Автор: Краснова Марина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа №1434 "Раменки" СП "Исток" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: проект Тема: Огород на окне "Радужный цветник" Раздел: дошкольное образование
Актуальность:
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности.
К 4 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает
думать о том, что не находится у него перед глазами.
Дошкольник как-то
пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём
какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения
развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для
самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в
группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и
развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем
человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое
существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или
нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением
удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как
жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны
жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет
им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно
помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может
наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т.д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне
становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных ростков для
ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет
самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит
наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные
знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Проблема:
Во время бесед с детьми, выяснила, что дети плохо знают из чего и как
появляются растения, и какие условия для этого необходимы. Дети среднего
возраста в недостаточной степени имеют представления о развитии растений,
условиях их роста, понижен интерес к познавательно-исследовательской
деятельности.
Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные
представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для
выращивания растений в комнате на подоконнике.
Вывод:
1
Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет
увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания,
побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия,
проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный
интерес.
Ожидаемые результаты
Для детей
1. Формирование представлений о растениях.
2. Формирование первоначальных навыков экологически грамотного отношения к
растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твоя жизнь).
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и
сотрудничества.
7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация
.
Паспорт проекта
Тема проекта
«Радужный цветник»
Цель проекта
Целью данного проекта является воспитание экологической
культуры детей, развитие познавательных интересов, а также
формирование эстетических чувств дошкольников, создание
благоприятных условий для экологической работы с детьми в
весенний период. Способствовать развитию интереса к
исследовательской деятельности в процессе выращивания и
ухода за растениями в комнатных условиях. Привлечь
родителей к активной жизни детского сада в рамках
организации проекта. Создать уголок для экологической
работы с детьми в весенний период. Дети будут наблюдать за
ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие
взаимосвязи в природе.
Задачи проекта
способствовать формированию у детей интереса к
познавательно-исследовательской деятельности;
расширять знания детей об особенностях строения и
условиях роста растений;
способствовать формированию у детей представлений о
росте и развитии растений;
2
закрепление навыков ухода за растениями;
способствовать воспитанию бережного заботливого
отношения к природе;
способствовать формированию партнерских
взаимоотношений между воспитателями, детьми и
родителями
обогащение развивающей среды в группе.
развивать мелкую моторику рук.
стимулировать активность детей.
воспитывать желание трудиться, помогать взрослым.
Тип проекта
Познавательно – исследовательский
Объект
проектной
деятельности
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
Предмет
проектной
деятельности
Выращивание рассады в комнатных условиях.
Руководитель
проекта
Краснова Марина Михайловна
Участники
проекта
Дети средней группы, воспитатели, родители
Сроки
реализации
Долгосрочный проект. 2 месяца (март-май)
Обеспечение
проекта
Материально-технические ресурсы
пластиковый контейнер
семена бархатцев
земля
палочки от мороженого
лейки
оформление на окне
фотоаппарат
Учебно-методические ресурсы
интернет-ресурсы
детская художественная и научная литература
методическая литература
Нормативно-правовые ресурсы
Согласие родителей на размещение фото и видеоматериала с
детьми
Предполагаемый
результат
дети получат представления о том, что растения живые,
их сажают, поливают, ухаживают за ними, растения
изменяются в развитии и росте;
дети получат представления о труде взрослых, научатся
правильно называть трудовые действия;
3
дети узнают о пользе растений;
все участники проекта получат положительные эмоции
от полученных результатов.
Этапы проекта
1. Подготовительный
март (2-ая неделя)
2. Основной
март-апрель
3. Заключительный
май (1-ая неделя)
Содержание работы над проектом по этапам
Содержание деятельности
Сроки
Результат
1-й этап - Подготовительный
Цель:
Объяснить проблему, вызвать
заинтересованность участия в проекте
Задачи:
Приобрести семена Бархатцев, землю:
Изготовить атрибуты для оформления
огорода;
Подобрать художественную и научную
литературу;
Подготовить материальное оснащение;
Разработать необходимые материалы:
конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов
по теме проекта, изготовить атрибуты к
играм;
Составить план реализации проекта;
Привлечь родителей, пригласить их к
сотрудничеству, ввести их в тему проекта.
март
Заинтересовали родителей
помогать в реализации
проекта.
Подготовили необходимые
материалы для создания
огорода на подоконнике.
Дети посещают ДОУ с
удовольствием
Родители помогают в
реализации проекта
Разработаны конспекты
НОД, сценарии бесед ит.д.
2-й этап - Основной
Занятия:
1. «Посадка семян Бархатцев»
2. «Дикорастущие и культурные растения»
3. Итоговая беседа «Огород на окне»
переносится на цветник детского сада
4. Итоговое занятие высадка рассады на
цветник детского сада
• Экспериментирование
Опыт- наблюдение за ростом лука в
благоприятных и неблагоприятных
условиях.
• Наблюдение за посадками Бархатцев
• Рассматривание цветочных семян через
лупу.
Март-
апрель
Создание мини-огорода;
Выращивание растений
семенами (бархатцы);
Оформление дневника
наблюдений;
Оформление книги стихов и
загадок про цветы.
Ежедневное фиксирование
изменений в росте растений
при помощи
фотографирования.
Оформление выставки
рисунков «От семени к
ростку». Составление
4
• Решение проблемных ситуаций
• Исследование
Коммуникативная
• Беседа
• Ситуативный разговор
Игровая
Сюжетно-ролевая игра «На даче»,
Обыгрывание сказки «Репка», «Цветочный
магазин».
Дидактические игры
«Вершки и корешки», «Четвертый
лишний», «Чудесный мешочек», Лото «Что
растет на огороде»
Подвижные игры
«Огород у нас в порядке», «Разгрузи
машину», «Собери урожай», «Урожай»
Трудовая
• Труд в природе (подготовить клумбы к
высадке рассады)
• Поручение (поливка и рыхление почвы)
• Наблюдение за трудом взрослых
Чтение художественной литературы
• Чтение и обсуждение
Отрывок из сказки «Приключения
Чиполлино» Родари Д.,
Сказка «Вершки и корешки»,
Чуковский К. «Краденое солнце»,
Заучивание загадок, пословиц и поговорок
о цветах, овощах, о труде.
Продуктивная
• Рисование: «Наши растения», «Лук»
• Лепка: «Клумба»
• Аппликация: «Красивые цветы»
Двигательная
• Подвижные игры с правилами
• Физкультминутки
рассказов о том, как
ухаживать за растениями.
Знакомство с
художественной
литературой, создание
картотеки художественного
слова, рассматривание
иллюстраций, проведение
бесед, игр.
3-й этап - Заключительный
В результате работы по проекту у детей
сформирован познавательный интерес к
выращиванию и уходу за растениями в
комнате на подоконнике.
Сформированы знания, что растения
выращивают из семян, их рост зависит от
наличия света, тепла, влаги, почвы.
май
Оформлено фото проекта.
Презентация проекта.
Оформлен дневник
наблюдений, книга стихов и
загадок про цветы.
Предложить родителям
сделать огород на окне
5
Дети называют и узнают растения по
внешнему виду, называют их части
строения: корень, стебель, листья, цветы,
плоды, семена; видят сходства и отличия. С
удовольствием наблюдают за изменениями,
происходящими в росте растений, делают
простые выводы, сравнения.
Ухаживают за растениями: поливают,
рыхлят, переворачивают к свету.
Делают простые опыты, объясняют
результат. Радуются полученным
результатам своего труда.
Словарь пополнен новыми словами, дают
точные ответы на вопросы, употребляют
новые слова в речи.
дома, чтобы ребёнок имел
возможность наблюдать за
ростом и развитием
растений.
Оформлена папка-ширма
«Родители - активные
участники жизни детского
сада».
Высажена выращенная
рассада на цветник группы,
цветочки будут радовать нас
летом.
Литература
1. Аксёнова З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
2. Горькова Л.Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -
(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое
пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
4. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для
работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада.
Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова
В.В., Балуева Н. И., Парфёнова Г, М. Тропинка в природу. Экологическое
образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во
«СОЮЗ», 2001. – 208с
6. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и
ягоды. - М.: Айрис - пресс, 2009.- 96с.
7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических
представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с
6