Напоминание

Огород на окне "Радужный цветник"


Автор: Краснова Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа №1434 "Раменки" СП "Исток"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: проект
Тема: Огород на окне "Радужный цветник"
Раздел: дошкольное образование





Назад





В рамках года экологии.

Проект «Огород на окне» в средней группе.

Название: «Радужный цветник».

Актуальность:
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 4 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник как-то пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива. Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т.д. В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных ростков для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд. Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Проблема:
Во время бесед с детьми, выяснила, что дети плохо знают из чего и как появляются растения, и какие условия для этого необходимы. Дети среднего возраста в недостаточной степени имеют представления о развитии растений, условиях их роста, понижен интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания растений в комнате на подоконнике.
Вывод:
1
Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.
Ожидаемые результаты

Для детей
1. Формирование представлений о растениях. 2. Формирование первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру. 3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твоя жизнь). 4. Вовлечение в творческую деятельность. 5. Развитие познавательного интереса к природе. 6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества. 7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания. 2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов. 2. Внедрение инновационных технологий 3. Личностный и профессиональный рост. 4. Самореализация . Паспорт проекта
Тема проекта
«Радужный цветник»
Цель проекта
Целью данного проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников, создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период. Способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания и ухода за растениями в комнатных условиях. Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации проекта. Создать уголок для экологической работы с детьми в весенний период. Дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Задачи проекта
 способствовать формированию у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности;  расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;  способствовать формированию у детей представлений о росте и развитии растений; 2
 закрепление навыков ухода за растениями;  способствовать воспитанию бережного заботливого отношения к природе;  способствовать формированию партнерских взаимоотношений между воспитателями, детьми и родителями  обогащение развивающей среды в группе.  развивать мелкую моторику рук.  стимулировать активность детей.  воспитывать желание трудиться, помогать взрослым.
Тип проекта
Познавательно – исследовательский
Объект

проектной

деятельности
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
Предмет

проектной

деятельности
Выращивание рассады в комнатных условиях.
Руководитель

проекта
Краснова Марина Михайловна
Участники

проекта
Дети средней группы, воспитатели, родители
Сроки

реализации
Долгосрочный проект. 2 месяца (март-май)
Обеспечение

проекта

Материально-технические ресурсы
 пластиковый контейнер  семена бархатцев  земля  палочки от мороженого  лейки  оформление на окне  фотоаппарат
Учебно-методические ресурсы
 интернет-ресурсы  детская художественная и научная литература  методическая литература
Нормативно-правовые ресурсы
Согласие родителей на размещение фото и видеоматериала с детьми
Предполагаемый

результат
 дети получат представления о том, что растения живые, их сажают, поливают, ухаживают за ними, растения изменяются в развитии и росте;  дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия; 3
 дети узнают о пользе растений;  все участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы проекта

1. Подготовительный
март (2-ая неделя)
2. Основной
март-апрель
3. Заключительный
май (1-ая неделя)
Содержание работы над проектом по этапам

Содержание деятельности

Сроки

Результат

1-й этап - Подготовительный

Цель:
Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте
Задачи:
Приобрести семена Бархатцев, землю: Изготовить атрибуты для оформления огорода; Подобрать художественную и научную литературу; Подготовить материальное оснащение; Разработать необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготовить атрибуты к играм; Составить план реализации проекта; Привлечь родителей, пригласить их к сотрудничеству, ввести их в тему проекта. март Заинтересовали родителей помогать в реализации проекта. Подготовили необходимые материалы для создания огорода на подоконнике. Дети посещают ДОУ с удовольствием Родители помогают в реализации проекта Разработаны конспекты НОД, сценарии бесед ит.д.
2-й этап - Основной

Занятия:
1. «Посадка семян Бархатцев» 2. «Дикорастущие и культурные растения» 3. Итоговая беседа «Огород на окне» переносится на цветник детского сада 4. Итоговое занятие высадка рассады на цветник детского сада • Экспериментирование Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. • Наблюдение за посадками Бархатцев • Рассматривание цветочных семян через лупу. Март- апрель Создание мини-огорода; Выращивание растений семенами (бархатцы); Оформление дневника наблюдений; Оформление книги стихов и загадок про цветы. Ежедневное фиксирование изменений в росте растений при помощи фотографирования. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление 4
• Решение проблемных ситуаций • Исследование
Коммуникативная
• Беседа • Ситуативный разговор
Игровая
Сюжетно-ролевая игра «На даче», Обыгрывание сказки «Репка», «Цветочный магазин». Дидактические игры «Вершки и корешки», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», Лото «Что растет на огороде» Подвижные игры «Огород у нас в порядке», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай»
Трудовая
• Труд в природе (подготовить клумбы к высадке рассады) • Поручение (поливка и рыхление почвы) • Наблюдение за трудом взрослых
Чтение художественной литературы
• Чтение и обсуждение Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Д., Сказка «Вершки и корешки», Чуковский К. «Краденое солнце», Заучивание загадок, пословиц и поговорок о цветах, овощах, о труде.
Продуктивная
• Рисование: «Наши растения», «Лук» • Лепка: «Клумба» • Аппликация: «Красивые цветы»
Двигательная
• Подвижные игры с правилами • Физкультминутки рассказов о том, как ухаживать за растениями. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3-й этап - Заключительный
В результате работы по проекту у детей сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за растениями в комнате на подоконнике. Сформированы знания, что растения выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы. май Оформлено фото проекта. Презентация проекта. Оформлен дневник наблюдений, книга стихов и загадок про цветы. Предложить родителям сделать огород на окне 5
Дети называют и узнают растения по внешнему виду, называют их части строения: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте растений, делают простые выводы, сравнения. Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету. Делают простые опыты, объясняют результат. Радуются полученным результатам своего труда. Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи. дома, чтобы ребёнок имел возможность наблюдать за ростом и развитием растений. Оформлена папка-ширма «Родители - активные участники жизни детского сада». Высажена выращенная рассада на цветник группы, цветочки будут радовать нас летом.
Литература
1. Аксёнова З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя) 2. Горькова Л.Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. - (Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем) 3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с. 4. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с 5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В.В., Балуева Н. И., Парфёнова Г, М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с 6. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М.: Айрис - пресс, 2009.- 96с. 7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с 6


В раздел образования