Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальных классах
Автор: Попова Валентина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Красивская СОШ" Населённый пункт: с.Красивка, Инжавинский район, Тамбовская область Наименование материала: Презентация Тема: Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальных классах Раздел: начальное образование
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
Попова В.С. МБОУ «Красивская СОШ»
«ТОЛЬКО КНИГА И
ЗНАНИЯ СМОГУТ СДЕЛАТЬ
НАС
ДУХОВНО СИЛЬНЫМИ,
ЧЕСТНЫМИ, РАЗУМНЫМИ
ЛЮДЬМИ,
КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ
ИСКРЕННЕ ЛЮБИТЬ
ЧЕЛОВЕКА,
УВАЖАТЬ ЕГО ТРУД И
СЕРДЕЧНО ЛЮБОВАТЬСЯ
ПРЕКРАСНЫМИ ПЛОДАМИ
ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО
ТРУДА»
М. Горький
Воспитание через литературу
Будучи педагогами, мы пытаемся понять, что
есть сущность ребенка, какова его
формирующаяся личность, что на это влияет и
что в этом вопросе является приоритетом.
Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что
многие дети очень агрессивны, вспыльчивы,
нетерпеливы, не умеют уступать и
договариваться, часто свою вину перекладывают
на других, не видят прекрасное вокруг себя.
Считаю, что воспитание ребенка через
литературу- это один из самых эффективных
способов решения данной проблемы, так как в
этой ситуации необходимы нравственные опоры
и чистые источники духовного богатства.
Будучи педагогами, мы пытаемся понять, что
есть сущность ребенка, какова его
формирующаяся личность, что на это влияет и
что в этом вопросе является приоритетом.
Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что
многие дети очень агрессивны, вспыльчивы,
нетерпеливы, не умеют уступать и
договариваться, часто свою вину перекладывают
на других, не видят прекрасное вокруг себя.
Считаю, что воспитание ребенка через
литературу- это один из самых эффективных
способов решения данной проблемы, так как в
этой ситуации необходимы нравственные опоры
и чистые источники духовного богатства.
Уроки
литературного слушания
Главная задача на уроках литературного слушания
является обучение искусству не только слушать, но и
слышать - сказку, рассказ, стихотворение.
Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь
стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок
еще не может пока самостоятельно общаться с книгой.
Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку
родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся
текст.
Умение слушать художественное произведение позволяет
ребенку эмоционально воспринять произведение,
задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе
и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье,
гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие
чувства.
Уроки слушания - это ежедневная школа
обогащения нравственного и эмоционального опыта,
духовного и эстетического развития.
Главная задача на уроках литературного слушания
является обучение искусству не только слушать, но и
слышать - сказку, рассказ, стихотворение.
Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь
стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок
еще не может пока самостоятельно общаться с книгой.
Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку
родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся
текст.
Умение слушать художественное произведение позволяет
ребенку эмоционально воспринять произведение,
задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе
и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье,
гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие
чувства.
Уроки слушания - это ежедневная школа
обогащения нравственного и эмоционального опыта,
духовного и эстетического развития.
Устное народное творчество
Например. Первоклассники знакомятся
произведениями русского устного народного
творчества: пословицами, поговорками,
загадками.
Задания на уроках дают "пищу для ума",
побуждать обучающихся к
размышлению.
Так, например, применяю загадки. Главный
смысл работы над загадкой не в самой
отгадке, а в том, чтобы доказать, что она
верна. Это учит младших школьников
находить сходства и различия предметов,
"сближать" далекие предметы по сходным
признакам.
Например. Первоклассники знакомятся
произведениями русского устного народного
творчества: пословицами, поговорками,
загадками.
Задания на уроках дают "пищу для ума",
побуждать обучающихся к
размышлению.
Так, например, применяю загадки. Главный
смысл работы над загадкой не в самой
отгадке, а в том, чтобы доказать, что она
верна. Это учит младших школьников
находить сходства и различия предметов,
"сближать" далекие предметы по сходным
признакам.
Огромную роль на
уроках играют и
русские народные
пословицы. Они
отражают богатство
языка
.
В пословицах
отражается быт,
обычаи и нравы
народа, конкретные
исторические
события.
Былины
Былины
представляют собой
героические песни
эпического
характера, являются
жанром русского
фольклора.
В былинах находят
отражение
изображение и
поэтизация мужества,
бесстрашия,
стойкости,
проявляемых ради
достижения высоких
нравственных целей.
С
КА
З
КА
Сказка - один из самых развитых и
любимых детьми жанров фольклора.
Она полнее и ярче, чем любой другой
вид народного творчества воспроизводит
мир во всей его целостности, сложности
и красоте.
Сказка формирует высокие
нравственные качества у своих
читателей: добро почти всегда
побеждает, злые силы терпят
поражение.
Сказка - один из самых развитых и
любимых детьми жанров фольклора.
Она полнее и ярче, чем любой другой
вид народного творчества воспроизводит
мир во всей его целостности, сложности
и красоте.
Сказка формирует высокие
нравственные качества у своих
читателей: добро почти всегда
побеждает, злые силы терпят
поражение.
Произведения
детских
писателей
экологическое и
эстетическое
воспитание
(стихи, очерки,
зарисовки о
природе)
экологическое и
эстетическое
воспитание
(стихи, очерки,
зарисовки о
природе)
этическое
воспитание.
(рассказы
Зощенко,
Драгунского,
Носова)
этическое
воспитание.
(рассказы
Зощенко,
Драгунского,
Носова)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Во многом обычные уроки литературного
чтения способствуют нравственному
воспитанию. Литература обладает
неисчерпаемыми возможностями дать
ребенку такой образец, на который он
будет равняться, от которого будет
отсчитывать свои поступки.
Именно уроки литературного чтения
должны помочь ребенку продвинуться от
элементарных навыков поведения к более
высокому уровню,где требуется
самостоятельность принятия решений и
нравственный выбор.
Во многом обычные уроки литературного
чтения способствуют нравственному
воспитанию. Литература обладает
неисчерпаемыми возможностями дать
ребенку такой образец, на который он
будет равняться, от которого будет
отсчитывать свои поступки.
Именно уроки литературного чтения
должны помочь ребенку продвинуться от
элементарных навыков поведения к более
высокому уровню,где требуется
самостоятельность принятия решений и
нравственный выбор.
Основа
нравственности
Основа
нравственности
Среди книг по основам
нравственности особое место
занимают религиозные издания:
пересказы книг, почитаемых
святыми, житийная
(о жизни святых),
Вероучительные
(о законах вероисповедания)
и духовная литература
(об образе жизни и образе
мыслей верующего).
Среди книг по основам
нравственности особое место
занимают религиозные издания:
пересказы книг, почитаемых
святыми, житийная
(о жизни святых),
Вероучительные
(о законах вероисповедания)
и духовная литература
(об образе жизни и образе
мыслей верующего).
В
ходе их решения младшие
школьники применяют
известные им нравственные
понятия при рассмотрении
поступков литературных
персонажей, выражая свое
личное отношение к ним.
Познавательные
задачи
Активизации мыслительной
деятельности младших школьников
способствуют:
• вопросы, в которых сталкиваются
противоречия;
• вопросы, требующие установления
сходства и различия;
• действия выбора, основанного на
"взвешивании" и сопоставлении друг с
другом различных вариантов;
• задания типа "Подтверди собственным
примером...", "Докажи...";
• вопросы, в которых сталкиваются
противоречия;
• вопросы, требующие установления
сходства и различия;
• действия выбора, основанного на
"взвешивании" и сопоставлении друг с
другом различных вариантов;
• задания типа "Подтверди собственным
примером...", "Докажи...";
РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,
вспоминать, воспроизвести некую информацию.
2.Уточняющие вопросы начинаются со слов: « То есть ты говоришь,
что…?», « Если я правильно понял, то …». Такие вопросы нужны для
предоставления собеседнику обратной связи.
3.Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова « Почему?». Они
направлены на установление причинно-следственных связей.
4.Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица « бы», а в
его формулировке есть элементы условности, предположения,
фантазии, прогноза: « Что бы изменилось…, если бы…», « Как вы
думаете , как будут развиваться события дальше?».
5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критерий оценки тех
или иных событий, явлений, фактов: « Почему что-то хорошо, а что-то
плохо?» «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?»
6.Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи
между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного
литературного персонажа, если бы ты жил в то время , когда
происходило действие, и в наше время.».
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,
вспоминать, воспроизвести некую информацию.
2.Уточняющие вопросы начинаются со слов: « То есть ты говоришь,
что…?», « Если я правильно понял, то …». Такие вопросы нужны для
предоставления собеседнику обратной связи.
3.Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова « Почему?». Они
направлены на установление причинно-следственных связей.
4.Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица « бы», а в
его формулировке есть элементы условности, предположения,
фантазии, прогноза: « Что бы изменилось…, если бы…», « Как вы
думаете , как будут развиваться события дальше?».
5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критерий оценки тех
или иных событий, явлений, фактов: « Почему что-то хорошо, а что-то
плохо?» «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?»
6.Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи
между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного
литературного персонажа, если бы ты жил в то время , когда
происходило действие, и в наше время.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно уроки литературы ведут