Напоминание

Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.


Автор: Скрябина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 25"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: конспект
Тема: Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.
Раздел: начальное образование





Назад





Скрябина Елена Владимировна.

Учитель начальных классов МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г. Северодвинска Архангельской области.

Первая квалификационная категория.



4 КЛАСС

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема:

Добыча

полезных

ископаемых.

Р.к.

Месторождения

полезных

ископаемых

Архангельской

области.

Цели
: создание оптимальных условий для осознания темы: «Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области»
Задачи
: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области. Оборудование: учебник "Мы и окружающий мир" Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.
Ход

урока
. ♦
Организационный

момент
. ♦
Блиц-

опрос
. 1 . Газообразное горючее полезное ископаемое. 2 . Образец гранита. 3 . Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением. 4 . Образец угля. 5 . Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков. 6 . Без неё не побежит Не автобус, не такси, Не поднимется ракета Отгадайте, что же это. 7 . Горная порода с большим содержанием металла. 8 . Место большого скопления полезных ископаемых. ♦ На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф) ♦ Назвать полезные ископаемые. Обобщение. - Что общего у этих полезных ископаемых? ♦ Классификация. - Какое полезное ископаемое лишнее и почему? ♦
Постановка

темы

и

задач

урока
. Что мы знаем о полезных ископаемых? Что хотим узнать?
Тема
: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области. ♦
Проблемный

вопрос
. Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы. Как вы думаете что обозначает это слово? (разведчики – рудознатцы) Можно ли подобрать к нему современное название? Что вы знаете об этих людях?

Работа

с

учебником
. Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи. Стр.114, 1 и 2 абзац. (чтение вслух)
Итог
: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность? Чем занимаются геологи? ♦ Итак, месторождение найдено, изучено… А что дальше? ♦
Работа

с

учебником
. Стр. 115 Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые? ♦
Презентация
«Добыча полезных ископаемых» (комментарий учителя) ♦ 1 слайд – шахты ♦ 2 слайд – карьер ♦ 3 слайд – карьер ♦ 4 слайд – добыча каменного угля открытым способом ♦ 5 слайд – роторный экскаватор ♦ 6 слайд – фонтанный способ ♦ 7 слайд – насосный способ ♦ 8 слайд – буровые вышки ♦ 9 слайд – буровая платформа ♦ 10 слайд – «Приразломная» платформа ♦ 11слайд– «Приразломная» платформа ♦ 13 слайд – способы добычи
Гимнастика

для

глаз.

Работа

в

группах
.
Создание

коллажа

«Месторождение

полезных

ископаемых

Архангельской

области»

Цель
: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области. ( подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации) Творческая группа №1 Бокситы. Творческая группа №2 Алмазы. Творческая группа №.3 Каменный уголь. Творческая группа №.4 Нефть. Творческая группа №5 Строительные полезные ископаемые.
Итог.
Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области. ♦ Защита коллажей. ♦ Самооценка и оценка лидерами творческих групп.
Итог

урока
. ♦ О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете? ♦ Какие полезные ископаемые добывают открытым способом? ♦ Какие полезные ископаемые добывают подземным способом? ♦ Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?
Домашнее

задание
: Стр.113- 116, Задания на выбор:
1 . тетрадь№46 (составить план рассказа о геологах) 2 . тетрадь№46 (исследовать: какие полезные ископаемые использовались в строительстве зданий или в их облицовке. Из каких горных пород сделаны памятники в нашем городе?) 3 . Подготовить сообщение: Минеральные воды( добыча, использование) 4 . Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды? ЛИТЕРАТУРА, 1 . Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир»: Учеб. для 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров», 2009. 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 4 кл. к уч. «Мы и окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»,2009.

Приложение №1

1
. Он очень нужен детворе Он на дорожке во дворе Он и на стройке и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
2.
Не зря она варилась В доменной печи На славу получились Ножницы, ключи. (Руда)
3
. Белый камушек растаял На доске он след оставил. (Мел)
4.
Очень прочен и упруг Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)
5.
Без нее не побежит Не автобус, не такси, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это. (Нефть)
6
. Он несет в дома тепло, От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Черный, блестящий – Труженик настоящий. (Уголь)
7.
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина)
8
. По трубе течет – Пироги печет. (Газ)
9
. Росли на болоте растения – Стали топливом и удобрением. (Торф)
10.
Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе Сам он удобрение. (Известняк)
Вот уже звенит звонок

Начинается урок

Хозяйка подземных богатств

В свое царство зовет сегодня нас.

Приложение № 2.

Итоги работы.
ТГ №1 № Фамилия , имя. Самооценка. Оценка лидера. 1 2 3 4 5 6
Приложение № 3.

План

описания полезного ископаемого

1. Название полезного ископаемого.

2. Состав.

3. Определи его свойства:

* цвет, блеск;

*твёрдость, сыпучесть, хрупкость,

*вязкость;

*тяжелее или легче воды;

*горючесть.

4. Место добычи.

5. Где используется это полезное ископаемое?


Приложение № 4.

Полезные ископаемые Архангельской области.
Минерально-сырьевая база – одно из главных богатств Архангельской области. На территории Архангельской области из числа полезных ископаемых известны месторождения бокситов, полиметаллов, алмазов, известняков, глин, стекольных песков и ряда общераспространенных полезных ископаемых. Из них в настоящее время разрабатываются месторождения бокситов, карбонатных пород для цементной и целлюлозно-бумажной промышленности, глин для цементной промышленности и общераспространенных полезных ископаемых. Полезные ископаемые на территории области имеют главным образом осадочное происхождение. В 100 км севернее Архангельска на территории Приморского и Мезенского районов находятся крупнейшие в Европе месторождения алмазов (месторождение имени Ломоносова). В области находятся значительные месторождения нефти и газа (Приразломное месторождение), особенно они значительны в северной части области — в Большеземельской тундре (Хыльчуюское, Инзырейское, Варандейское и др.), имеются месторождения Печорского угля, огромные запасы торфа. Разведаны и эксплуатируются месторождения бокситов (Иксинское в Плесецком районе). Наиболее значительны месторождения гипсов (крупнейшее в стране Звозское месторождение), известняков и ангидридов. В долине Онеги, на Онежском полуострове и в ряде других мест имеются многочисленные солевые источники. На юге области — в Сольвычегодске, Коряжме, Шангалах — залегают пласты каменной соли мощностью до 16 м. На Новой Земле разведаны месторождения марганцевых и полиметаллических руд. Известны месторождения строительных материалов, огнеупоров, красящих глин. Архангельская область богата полезными ископаемыми. Начата добыча нефти, газа, бокситов, идет подготовка к освоению месторождений алмазов, разведаны значительные запасы известняков, доломитов, гипсов, строительных камней, цементного сырья, иодных вод, ювелирных агатов и др. Поисково-разведочные работы ведет государственное предприятие “Архангельскгеология”. В северо-восточной части области, на территории Ненецкого автономног округа, открыты 73 месторождения нефти, газа и конденсата. Серьезный вклад в развитие промышленного потенциала всего Северо-Запада России предстоит сделать компании “Росшельф”, которая начинает разработку месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. В Плесецком районе области открыто и подготовленно к промышленному освоению наиболее крупное в России Иксинское месторождение бокситов. В перспективе здесь намечается строительство глиноземного завода. В 90-км севернее г. Архангельска открыто и разведанно крупно месторождение алмазов. Горногеологические условия эксплуатации месторождения позволяют организовать крупномасштабное горнодобывающее предприятие. Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова. Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км. Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова. Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км.


В раздел образования