Напоминание

Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальных классах


Автор: Попова Валентина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Красивская СОШ"
Населённый пункт: с.Красивка, Инжавинский район, Тамбовская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Попова В.С. МБОУ «Красивская СОШ»





«ТОЛЬКО КНИГА И

ЗНАНИЯ СМОГУТ СДЕЛАТЬ

НАС

ДУХОВНО СИЛЬНЫМИ,

ЧЕСТНЫМИ, РАЗУМНЫМИ

ЛЮДЬМИ,

КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ

ИСКРЕННЕ ЛЮБИТЬ

ЧЕЛОВЕКА,

УВАЖАТЬ ЕГО ТРУД И

СЕРДЕЧНО ЛЮБОВАТЬСЯ

ПРЕКРАСНЫМИ ПЛОДАМИ

ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО

ТРУДА»
М. Горький

Воспитание через литературу

Будучи педагогами, мы пытаемся понять, что

есть сущность ребенка, какова его

формирующаяся личность, что на это влияет и

что в этом вопросе является приоритетом.

Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что

многие дети очень агрессивны, вспыльчивы,

нетерпеливы, не умеют уступать и

договариваться, часто свою вину перекладывают

на других, не видят прекрасное вокруг себя.

Считаю, что воспитание ребенка через

литературу- это один из самых эффективных

способов решения данной проблемы, так как в

этой ситуации необходимы нравственные опоры

и чистые источники духовного богатства.

Будучи педагогами, мы пытаемся понять, что

есть сущность ребенка, какова его

формирующаяся личность, что на это влияет и

что в этом вопросе является приоритетом.

Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что

многие дети очень агрессивны, вспыльчивы,

нетерпеливы, не умеют уступать и

договариваться, часто свою вину перекладывают

на других, не видят прекрасное вокруг себя.

Считаю, что воспитание ребенка через

литературу- это один из самых эффективных

способов решения данной проблемы, так как в

этой ситуации необходимы нравственные опоры

и чистые источники духовного богатства.


Уроки

литературного слушания

Главная задача на уроках литературного слушания

является обучение искусству не только слушать, но и

слышать - сказку, рассказ, стихотворение.

Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь

стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок

еще не может пока самостоятельно общаться с книгой.

Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку

родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся

текст.

Умение слушать художественное произведение позволяет

ребенку эмоционально воспринять произведение,

задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе

и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье,

гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие

чувства.

Уроки слушания - это ежедневная школа

обогащения нравственного и эмоционального опыта,

духовного и эстетического развития.

Главная задача на уроках литературного слушания

является обучение искусству не только слушать, но и

слышать - сказку, рассказ, стихотворение.

Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь

стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок

еще не может пока самостоятельно общаться с книгой.

Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку

родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся

текст.

Умение слушать художественное произведение позволяет

ребенку эмоционально воспринять произведение,

задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе

и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье,

гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие

чувства.

Уроки слушания - это ежедневная школа

обогащения нравственного и эмоционального опыта,

духовного и эстетического развития.


Устное народное творчество

Например. Первоклассники знакомятся

произведениями русского устного народного

творчества: пословицами, поговорками,

загадками.

Задания на уроках дают "пищу для ума",

побуждать обучающихся к

размышлению.

Так, например, применяю загадки. Главный

смысл работы над загадкой не в самой

отгадке, а в том, чтобы доказать, что она

верна. Это учит младших школьников

находить сходства и различия предметов,

"сближать" далекие предметы по сходным

признакам.

Например. Первоклассники знакомятся

произведениями русского устного народного

творчества: пословицами, поговорками,

загадками.

Задания на уроках дают "пищу для ума",

побуждать обучающихся к

размышлению.

Так, например, применяю загадки. Главный

смысл работы над загадкой не в самой

отгадке, а в том, чтобы доказать, что она

верна. Это учит младших школьников

находить сходства и различия предметов,

"сближать" далекие предметы по сходным

признакам.


Огромную роль на

уроках играют и

русские народные

пословицы. Они

отражают богатство

языка

.

В пословицах

отражается быт,

обычаи и нравы

народа, конкретные

исторические

события.


Былины

Былины

представляют собой

героические песни

эпического

характера, являются

жанром русского

фольклора.

В былинах находят

отражение

изображение и

поэтизация мужества,

бесстрашия,

стойкости,

проявляемых ради

достижения высоких

нравственных целей.

С КА З КА
Сказка - один из самых развитых и

любимых детьми жанров фольклора.

Она полнее и ярче, чем любой другой

вид народного творчества воспроизводит

мир во всей его целостности, сложности

и красоте.

Сказка формирует высокие

нравственные качества у своих

читателей: добро почти всегда

побеждает, злые силы терпят

поражение.

Сказка - один из самых развитых и

любимых детьми жанров фольклора.

Она полнее и ярче, чем любой другой

вид народного творчества воспроизводит

мир во всей его целостности, сложности

и красоте.

Сказка формирует высокие

нравственные качества у своих

читателей: добро почти всегда

побеждает, злые силы терпят

поражение.


Произведения

детских

писателей
 экологическое и эстетическое воспитание (стихи, очерки, зарисовки о природе)  экологическое и эстетическое воспитание (стихи, очерки, зарисовки о природе)  этическое воспитание. (рассказы Зощенко, Драгунского, Носова)  этическое воспитание. (рассказы Зощенко, Драгунского, Носова)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  Во многом обычные уроки литературного чтения способствуют нравственному воспитанию. Литература обладает неисчерпаемыми возможностями дать ребенку такой образец, на который он будет равняться, от которого будет отсчитывать свои поступки.  Именно уроки литературного чтения должны помочь ребенку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,где требуется самостоятельность принятия решений и нравственный выбор.  Во многом обычные уроки литературного чтения способствуют нравственному воспитанию. Литература обладает неисчерпаемыми возможностями дать ребенку такой образец, на который он будет равняться, от которого будет отсчитывать свои поступки.  Именно уроки литературного чтения должны помочь ребенку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,где требуется самостоятельность принятия решений и нравственный выбор.

Основа

нравственности

Основа

нравственности

Среди книг по основам

нравственности особое место

занимают религиозные издания:

пересказы книг, почитаемых

святыми, житийная

(о жизни святых),

Вероучительные

(о законах вероисповедания)

и духовная литература

(об образе жизни и образе

мыслей верующего).

Среди книг по основам

нравственности особое место

занимают религиозные издания:

пересказы книг, почитаемых

святыми, житийная

(о жизни святых),

Вероучительные

(о законах вероисповедания)

и духовная литература

(об образе жизни и образе

мыслей верующего).

В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним. Познавательные задачи

Активизации мыслительной

деятельности младших школьников

способствуют:
 • вопросы, в которых сталкиваются противоречия;  • вопросы, требующие установления сходства и различия;  • действия выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов;  • задания типа "Подтверди собственным примером...", "Докажи...";  • вопросы, в которых сталкиваются противоречия;  • вопросы, требующие установления сходства и различия;  • действия выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов;  • задания типа "Подтверди собственным примером...", "Докажи...";
РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ 
1. Простые вопросы.
Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспоминать, воспроизвести некую информацию. 
2.Уточняющие вопросы
начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что…?», « Если я правильно понял, то …». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи. 
3.Объясняющие вопросы
обычно начинаются со слова « Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. 
4.Творческие вопросы.
Как правило, в вопросе есть частица « бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: « Что бы изменилось…, если бы…», « Как вы думаете , как будут развиваться события дальше?». 
5. Оценочные вопросы
направлены на выяснение критерий оценки тех или иных событий, явлений, фактов: « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?» 
6.Практические вопросы
направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время , когда происходило действие, и в наше время.». 
1. Простые вопросы.
Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспоминать, воспроизвести некую информацию. 
2.Уточняющие вопросы
начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что…?», « Если я правильно понял, то …». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи. 
3.Объясняющие вопросы
обычно начинаются со слова « Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. 
4.Творческие вопросы.
Как правило, в вопросе есть частица « бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: « Что бы изменилось…, если бы…», « Как вы думаете , как будут развиваться события дальше?». 
5. Оценочные вопросы
направлены на выяснение критерий оценки тех или иных событий, явлений, фактов: « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?» 
6.Практические вопросы
направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время , когда происходило действие, и в наше время.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Именно уроки литературы ведут

ребенка по ступенькам познания,

помогают ему подняться на вершину

авторского образного познания мира,

обогащают его нравственно-

эстетический, интеллектуально-

познавательный опыт, позволяющий

ребенку совершенствовать себя как

личность.
 
Именно уроки литературы ведут

ребенка по ступенькам познания,

помогают ему подняться на вершину

авторского образного познания мира,

обогащают его нравственно-

эстетический, интеллектуально-

познавательный опыт, позволяющий

ребенку совершенствовать себя как

личность.


В раздел образования