Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста
Автор: Чикваидзе Елена Георгиевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МДОУ Детский сад №23 Населённый пункт: посёлок Ремзавода Наименование материала: Консультация Тема: Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Восприятие своего положения в неполной семье детьми
дошкольного возраста
Ситуация
неполной
семьи
часто
оказывает
негативное
влияние
на
развитие
ребенка.
Нарушение
структуры,
а,
следовательно,
полноты
функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития
личности детей.
Роль
человека,
подразумевает
определённые
модели
поведения,
способы общения и взаимодействия в межличностных отношениях. Для того,
чтобы
семья
была
полноценной
и
давала
правильную
модель
поведения
детям, в ней должно быть правильное разделение ролей.
Часто при распаде семьи старший или единственный сын исполняет
роль
главного
мужчины
в
семье,
заботится
о
матери,
помогает
ей,
поддерживает её, для матери это приятно, так как она получает любовь и
внимание от ребёнка, но для ребёнка детство заканчивается очень рано.
Схожую роль выполняют старшие дети, когда взрослые привлекают их
к
воспитанию
младших
детей,
то
есть
ребёнок
перестаёт
быть
братом
(сестрой) и исполняет роль мамы (папы). Это ведёт не только к нарушению
сознания
и
не
правильному
развитию
ребёнка,
но
и
к
негативному
отношению к младшему братику или сестрёнке.
С
ранних
лет
ребенка
приучают
помогать
по
хозяйству.
При
этом
родители иногда забывают, что ребенок - это ребенок и у него есть право на
детство.
Часто
такая
роль
бывает
у
детей
в
неполных
семьях.
Ребенок
становится угрюмым, замкнутым, рано взрослеет.
В то же время, мать, которая должна заниматься домом, уделять время
детям, быть мягкой, терпеливой, внимательной и так далее, основное своё
время посвящает работе, чтобы содержать семью. Вместо того, чтобы быть
терпеливой и заботливой, она уставшая и загнанная дома она строгая и
раздражённая, часто вынуждена выполнять роль мужчины, например, точить
ножи, прибивать полки и др.
Именно поэтому в неполных семьях женщина (так как чаще всего
единственным родителем является она) никогда не должна забывать о том,
что она женщина, а также важно дать детям возможность, если такая есть,
общаться
с
родственниками
противоположного
пола
(братьями,
дядями,
дедушками).
Таким образом, важно помнить, что есть определённые жизненные
правила, которые формировались веками и их нарушение ведёт к нарушению
осознания себя как личности и как члена социума в котором мы неизбежно
живём.
Важно всегда помнить свою роль,
роль в которой находятся дети и
делать
так,
чтобы
эти
роли
соответствовали
тем
обязанностям,
которые
каждый
выполняет.
Только
тогда
можно
сохранить
тёплые
отношения
в
семье, в которой дети получат полноценное развитие.
Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его
личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом
себе, или "образ Я". В этот образ входит как осознание своих физических,
интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также
субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.
Идентичность ребенка начинает складываться преимущественно под
влиянием родителей и близких родственников. Семья представляет собой
первую
социальную
среду,
которая
окружает
ребенка
на
протяжении
длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании
его
личности.
Именно
от
семьи
в
значительной
степени
зависит,
какие
именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие.
Идентификация - врожденное психологическое свойство человека. Так
идет процесс воспитания во всем животном мире: «Делай, как я». Ребенок
сам
автоматически
копирует
движения,
жесты,
позы,
манеры
своих
родителей. В возрасте пяти лет ребенок, уже на основе полученного опыта,
понимает, что можно ожидать от жизни и какую позицию по отношению к
миру лучше всего занять. И его выбор зависит, прежде всего, от родительских
позитивных
и
негативных
воздействий
и
установок.
Решение,
принятое
ребенком в весьма раннем возрасте, закрепляется как стиль отношений с
окружающими на всю последующую взрослую жизнь.
Программируя жизнь детей, родители делятся с ними своим опытом и
всем
тем,
что
они
знают
и
умеют.
Каждая
семья
располагает
набором
собственных наказов.
Не
только
образцы
поведения,
но
и
принципы
внутрисемейных
взаимоотношений
передаются
из
поколения
в
поколение.
Ребенок,
как
правило, учится у родителя своего пола. Сын будет относиться к своей жене
примерно так же, как его отец относился к матери. Многие дети, мама и папа
которых постоянно сбрасывали свое раздражение на них или друг на друга,
часто повторяют такой стиль общения в своих семьях.
Случается
и
так,
что
ребенок,
видя
страдания
того
из
родителей,
который
ему
ближе,
решает:
«У
меня
так
не
будет!»
Но
для
этого
потребуются огромные усилия и кропотливая работа над собой.
Таким образом, у детей из неполных семей образ себя носит аморфный,
диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие
своего положения в семье.
Наблюдается также и деформация идентификации с родителями. Так,
около
40%
детей
из
неполных
семей
категорически
не
желают
быть
похожими на кого-либо из родителей, в то время как таких детей из полных
семей – менее 30%. Данные показатели отражают проблемы воспитания,
имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них - заниженный
авторитет
как
совместно
проживающего
с
ребенком
родителя,
так
и
отсутствующего
в
семье.
Все
это
повышает
степень
риска
при
взаимодействии
детей
из
неполных
семей
с
социальным
окружением,
деформируют развитие личности ребенка.
Дети
из
неполных
семей
испытывают
затруднения
в
следовании
полоролевым моделям, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших
отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от
окружающих,
пониженном
уровне
самоконтроля,
импульсивности,
невысоком
предпочтении
мужских
видов
деятельности.
У
девочек
наблюдаются
сложности
в
сфере
гетеросексуальных
отношений
(в
дальнейшем
они
могут
испытывать
трудности
в
установлении
взаимоотношений
с
мужчинами).
С
другой
стороны,
у
девочек,
которых
воспитывает
одна
мать,
может
создаваться
искаженное
представление
о
мужчинах.
Как
пишет
З.Матейчек,
если
у
девочки
воспитывалось
представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования,
ее
неприязненного
отношения
к
бывшему
мужу,
то
у
дочери
может
возникнуть
общее
деформированное
представление
об
интимных
отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что
девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины,
чаще
всего
мало
реалистичный,
больше
похожий
на
образы
героев
художественных произведений, кинофильмов или телепередач.
Поэтому родителям, воспитывающим детей в неполной семье нужно:
- стараться как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы
находиться с ним в постоянном контакте;
- хвалить ребенка за любое его достижение, а не наказывать, тем более
по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера
в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного
достоинства и уверенности в себе;
- относиться с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
- не возлагать роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
- стараться во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения,
соответствующие его полу;
-
пытаться
развивать
социальные
связи
своей
семьи,
это
поможет
ребенку
активно
общаться
и
устанавливать
отношения
со
знакомыми
мужчинами.