Доклад. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников"
Автор: Спицына Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Большесолдатский детский сад" Населённый пункт: с.Большесолдатское Курская область Наименование материала: Доклад Тема: Доклад. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников" Раздел: дошкольное образование
дошкольников»
Подготовила: Воспитатель: МКДОУ «Большесолдатский детский сад»
Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию детей.
Спицына Т.И.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение:
активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в
образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими
качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя
наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и
образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него
познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их
в разных жизненных ситуациях.
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому.
Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения
современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его
нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят
познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на
более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить
педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии
воспитанников.
Все это говорит о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства
воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей.
Одним из перспективных методов является метод проектирования
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и
сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать
природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать
гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и
выводы.
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной
школе.
Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской
деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через
проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,
проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и
исследовательской деятельности.
Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной
активности у старших дошкольников являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует
стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в
рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства
учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-
исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в непосредственно образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр
в повседневной деятельности:
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
- презентации.
Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей
познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского
сада.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания
не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При
поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также
исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою
жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию –
и есть моя наиважнейшая задача.
Моя группа - это мой самый главный проект и я стараюсь расти и развиваться вместе со
своими детьми.
Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за
культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно
больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были
проведены исследования «Огород на подоконнике» и «Как вырастить фасоль» .
Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях,
сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян
цветы, лук, помидоры, огурцы. Именно проектная деятельность наиболее эффективна для
развития познавательно-исследовательской деятельности.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения
проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра
экспериментирования» в группе.
В моей группе создана «Мини-лаборатория», где находится необходимое оборудование
для элементарных опытов и экспериментов: посуда с песком и глиной, сосуды с водой,
трубочки, пакеты, камешки, пластиковые бутылки и многое другое.
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Их дети
составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:
бери только нужные для работы материалы ;
работай с сыпучими материалами, с водой, на подносе;
пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен какое
вещество ты пробуешь;
Я стараюсь повысить интерес детей к занятиям, наполняя их опытами , экспериментами,
исследованиями, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где
приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению,
самостоятельному экспериментированию. Создание в группе уголков, зон
для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со
мной опыты самостоятельно в свободное время. Используем «Уголок природы» и «Огород
на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
5 Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском
саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает
влияние
на
ребенка
уже
с
первых
минут
его
жизни.
Основными
требованиями,
предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития
активной самостоятельной детской деятельности.
6 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Камни и минералы
Семена
Растения
10 Опыты и эксперименты Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты –
словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что,
получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать
мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым
в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на
вопросы «как?» и «почему?»
Опыты с водой : «окрашивание воды», «вода бывает тёплой, холодной, горячей»
14 Эксперименты со снегом
16 Опыты с растениями
20 Эксперименты с песком и глиной
24 В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему.
-Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления.
-Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для
самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы,
предложения. -Делать выводы.
В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими
видами деятельности детей:
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные
приборы); - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому
песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);
Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской
деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают
познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и
я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.
25 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. А. Тимирязев