Автор: Чикваидзе Елена Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №23 Населённый пункт: посёлок Ремзавода Наименование материала: Консультация Тема: Семья как фактор гармоничного воспитания Раздел: дошкольное образование
Семья как фактор гармоничного воспитания
1.2. Становление личности ребенка дошкольного возраста
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении
личности.
Исследования
отечественных
ученых
в
области
педагогики
и
психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств
личности
именно
в
эти
годы.
Этому
способствует
высокая
детская
восприимчивость и внушаемость.
Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном
воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой,
которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее
воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения
родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с
близкими людьми и за пределами семьи.
Чешский
психолог
З.
Матейчек,
глубоко
исследовавший
проблему
психического здоровья детей отмечает: «Горячая и прочная привязанность
членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность
ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные.
Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит
через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный
этап
за
другим,
причем
у
каждого
этапа
своя
специфическая
задача,
особенности,
опасности,
трудности.
Важно,
чтобы
духовное
развитие
ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других
воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными».
Ориентируясь
на
название
возраста
–
дошкольный,
многие
современные родители считают, что главное – это подготовить ребенка к
обучению в школе. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно
отвергнуто в психологии и педагогике.
Даже если иметь в виду цель добиться школьной готовности, то прийти
к ее реализации можно лишь создав условия для полноценного проживания
дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала.
Необходима
не
акселерация,
а
амплификация
детского
развития
–
широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских
форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения
со
взрослыми
и
сверстниками,
максимальное
развитие
«специфически
дошкольных» и вместе с тем перспективных психофизиологических качеств.
Дошкольный
возраст
–
сензитивный
период
развития
образного
познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления,
воображения.
Дети
любопытны,
задают
множество
вопросов
о
жизни
животных,
о
причинах
природных
явлений,
о
внутреннем
устройстве
предметов: «Что едят мухи? Где зимуют раки? Из чего делают стекло?
Правда
ли,
что
после
смерти
люди
попадают
на
Луну?»
Это
попытки
осмыслить законы физического и социального мира, это первая исходная
форма теоретического мышления ребенка.
Родители должны бережно относиться к естественному любопытству
ребенка, чтобы не заглушить его чрезмерно усложненными объяснениями
или
формальными
отговорками,
а
способствовать
формированию
любознательности, любви к познанию.
При
овладении
сенсорным
опытом
нужно
научить
ребенка
осуществлять действия, которые приводят к выделению качеств и свойств
(таких,
как
форма,
величина,
цвет,
вкус,
запах,
состояние
предметов,
положение
в
пространстве,
отношения
между
предметами).
Восприятие
окружающего
мира
осуществляется
через
призму
общественного
опыта,
через систему сенсорных эталонов (например, сенсорные эталоны формы
предметов — геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, ци-
линдр
и
др.;
эталоны
цвета
—
семь
цветов
спектра,
белый
и
черный).
Измерение с помощью разного рода мер (единиц измерения) приводит к
более глубокому и осознанному установлению количественных отношений.
Моделирование
звукового
состава
слова
способствует
формированию
фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению
чтением и письмом.
Недопустимо отношение к детской игре как к пустому, никчемному
занятию.
Осознание
незаменимого
вклада
игры
в
умственное,
речевое
развитие,
развитие
чувств,
эмоциональной
саморегуляции
поведения,
в
формирование
произвольности
психических
процессов
(произвольного
внимания,
произвольной
памяти)
должно
настроить
родителей
на
уважительное отношение к игровой деятельности. Наблюдение за тем, какие
сюжеты, какие роли привлекают ребенка, поможет родителям лучше понять
его,
подсказать
новые
возможности
обогащения
содержания
сюжетно-
ролевых игр. Это особенно актуально для единственных детей в семье,
«домашних» детей, имеющих ограниченный, стереотипный игровой опыт.
Безусловно,
необходимо
поощрять
и
развивать
и
другие
виды
деятельности:
продуктивную,
трудовую
и
учебно-познавательную.
Рисование, конструирование, лепка, бытовой труд важны еще и потому, что
способствуют
формированию
направленности
на
получение
результата,
навыков самооценки, планирования и управления поведением.
Развитие любознательности, познавательных интересов, воображения,
образного
мышления
лежит
в
русле
основных
возрастных
тенденций
и
достижений. Складывание первой обобщенной картины мира невозможно
вне особых типов общения со взрослым — внеситуативно-познавательного и
внеситуативно-личностного.
Взрослый
сохраняет
свое
центральное
положение
в
мире
ребенка,
который
стремится
подражать
ему
и
одновременно испытывает потребность в уважительном и серьезном к себе
отношении. Родитель выступает как эрудит, источник познания, партнер по
обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная
личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.
2.2. Условия успешного семейного воспитания
Оптимальным,
гармоничным
является
гармонический
стиль
воспитания.
Поведение
ребенка
при
этом
направляется
твердо,
последовательно
и
гибко.
Родители
объясняют
мотивы
требований,
поощряют
их
обсуждение
ребенком.
Власть
используется
лишь
в
меру
необходимости.
В ребенке поощряется как послушание, так и независимость. Родители
устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя
непогрешимыми; прислушиваются к мнению сына или дочери, но не исходят
только из его желаний.
В
гармоничной
семье
дать
описание
роли
трудно,
потому
что
все
отношения
с
ребенком
гибки
и
изменчивы.
Но
в
тех
случаях,
когда
родительские
позиции
утрачивают
гибкость,
адекватность,
детские
роли
довольно четко выявляются.
От
отношения
к
ребенку
отца
и
матери,
от
удовлетворения
его
психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие
определенного типа поведения человека в течение жизни.
Поэтому
в
жизни
каждого
человека
родители
играют
большую
и
ответственную
роль.
Они
дают
первые
образцы
поведения.
Ребенок
подражает
и
стремится
быть
похожим
на
мать
и
отца.
Когда
родители
понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности
ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом,
способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания
человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так
как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим
людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать
детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и
гармоничному развитию.
Для гармоничного воспитания большое значение имеют следующие
родительские педагогические способности:
–
чувствительность
к
растущему
ребенку
как
формирующейся
личности. Родителям мало постоянно находиться с ним рядом – необходимо
воспринимать его как что-то особенное в своей жизни, быть настроенным на
него
всей
своей
душой,
сопереживать
ему,
относиться
как
к
равному
участнику общения.
Такое
взаимодействие
базируется
на
принципах
гуманистической
педагогики:
а)
максимальное
стремление
помочь
ребенку
(протяни
руку
помощи); б) следование за эмоциями ребенка (не опережай эмоциональный
опы т
с а мого
ре бе нка
и
е го
с по с об но с т и
к
р е а г и р о в а н и ю ) ;
в)
самотождественность
(соответствуй
в
своем
поведении
собственным
переживаниям,
своей
родительской
и
человеческой
сущно сти);
г) безоценочное отношение к ребенку (прими ребенка таким, какой он есть);
д) стремление почувствовать то же, что чувствует ребенок (пойми его).
–
обладание
коммуникативной
способностью,
предусматривающей
расположение к людям и доброжелательность, обеспечивающие реализацию
внутреннего созвучия мыслей и эмоций во взаимодействии с ребенком;
– развитые перцептивные способности: зоркость, наблюдательность,
внимание;
– интуиция;
– диагностические и прогностические способности;
– эмпатия;
– способность к режиссуре;
– способность к инструментовке взаимодействия;
– способность к активному воздействию на другого человека;
– развитые личностные качества: внимание, воображение, логическое
мышление.
Владение родителями типовыми приемами, с помощью которых можно
«сконструировать» конкретное взаимодействие; средствами самореализации,
включающими овладение своим организмом (саморегуляция), мнемической и
пантомимической
выразительностью,
управление
эмоциями,
настроением
(снятие
избыточного
психического
напряжения,
создание
определенного
эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.
2.3. Направления семейного воспитания
Успешность
семейного
воспитания
проявляется
в
индивидуальном
развитии у ребенка: физической культуры; культуры общения с близкими
людьми, культуры домоведения и бытового поведения; культуры труда и
досуга; культуры адекватного полоролевого поведения; культуры общения;
культуры самоорганизации ребенком времени своей жизни.
В
семейном
воспитании
важное
место
занимает
забота
о здоровье
ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости,
быстроты, выносливости. Воспитание здорового ребенка в семье включает в
себя очень много аспектов. «Здоровый ребенок», - это, в первую очередь,
физическое здоровье, но и совсем немаловажное значение имеет психическое
состояние
здоровья
ребенка.
Большую
часть
жизни
ребенок
проводит
в
семье, через нее он познает мир и получает первые навыки и жизненные
установки. Все родители хотят, чтобы их ребенок имел полноценное здоровье
и хорошее физическое развитие. Для этого необходимо сформировать в семье
хороший
психоэмоциональный
фон,
хорошие
привычки,
организовать
физическое воспитание и рациональное питание.
Следует
учитывать,
что
на
детское
здоровье
влияют
следующие
факторы:
врожденные
физические
особенности;
условия
жизни
в
семье;
соблюдение санитарно – гигиенических норм; уровень развития системы
здравоохранения государства; социально – экономическая и экологическая
ситуация, сложившаяся в населенном пункте, а также в стране в целом.
Безусловно, на некоторые факторы невозможно повлиять силами только
родителей ребенка, но создать благоприятный климат в семье под силу всем
любящим родителям. Ребенок должен постоянно ощущать любовь, заботу и
поддержку
со
стороны
мамы
и
папы,
только
в
этом
случае
можно
не
беспокоиться
за
психологическое
здоровье
малыша.
Невероятно
важно
приучить ребенка соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни.
Очень важное значение имеет распорядок дня, закаливание организма, и
безусловно занятия спортом.
Здоровье каждого человека зависит от его поведения и образа жизни,
поэтому необходимо еще с детства прививать ребенку бережное отношение к
самому себе и заботу в собственном здоровье, что поможет сформировать
всесторонне-развитого члена общества.
Воспитание
детей
в
семье
необходимым
компонентом
включает
умственное
развитие.
Первые
обращения
матери
к
новорожденному,
младенцу
уже
закладывают
начала
умственного
воспитания.
Дальнейшее
обучение
речи,
рассказывание
сказок,
чтение
книжек,
стимулирование
и
поощрение
детской
любознательности,
ответы
на
вопросы
ребенка,
соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития
мышления,
памяти,
внимания,
воображения,
служит
важной
задаче
подготовки к обучению в школе. Положительную роль в этом отношении
играет поощрение занятий детей в предметных и других кружках – с учетом
их интересов, склонностей и состояния здоровья.
Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию
детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают
разнообразные
проблемы,
связанные
с
поведением,
взаимоотношениями
между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку
нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся
проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По
мере
взросления
ребенка
моральные
требования
к
нему
значительно
возрастают и углубляются.
Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к
родному
краю,
своему
Отечеству,
гуманности,
чувства
товарищества,
толерантности, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют
большую роль не только и не столько беседы, сколько организация всей
жизни
ребенка
в
соответствии
с
принципами
общечеловеческой
морали,
повседневная практика надлежащего поведения.
Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания
принадлежит трудовому
воспитанию
детей.
С
раннего
в о з р а с т а
дошкольники, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся
участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют
различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту
к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое
содействие.
Доступные
формы
самообслуживания,
участие
в
домашних
хлопотах,
вооружение
ребенка
разнообразными
трудовыми
умениями
и
навыками,
разъяснение
ему
роли
труда
в
жизни
человека
и
общества,
ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном
труде
–
все
это
весьма
существенно
для
подготовки
добросовестного
труженика,
способного
в
будущем
обеспечить
себя
и
свою
семью
всем
необходимым и принести пользу обществу.
Среди
конкретных
направлений
всестороннего
развития
личности
ребенка
в
условиях
семьи
немаловажную
роль
играет эстетическое
воспитание.
Тесно
связанное
с
другими
сторонами
воспитания,
оно
способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить
красоту
в
жизни,
природе,
искусстве,
приучает
их
творить
по
законам
красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием,
лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на
музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии
по родным местам и многое другое. Задача семьи – воспитывать не только
потребителей,
созерцателей
прекрасного,
но
и
активных
участников
его
созидания во всех возможных областях и сферах.
Следует
отметить,
что
у
родителей
как
воспитателей
ничего
не
получится,
если
они
не
будут
знать
особенностей
своего
ребенка.
Ведь
каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это своеобразная конкретная
личность.
Поэтому
отцу
и
матери
нельзя
довольствоваться
обыденным
представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется
постоянное
и
глубокое
изучение
ребенка,
специальное
выявление
его
интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и
недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда
родители
получат
возможность
целенаправленно
и
обоснованно,
а
следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего
человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с
другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.
В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по
интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на
улице, в общественных местах, в детском саду – в общении с товарищами, во
время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с
кем дружит, в какие игры играет – ответы на эти и подобные вопросы
родители должны знать.