Автор: Кравец Людмила Марьяновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ"Средняя школа №15" Населённый пункт: г,Петропавловск-Камчатский Наименование материала: Методическая разработка Тема: Комплексная работа для 1 класса Раздел: начальное образование
По образцу Логиновой О.Б., Яковлевой С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы»
ВВЕДЕНИЕ
Итоговая комплексная работа для 1 класса — составная часть общего пакета итоговых
комплексных работ для начальной школы, охватывающих в целом все наиболее существенные и
значимые для дальнейшего обучения аспекты. Она строится на общих принципах:
— раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с
таким разделом достижения планируемых результатов2, как «Выпускник научится», и
повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых
результатов, как «Выпускник получит возможность научиться»;
— оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение базового
уровня требований и его превышение (при этом за превышение базового уровня добавляются
дополнительные баллы);
— кумулятивной (накопительной) оценки;
— открытости и реалистичности норм и критериев;
— признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через
систему норм оценивания;
— признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых
требований и — при желании — на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения
выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений.
Итоговая комплексная работа для 1 класса строится на основе не сплошного текста (с
иллюстрациями), к которому даётся ряд заданий по чтению, русскому языку, математике и
окружающему миру. Задания позволяют установить уровень владения первоклассниками
основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с
текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении
учебного материала.
В области чтения.
Техника и навыки чтения:
— скорость чтения про себя не сплошного текста (с иллюстрациями) без оценки скорости
чтения (с 1 класса);
— умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, умение
следовать инструкции при выполнении задания (с 1 класса);
Навыки работы с текстом и информацией:
— поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации,
представление в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста
и в разных форматах, интерпретация информации и т. д. (с 1 класса).
В области русского языка
• Овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным
разделам курса (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация,
орфография, культура речи), в том числе:
— звукобуквенный анализ (с 1 класса);
Умение строить свободные высказывания — предложения (с 1 класса)
в том числе микротексты с элементами рассуждения и оценки, предложения и
микротексты математического характера и др.
Сформированность навыков правописания (в объёме из ученного), техники оформления
текста (в ситуации списывания предложения и в ситуации свободного высказывания,).
В области математики
Овладение основополагающими понятиями способами действий по изученным
разделам курса (числа и действия с ними, геометрические тела и формы, работа с данными), в
том числе сформированность вычислительных навыков, навыков решения и оформления
математических задач.
Умение видеть математическую проблему в обсуждаемой ситуации, вычленять и
формализовать проблему, соотносить различные форматы представления информации (тексты,
таблицы и диаграммы).
Умение рассуждать и обосновывать свои действия.
В области окружающего мира
Сформированность первичных представлений о природных объектах, их
характерных признаках и используемых для их описания понятиях:
— объекты живой и неживой природы, их распознавание и классификация, некоторые
свойства отдельных объектов;
— тела и вещества, некоторые их характеристики;
— некоторые географические объекты, их распознавание.
Комплексные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких
важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции,
самоконтролю, самокоррекции.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ 1 КЛАССА
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей — основной и дополнительной.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности
таких способов учебных действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении.
Этими заданиями преимущественно охватываются русский язык, чтение, математика. В основную
часть итоговой работы для 1 класса включено также задание по курсу окружающего мира.
Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с разделом
«Выпускник научится» планируемых результатов. Выполнение этих заданий обязательно для всех
учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более
высокую сложность; они соотносятся с разделом «Выпускник получит возможность научиться»
планируемых результатов. Работа над этими заданиями может потребовать от ребёнка
самостоятельно открыть новое знание или умение, привлечь личный опыт. Поэтому выполнение
заданий дополнительной части для ребёнка необязательно — они выполняются только на
добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной
части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться
как показатель достижения учеником повышенных уровней требований и используется
исключительно для дополнительного поощрения ребёнка, но никоим образом не в ущерб ему.
В дополнительной части содержится 5 заданий, из которых первоклассникам для
получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, З — по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе предложенного
учащимся текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.
Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и
навыков, однако сложность заданий в разных вариантах незначительно варьируется за счёт
содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй
варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся. Однако в
ряде случаев педагогически оправдан индивидуальный подход к подбору посильных заданий для
конкретных детей, что позволяет каждому ребёнку добиться заслуженного успеха. Так, если в
классе есть хорошо подготовленные учащиеся, которые устойчиво демонстрируют высокие
результаты, целесообразно предложить им четвёртый вариант, задания в котором несколько
сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов. детям, которые к концу 2 класса
имеют трудности в обучении, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это
относится к ослабленным детям, к учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, у кого не
было возможности получить необходимую подготовку к школе. Задания третьего варианта
несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Это важно! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат.
Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное
задание.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Как показывают полученные результаты, среднее время выполнения основной части
итоговой комплексной работы составляет 25 мин. Такое же время в среднем затрачивается и на
выполнение заданий дополнительной части. Но это усреднённые показатели, которые могут
существенно различаться у отдельных учащихся. Так, минимальное время выполнения всей
работы составило ЗО мин, а максимальное — 1,5 ч. При этом медленно работающие дети вполне
успешно справляются с работой, если дать им необходимое время. Поэтому в зависимости от
подготовки класса целесообразно отвести на проведение работы два или три урока, в течение
которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе.
Это важно! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задания основной части
Дать детям вчитаться в текст, затем попросить их отметить слово, которое они сейчас
читают, и продолжить чтение. По повторному сигналу учителя (через 1 мин) дети отмечают слово,
до которого они дочитали текст. Если ребёнок к этому времени прочитал уже весь текст, он ставит
особый условный знак, о котором все договариваются заранее. Важно помнить, что если такое
задание учителем предлагается, то результаты его выполнения фиксируются, но не оцениваются в
баллах. Если учитель ставит перед собой такую цель, то в оценочный лист заносится количество
прочитанных за 1 мин слов.
Как показывает опыт проведения работы, результаты её выполнения мало зависят от темпа
чтения — и быстро читающие, и медленно читающие дети могут успешно выполнить работу, если
их не ограничивать во времени.
Первое задание каждого варианта — это задание по чтению. В нём проверяется умение
ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца.
Максимальная оценка за задание — 1 балл. Несмотря на то, что это умение целенаправленно
формируется в течение года, данное задание вызывает существенные затруднения практически у
всех первоклассников, за исключением небольшой группы отлично успевающих детей.
Второе задание каждого варианта — это задание на поиск и списывание предложения,
являющегося ответом на заданный вопрос. Фактически в задании оценивается уровень владения
двумя важнейшими общеучебными умениями: умением выборочного чтения и умением
правильно, без ошибок и искажений списывать предложение. Поэтому оценка правильности
выполнения задания проводится по двум критериям: а) выборочное чтение (максимальная
оценка — 1 балл) и б) списывание (максимальная оценка — 1 балл). Важно подчеркнуть, что
оценка правильности списывания ведётся независимо от оценки выборочности чтения.
В третьем задании каждого варианта проверяется наличие первичных представлений о
звукобуквенном анализе слова
Четвёртое задание состоит из двух частей — задания по окружающему миру на
классификацию животных и задания по русскому языку на выделение букв мягких согласных в
выписанных словах. Максимальная оценка за задание — 2 балла (по 1 баллу за каждую из частей).
Оценка обоих умений ведётся независимо друг от друга.
В пятом задании проверяется понимание смысла арифметических действий при решении
текстовой задачи, а также уровень владения вычислительными навыками. Максимальная оценка
за пятое задание — 2 балла: по 1 баллу за каждую из позиций. Полученные результаты
свидетельствуют о том, что практически все дети демонстрируют хороший уровень владения
вычислительными навыками — как сложением и вычитанием. В то же время понимание смысла
арифметических действий, умение соотнести вопрос задачи и выражение для её решения пока
ещё вызывают трудности у значительной части учащихся, за исключением самых сильных детей.
В шестом задании проверяется умение найти величину, отвечающую заданному
требованию. Максимальная оценка за это задание 1 балл.
Максимальная оценка за все шесть заданий основной части составляет 9 баллов (второе,
четвёртое и пятое задания оцениваются 2 баллами каждое).
Задания дополнительной части.
Эти задания носят, скорее, пропедевтический характер и оценивают не столько успешность
освоения базовых представлений по математике, русскому языку и окружающему миру, сколько
владение первоклассниками основными способами познавательных учебных действий —
действиями анализа, поиска и интерпретации информации, оценочными суждениями и т. д.
В седьмом задании проверяется умение решить текстовую задачу с недостающими
данными, которые нужно найти в исходном тексте.
Восьмое задание также проверяет овладение учебными действиями, формируемыми в
основном на уроках математики и относящимися к новому разделу программы «Работа с
информацией» Максимальная оценка за задание — 2 балла (1 балл за поиск и запись числа и 1
балл за ранжирование чисел).
Девятое задание — ещё одно задание на чтение, проверяющее овладение умением
интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в исходном тексте и в
тексте задания детали. Максимальная оценка за это задание — 2 балла: 1 балл за выбор
правильного, с точки зрения отвечающего, суждения и 1 балл за его обоснование.
Десятое задание во всех вариантах также можно рассматривать как пропедевтическое,
проверяющее готовность учащихся к формированию и развитию такого важнейшего
универсального умения, как умение строить свободное высказывание. Максимальная оценка за
это задание — 2 балла.
Одиннадцатое задание во всех вариантах оценивает готовность ребёнка понять и
объяснить в свободной форме лексическое значение заданного слова. Формулировки задания
тождественны во всех вариантах, задания различаются подбором слов для объяснения.
Максимальная оценка за это задание — 1 балл.
Максимальная оценка за все пять заданий дополнительной части составляет 9 баллов
(только одно задание — одиннадцатое — оценивается 1 баллом, все остальные — 2 баллами).
слабоуспевающих учащихся. Полученные данные ещё раз свидетельствуют о необходимости такой
организации образовательного процесса, при которой дети не боялись бы пробовать, ошибаться,
задавать вопросы, высказывать гипотезы. Необходимо, наконец, раз и навсегда отказаться от
«поурочного балла», учитывающего ошибки детей! Нужно всячески стимулировать и поощрять
детскую инициативу и любознательность, поддерживать неординарные решения, не
ограничиваясь единственным вариантом, создавать ситуацию учебного успеха каждому ребёнку.
Заслуживает внимания и ещё один вывод, который можно сделать на основе полученных
данных о выполнении заданий дополнительной части. Как уже отмечалось, в этой части учащимся
разрешается выбирать порядок выполнения заданий для того, чтобы постараться решить не менее
трёх заданий (т. е. получить 5—б баллов). Но, к сожалению, этой возможностью не
воспользовались. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии избирательности при
выполнении заданий — большинство детей, выполнявших дополнительную часть, пытались
выполнить все задания. Это косвенно указывает на тот факт, что учителя уделяют недостаточное
внимание формированию таких регулятивных универсальных учебных действий, как способность
принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с ней.
В работе для 1 класса, так же как и в предыдущей работе, предлагается дополнительными
баллами оценивать самостоятельность выполнения детьми итоговой работы.