель поступка
(зачем?) и его причину (почему?). Это немаловажное
логическое различие, которое и
взрослые не всегда замечают.
Для второго урока добавляется ещё одна обучающая цель: укрепление навыка постановки
вопроса к прочитанному.
Вдумчивое отношение к чтению развивается в работе по учебнику. У маленького рассказа
М. Пришвина «Глоток молока» заглавие обыденное, бытовое. Как возбудить интерес к его
прочтению?
1.Беседа (книги закрыты).
Как тебя лечили во время болезни? (таблетки, уколы…)
Есть ещё одно лекарство от всех болезней, волшебное. У него очень доброе название.
Прочитаем рассказ и узнаем об этом лекарстве.
2.Чтение
с
выявлением
основных
мыслей
отрывка.
Прочитайте
две
строки.
О
ком
рассказал писатель? Что узнали о собаке? (Лада не хотела есть).
Какое слово надо добавить? (на доске записать Больная Лада…………)
Читают 4 строчки и узнают (Хозяин приласкал Ладу).
Запись на доске: Лада стала есть.
Ласка спасла ей жизнь.
3.Учитель синтезирует проделанную работу: - На какой вопрос искали ответ у писателя?
Нашли ли?
Прочитайте этот ответ в записях на доске. Вывод: Главное лекарство для
больного – ласка, забота.
4.Повторное чтение с опорой на запись.
Как хозяин относился к Ладе? (заботливо, ласково)
5.Вернуться к заглавию, объяснить его смысл: без пищи, без первого глотка собака могла
погибнуть. Чтобы приучать к чтению про себя, шепотом, учитель даёт задание отметить
доказательства,
что
Лада
оживала
понемногу:
подняла
голову,
забила
прутом,
жизнь
заиграла и т.д. Эти наблюдения надо внести в пересказ.
6.Пересказ по частям с опорой на мысли, записанные на доске.
Итоги урока подводят дети:
Что нового и важного узнали о жизни? (Ласка может спасти жизнь. Пришвин любил
животных. Говорить с больным надо тихо и ласково).
Чему сегодня научились? (Находить мысли отрывка: пересказывать отрывок, раскрывая
мысль).
Это было началом в приобретении нового умения: определять главный предмет мысли
отрывка и составлять суждение о нём в форме предложения.
Вдумчивость чтения в работе можно повысить, предложив ученикам самим задать вопрос
к содержанию отрывка. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к
писателю, постепенно накапливая материал для пересказа. Пересказы лучше проводить по
частям (можно по выбору). Заинтересованность детей в каждом рабочем моменте зависит,
в первую очередь, от ясности поставленных
перед уроком целей и, следовательно, от
рационального выбора занятий для их достижения. Обычно урок имеет две основные
цели.
Первая и важнейшая – продвижение детей на путь нравственного развития. Вторая –
усвоение ими приёмов работы с книгой и образование определённых навыков. Работа над
умениями и навыками практически бесконечна. Но, выполняя программные требования,
мы для каждого урока ставим на первый план скромную, ясную цель: усовершенствовать
умение делить текст, познакомить с приёмами подготовки сжатого пересказа, обучить
нахождению доказательств выделенной мысли, повысить качества определённого вида
речевой
деятельности
и
т.д.
В
этой
работе
возможна
последовательность
и
преемственность.
В реализации задач первого ряда мы не можем выдержать такую целостность: слишком
разнообразен материал чтения. Правильность и чёткость поставленных целей определяют
выбор
наиболее
существенных
для
данного
урока
видов
занятий
и
степень
самостоятельности детей в работе.
Если
мы
с
самого
раннего
знакомства
с
учебниками
наполним
их
интересным
сознательным учебным трудом, то уроки чтения в начальных классах будут любимыми и
плодотворными.