" Формирование основ коммуникативного взаимодействия у детей, посещающих группы раннего возраста ДОУ комбинированного вида."
Автор: Ильясова Оксана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №95" Населённый пункт: город Каменск - Уральский, Свердловская область Наименование материала: Презентация Тема: " Формирование основ коммуникативного взаимодействия у детей, посещающих группы раннего возраста ДОУ комбинированного вида." Раздел: дошкольное образование
В возрасте 1.5 - 3-х лет все большее значение приобретает общение со
сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное
общение сверстников на равных, поэтому дети стремятся
заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника, а также чутко
отзываются на любое действие сверстника.
Именно с этого момента, когда начинает проявляться интерес к другому
ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях развития общения детей взрослый помогает ребенку увидеть в
сверстнике человека:
организует совместные игры
детей;
учит доброжелательному общению,
поощряет привлечение внимания
к сверстникам, называние по имени
ласковые слова.
Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития
коммуникативных умений у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи :
- рассмотреть коммуникативные умения как основу
психического развития ребенка,
- разработать программу по развитию коммуникативных
умений у детей раннего возраста,
- на основе полученных данных разработать рекомендации
по развитию коммуникативных умений у детей у детей
раннего возраста.
Гипотеза исследования состоит в следующем: интенсивное
общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает
коммуникативные характеристики ребенка.
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА
ВОЗРАСТА
Общение детей раннего возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с
помощью различных действий. 1. Отношение к сверстнику как к «интересному
объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к
нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко
взрослым, и даже к неодушевленным предметам. 2. Действия со сверстником как
с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом
сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить
ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма
взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. 3. Наблюдение за
другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как
для общения с детьми, так и со взрослыми) относится взгляд глаза в глаза,
улыбки, словесные формы общения. 4. Эмоционально окрашенные действия. Эта
категория действий является специфической для детского общения и, как
правило, не используется при контактах «взрослый-ребенок». Малыши прыгают
вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к
этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга,
дерутся, ссорятся. 1-й год жизни.
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА
ВОЗРАСТА
Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно отношение к
сверстнику категорий 1 и 2, то после 1,5 лет поведение ребенка становится не таким
бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й
категорий. 2-й год жизни. Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят
постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют
договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты
возникают из-за игрушки. И, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет. 3-й год
жизни. На третьем году общение между детьми активизируется. Они уже вступают в совместную
игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Большинство совместных
игр основано на стремлении детей подражать друг другу. Помощь взрослого. Несмотря на то, что
дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь
взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА
ВОЗРАСТА
Эксперименты показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к
другу, обращается к ним по имени, хвалит детей в присутствии сверстников,
подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся
к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг
к другу, стремятся вызвать интерес к себе. В результате между ними чаще
возникают совместные игры.
ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМИ РЕБЕНКА РАННЕГО
ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМИ РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА
ВОЗРАСТА
Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими
людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого в период раннего
детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность.
Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное
взаимодействие с одним человеком, обычно с матерью. Если эти отношения
носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя
детская привязанность. Привязанность - это форма эмоциональной
коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся
потребностей ребенка в безопасности и любви. Ранняя детская привязанность
является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет
неоценимую роль в формировании детской личности. Результаты исследования,
проведенного американскими психологами, доказали влияние ранней детской
привязанности на становление многих позитивных качеств личности и черт
характера. Так, дети, отличающиеся надежной привязанностью в возрасте 18
месяцев, позднее (в двух- и пятилетнем возрасте) более умело обращались с
игрушками и более свободно общались со сверстниками, чем другие малыши.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на
МААМ. Копировать можно только
зарегистрированным пользователям
МААМ. Адрес публикации:
maamdetskijsad/konsultacija
-dlja-vospitatelei-razvitie-navykov-
obschenija-u-detei-ranego-vozrasta.html
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ
ВХОДИТЬ В КОНТАКТ
«Паровозик»
Цели: учить отзываться на свое имя.
запоминать имена сверстников:
действовать по показу и словесной
инструкции
Педагог объясняет детям, что
сейчас они будут играть «в
паровозик»: «паровозом» будет
взрослый, а «вагончиками» - дети.
Воспитатель поочередно подзывает
к себе детей, эмоционально
комментируя происходящее. «Я
буду паровозом, а вы —
вагончиками. Петя, иди ко мне,
становись за мной, держи меня за
пояс - вот так. Теперь, Ваня, иди
сюда, встань за Петей, держи его за
пояс». После того как все дети
выстроились, «поезд отправляется в
путь».
«Передай мяч»
Цель: Цель — учить
взаимодействовать со
сверстниками.
Тему задает воспитатель
(например, поздравить с днем
рождения, пригласить в гости,
договориться о чем-то и т. д.).
Дети стоят напротив друг друга.
Воспитатель показывает детям,
как нужно правильно
удерживать и передавать мяч
другому ребенку, называя его по
имени («На, Света»). Игра
эмоционально поддерживается
взрослым.
ИГРА
ИГРА
«СПАСИ ПТЕНЦА»
ЦЕЛЬ — ВОСПИТЫВАТЬ ЗАБОТЛИВОЕ
ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ
Детям раздают ватные комочки это
«птенчики». Педагог говорит: «Мы
побегали, поиграли, согрелись, а птенчику
холодно, он замерз, давайте его погреем и
отпустим полетать». Дети со взрослыми
стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой»,
глубоко дышат, как бы спасая птенца,
поднимаются на носочки и отпускают его.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ГРУППЕ
В ГРУППЕ
«Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с
партнером.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом.
Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной
шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой
комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время
удерживает предмет.
«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди
стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова
змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается
поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры
ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот
ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать.
Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в
середину. При проведении игры можно использовать
музыкальное сопровождение.
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
Выводы
1. Полученные данные позволяют сделать заключение о необходимости создания условий,
способствующих постепенному возвращению в детские сады сюжетной игры, являющейся
незаменимой школой общения, мышления, воображения и произвольного поведения для детей
раннего возраста. Эту важнейшую в современных условиях роль – сохранения и развития детской
игры – должны взять на себя, прежде всего, детские практические психологи и педагоги, которые
призваны обеспечивать условия для нормального психического и личностного развития и ребенка.
Положение о закономерностях детского развития и о качественном своеобразии каждого возрастного
этапа должно быть основанием профессиональной деятельности детского психолога. Создание
оптимальных педагогических условий для полноценного проживания каждого возрастного этапа, по-
видимому, и служит главной задачей практического педагога и психолога.
2. Задачей дальнейших обследований детей раннего дошкольного возраста должен стать анализ
состояния ведущей деятельности и уровня развития главных новообразований этого возраста,
которые складываются в первую очередь в игре (воображения, инициативности, произвольности,
способности к символическим игровым замещениям, коммуникативных способностей).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего
школьного возраста средствами театрализованных игр : Автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01/
Е.М. Алифанова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. – 29 с.
Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст // Дошкол.
воспитание. - 1998. - № 6. - C. 86-89.
Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учеб. пособие по развитию коммуникатив. способностей ребенка.
- Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 314 с.
Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы
психол. - 1978. - № 5. - С.72-78.
Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф.
дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07/ С.В.Проняева; Шадрин. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 1999. – 27 с.
Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного
развития старших дошкольников : Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.В. Рыбак; Арханг. гос.
техн. ун-т. - Архангельск, 2001. – 29 с.
Суханова С.В. Как помочь ребенку полюбить учебу или о пользе коммуникативной компетентности :
[Из опыта работы школ. психолога]/ С.В. Суханова // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - C. 143-149.
Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е.
Юдина // Дошкольное воспитание. -1999. - № 9. - C.10-29.