Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.
Автор: Скрябина Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 25" Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область Наименование материала: конспект Тема: Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области. Раздел: начальное образование
Цели :
создание
оптимальных
условий
для
осознания
темы:
«Добыча
полезных
ископаемых.
Месторождения
полезных
ископаемых
Архангельской
области»
Задачи :
воспитывать
чувство
гордости
за
свою
большую
и
малую
родину,
развивать
коммуникативную
и
познавательную
компетентность,
формировать
общее
представление
о
добыче
полезных
ископаемых
Архангельской
области.
Оборудование:
учебник
"Мы
и
окружающий
мир"
Дмитриевой
Н.Я.;
физическая
карта
Архангельской
области,
образцы
полезных
ископаемых,
презентация,
раздаточный
материал.
Ход
урока .
♦
Организационный
момент .
♦
Блиц-
опрос .
1 .
Газообразное
горючее
полезное
ископаемое.
2 .
Образец
гранита.
3 .
Росли
на
болоте
растения,
стали
топливом
и
удобрением.
4 .
Образец
угля.
5 .
Осадочная
горная
порода,
образовавшаяся
из
раковин
моллюсков.
6 .
Без неё не побежит
Не автобус, не такси,
Не
поднимется
ракета
Отгадайте,
что
же
это.
7 .
Горная
порода
с
большим
содержанием
металла.
8 .
Место
большого
скопления
полезных
ископаемых.
♦
На
доске
условные
знаки
полезных
ископаемых.
(нефть,
газ,
каменный
уголь,
поваренная
соль,
торф)
♦
Назвать
полезные
ископаемые.
Обобщение.
- Что общего у этих полезных ископаемых?
♦
Классификация.
-
Какое полезное ископаемое лишнее и почему?
♦
Постановка
темы
и
задач
урока .
Что мы знаем о полезных ископаемых?
Что
хотим
узнать?
Тема : Добыча полезных ископаемых.
Месторождения полезных ископаемых
Архангельской
области.
♦
Проблемный
вопрос .
Готовясь к уроку я обратила внимание на слово
рудознатцы.
Как
вы
думаете
что
обозначает
это
слово?
(разведчики
–
рудознатцы)
Можно
ли
подобрать
к
нему
современное
название?
Что вы знаете об этих людях?
♦
Работа
с
учебником .
Цель:
давайте
узнаем
какими
должны
быть
геологи.
Стр.114,
1 и 2 абзац. (чтение вслух)
Итог :
Какими
должны
быть
люди
выбравшие
эту
специальность?
Чем
занимаются
геологи?
♦
Итак, месторождение найдено, изучено…
А что дальше?
♦
Работа
Цель :
обобщить
знания
о
полезных
ископаемых.
Уточнить
знания
о
месторождениях
полезных
ископаемых
Архангельской
области.
(
подобрать
образцы
полезных
ископаемых,
условные
знаки,
иллюстрации)
Творческая
группа
№1
Бокситы.
Творческая
группа
№2
Алмазы.
Творческая
группа
№.3
Каменный
уголь.
Творческая
группа
№.4
Нефть.
Творческая
группа
№5
Строительные
полезные
ископаемые.
Итог.
Расскажите
о
месторождениях
полезных
ископаемых
Архангельской
области.
♦
Защита
коллажей.
♦
Самооценка
и
оценка
лидерами
творческих
групп.
Итог
задание :
Стр.113-
116,
Задания
на
выбор:
1 .
тетрадь№46
(составить
план
рассказа
о
геологах)
2 .
тетрадь№46 (исследовать:
какие полезные ископаемые использовались
в
строительстве
зданий или в их облицовке. Из каких горных пород
сделаны
памятники в нашем
городе?)
3 .
Подготовить
сообщение:
Минеральные
воды(
добыча,
использование)
4 .
Как
добывать
полезные
ископаемые
без
вреда
для
окружающей
среды?
ЛИТЕРАТУРА,
1 .
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир»: Учеб. для 4 кл. - Самара: Корпорация
«Федоров», 2009.
2.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для
4 кл. к уч. «Мы и окружающий мир». -
Самара: Корпорация «Федоров»,2009.
Приложение №1
1 . Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
3 . Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)
4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
6 . Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
8 . По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)
9 . Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)
10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)
Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет сегодня нас.
Приложение № 2.
Итоги работы.
ТГ №1
№
Фамилия , имя.
Самооценка.
Оценка лидера.
1
2
3
4
5
6
Приложение № 3.
План
описания полезного ископаемого
1. Название полезного ископаемого.
2. Состав.
3. Определи его свойства:
* цвет, блеск;
*твёрдость, сыпучесть, хрупкость,
*вязкость;
*тяжелее или легче воды;
*горючесть.
4. Место добычи.
5. Где используется это полезное ископаемое?
Приложение № 4.
Полезные ископаемые Архангельской области.
Минерально-сырьевая база – одно из главных богатств Архангельской области.
На территории Архангельской области из числа полезных ископаемых известны месторождения бокситов,
полиметаллов, алмазов, известняков, глин, стекольных песков и ряда общераспространенных полезных
ископаемых.
Из них в настоящее время разрабатываются месторождения бокситов, карбонатных пород для цементной и
целлюлозно-бумажной промышленности, глин для цементной промышленности и общераспространенных
полезных ископаемых.
Полезные ископаемые на территории области имеют главным образом осадочное происхождение.
В 100 км севернее Архангельска на территории Приморского и Мезенского районов находятся крупнейшие в
Европе месторождения алмазов (месторождение имени Ломоносова).
В области находятся значительные месторождения нефти и газа (Приразломное месторождение), особенно они
значительны в северной части области — в Большеземельской тундре (Хыльчуюское, Инзырейское,
Варандейское и др.), имеются месторождения Печорского угля, огромные запасы торфа.
Разведаны и эксплуатируются месторождения бокситов (Иксинское в Плесецком районе).
Наиболее значительны месторождения гипсов (крупнейшее в стране Звозское месторождение), известняков и
ангидридов.
В долине Онеги, на Онежском полуострове и в ряде других мест имеются многочисленные солевые источники. На
юге области — в Сольвычегодске, Коряжме, Шангалах — залегают пласты каменной соли мощностью до 16 м.
На Новой Земле разведаны месторождения марганцевых и полиметаллических руд.
Известны месторождения строительных материалов, огнеупоров, красящих глин.
Архангельская область богата полезными ископаемыми. Начата добыча нефти, газа, бокситов, идет подготовка к
освоению месторождений алмазов, разведаны значительные запасы известняков, доломитов, гипсов,
строительных камней, цементного сырья, иодных вод, ювелирных агатов и др. Поисково-разведочные работы
ведет государственное предприятие “Архангельскгеология”.
В северо-восточной части области, на территории Ненецкого автономног округа, открыты 73 месторождения
нефти, газа и конденсата.
Серьезный вклад в развитие промышленного потенциала всего Северо-Запада России предстоит сделать
компании “Росшельф”, которая начинает разработку месторождений нефти и газа на арктическом шельфе.
В Плесецком районе области открыто и подготовленно к промышленному освоению наиболее крупное в России
Иксинское месторождение бокситов. В перспективе здесь намечается строительство глиноземного завода.
В 90-км севернее г. Архангельска открыто и разведанно крупно месторождение алмазов. Горногеологические
условия эксплуатации месторождения позволяют организовать крупномасштабное горнодобывающее
предприятие.
Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им.
Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.
Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей
протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15
км.
Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им.
Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.
Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей
протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15
км.