Напоминание

Доклад. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников"


Автор: Спицына Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Большесолдатский детский сад"
Населённый пункт: с.Большесолдатское Курская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Доклад. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Доклад.

«Развитие познавательно-

исследовательской деятельности старших

дошкольников»
Подготовила: Воспитатель: МКДОУ «Большесолдатский детский сад» Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей. Спицына Т.И. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников. Все это говорит о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Одним из перспективных методов является метод проектирования Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Поэтому
цель
моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности. Основными
задачами
проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются: - развитие интереса к исследовательскому поиску; - создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию; - организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника; - организация предметно-развивающей среды. В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно- исследовательской, поисковой деятельности дошкольников: в непосредственно образовательной деятельности: - проектная деятельность; - занятия-путешествия; - занятия в форме дидактических игр в повседневной деятельности: - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии; - дидактические и сюжетно-ролевые игры; - практические упражнения; - опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами; - коллекционирование (классификационная работа); - совместное творчество детей и родителей (мини- выставки); - презентации.
Ведущая идея
состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада. Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность. Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача. Моя группа - это мой самый главный проект и я стараюсь расти и развиваться вместе со своими детьми. Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были проведены исследования «Огород на подоконнике» и «Как вырастить фасоль» . Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы. Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе. В моей группе создана «Мини-лаборатория», где находится необходимое оборудование для элементарных опытов и экспериментов: посуда с песком и глиной, сосуды с водой, трубочки, пакеты, камешки, пластиковые бутылки и многое другое. Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются: бери только нужные для работы материалы
;
работай с сыпучими материалами, с водой, на подносе; пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен какое вещество ты пробуешь; Я стараюсь повысить интерес детей к занятиям, наполняя их опытами
,
экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию. Создание в группе уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со мной опыты самостоятельно в свободное время. Используем «Уголок природы» и «Огород на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. 5 Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. 6 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Камни и минералы Семена Растения
10 Опыты и эксперименты Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Опыты с водой : «окрашивание воды», «вода бывает тёплой, холодной, горячей» 14 Эксперименты со снегом 16 Опыты с растениями 20 Эксперименты с песком и глиной 24 В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы. В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей: - с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой); Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее. 25 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. А. Тимирязев


В раздел образования