Напоминание

Логопедические игры и упражнения


Автор: Бирюкова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КОУОО "Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: Методическое пособие для педагогов и родителей
Тема: Логопедические игры и упражнения
Раздел: начальное образование





Назад




Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Логопедические игры и упражнения

Методическое пособие

для педагогов и родителей

Составитель:
Бирюкова Татьяна Николаевна, учитель логопедии Орел
2
Пояснительная записка
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к эффективному взаимодействию с окружающим миром. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны системные нарушения речи, ограниченность речевого общения. Речевая патология наблюдаются как у учащихся младших классов, так и в среднем звене школы, отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом, становится очевидной необходимость исправления речевых нарушений, формирования грамотной и правильной речи учеников с интеллектуальной недостаточностью. При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические принципы доступности, наглядности, перехода от простого к сложному, повторения и упражнения. Комплекс состоит из шести групп упражнений:  упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия,  упражнения на обогащение и активизацию словарного запаса детей,  упражнения на развитие мелкой и общей моторики,  упражнения на формирование правильной артикуляции,  упражнения на формирование правильного речевого дыхания,  упражнения на развитие навыков связной речи. При составлении методики использовались игры таких авторов, как Е.М. Косинова, М.Ю. Гаврикова, М.Г. Метельская, Т.А. Куликовская. Эти упражнения были модифицированы с учетом возраста и речевых особенностей учащихся. Предлагаемый комплекс игр и упражнений предназначен для использования логопедами, педагогами – предметниками, воспитателями в группе продлённого дня, родителями учащихся 1 – 6 классов специальной (коррекционной) школы.
3
Рекомендации для педагогов
Коррекция речевой деятельности - целенаправленный процесс, для реализации которого необходимо создание специальной речевой среды: -систематическое и последовательное применение игр и упражнений для развития речи; - наличие наглядного материала; -использование педагогом специальных методических приемов, способствующих развитию речи. При развитии речи рекомендует ся применение м е тод о в эмоционального стимулирования, задачей которых является обеспечение проявления положительных эмоций по отношению к содержанию занятия. Создание ситуации успеха, удовлетворения от результатов работы стимулирует речевую деятельность. Необходимо на занятиях использовать прием поощрения, вносить игровые моменты.
Методические приемы:
 Голосовая и эмоциональная модуляция. Этот прием позволяет изменять интонацию, тембр, высоту, громкость голоса (от громкой речи до шепота).  Модуляция темпа речи. В этом случае педагог может выдерживать паузу, изменять темп от медленной речи до быстрой, резко менять скорость речи.  Жестикуляция. Сопровождение речи мимикой, адекватной содержанию, эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони должны быть открыты, жесты широкие и свободные.  Наводящие вопросы. Применяются в том случае, если возникают какие - либо затруднения.  Вопросы - предложения. Применяются, если дети не отвечают даже на наводящие вопросы. Предложения содержат в себе подсказку.
4
Раздел I

Игры и упражнения направленные

на формирование правильной артикуляции.
Выполнение артикуляторных движений сопровождается движениями рук. «Качели» Дети улыбаются, открывают широко рот, на счет «раз» - опускают кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднимают язык за верхние зубы. Кисти рук поднимают попеременно, то вверх, то вниз. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. «Лошадка» Дети улыбаются, широко открывают рот, щелкают языком громко, при этом нижняя челюсть неподвижна. Локти стоят на столе, дети сжимают и разжимают попеременно пальцы обеих рук. Я - веселая лошадка, Темная как шоколадка, Язычком пощелкай громко - Стук копыт услышишь звонкий. «Слон» Сомкнутые губы вытягивают вперед и удерживают в таком положении до счета «пять»/«десять», затем возвращаются в исходное положение. Ладони обеих рук плотно прижаты, руки вытянуты вперед, локти разводим в стороны, так, чтобы пальцы обеих рук не рассоединялись. Буду подражать слону, Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
5
Раздел II

Упражнения и игры, направленные

на формирование правильного речевого дыхания.
« Катится колобок» Оборудование: схема колобка, схемы речевого вдоха и выдоха. Детям показывают «колобок». Дети делают вдох через нос, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через нос. Условные обозначения: -нос, -рот, -выдох, -вдох Колобок продолжает катиться по дорожке. Дети делают вдох через нос, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через рот.





Затем делают вдох через рот, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через нос.
6 В конце упражнения дети делают вдох через рот, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через рот. «Поющие мешочки» Оборудование: магнитофон, воздушный шарик, мешочки. На воздушном шарике привязаны мешочки не простые, а говорящие. Включается магнитофонная запись с голосами птиц и животных. Дети по очереди угадывают звуки и поют на длительном выдохе песни животных.
Раздел III

Игры и упражнения, направленные

на развитие фонематического слуха и восприятия.

7 «Роза и колокольчик» Оборудование: шаблоны роз и колокольчиков. У каждого ребенка имеется шаблон «роза» и «колокольчик». Если в словах, которые дети услышали, первый звук - согласный (нельзя пропеть) - поднимают колокольчик, а если гласный (можно пропеть) - поднимают розу. Предварительно с детьми необходимо повторить, что согласные звуки обозначаются, синим цветом, а гласные - красным. «Птичка» Оборудование: шаблоны птиц (в виде геометрических фигур). У каждого ученика на столе лежит раздаточный материал «птичка». Педагог произносит слова с определенным звуком, а дети определяют позицию звука в словах. Если звук в начале слова, они показывают головку птички, в середине - туловище, в конце слова - хвостик. « Сказочные герои» Цель: научить детей выделять гласный звук в начале слова. Оборудование: картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни - Пух, Карлсон, Чиполлино); картинки: абрикос, арка, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, экскаватор. Картинки выставлены на наборном полотне. Детям говорится, что к ним в гости пришли сказочные герои, которые знают очень много слов, начинающихся с гласных звуков: А, У, О, И, Э. Подул ветер, и все слова разлетелись, нужно помочь героям расставить слова так, как они просят: Незнайка: - Назовите мне слова - В начале слова гласный – А. Буратино: - Слов придумать не могу В начале слова гласный - У.
8 Винни - Пух: - Вспомнить слово нелегко - Вначале слова гласный - О Карлсон: - Слово быстро назови, В начале слова гласный - И. Чиполлино: - Не в середине, не в конце, В начале слова гласный - Э. Дети по очереди выбирают нужные картинки и отдают их сказочным героям.
Раздел IV

Игры и упражнения направленные

на развитие общей и мелкой моторики рук.
Данные игры и упражнения включаются в физкультминутки
«
Расскажи стихи руками». «Репка» Оборудование:плакат с изображением репки. Под строки стихотворения дети приседают и медленно поднимаются. Затем сжимают и разжимают кулачки обеих рук, образуя «замочек». Хлопают в ладоши. Расти большая, репка, Вырастай крепкая, Сладкая, да белая, Чтоб детвора поела. «Зайка» Оборудование: указка с изображением зайчика, схемы для зрительно - двигательной ориентации.
9 При проговаривании стихотворения «Зайка», дети фиксируют взгляд на указке педагога и следят взглядом за движением «зайчика». Делая вдох, идут по дорожке (в виде стрелки) и пропевают гласные: а, у, и, о (с опорой на схемы). Зайка серенький идет, Громко песенки поет. Вместе с заинькой пойдем, И домой мы попадем.
а

у



и о
« Ежик» Оборудование: шаблон «ёж», указка с прикрепленным на ней грибом, фломастеры, листы белой бумаги. При проговаривании стихотворения «Ежик», дети следят глазами за грибком, который необходимо донести до норки ежа по лесенке и ведут пальцем по самой лестнице к норке. Гонит ветер в небе тучки, Пляшут листья во дворе. Гриб, надетый на колючки, Тащит еж к своей норе.
Раздел V

Игры и упражнения, направленные

10
на обогащение и активизацию словарного запаса детей.
«Я фантазирую» Оборудование: демонстрационный материал: «мишка», «гномик». Иллюстрации: бабочка, халат, рыба, кисть, елка, краски, ручей, ваза, корова. Раздаточный материал: карточки с вопросами, фломастеры. Дети попадают в волшебную страну и встречают хозяина всех предметов - видимых и невидимых. Зовут его Крошка - Енот, который любит удивляться и задавать вопросы: «Кто это?» или «Что это?». Мишка рассказал гномику, что если задаешь вопрос «Кто это?» - значит предмет живой, а если «Что это?»- неживой. Медведь предложил Гномику задавать вопросы и живые предметы помечать красным сердечком, а неживые предметы - синим треугольником. Дети помогают Еноту, смотрят на картинки и находят среди них живые и неживые предметы. Фломастерами рисуют сердечки и треугольники. «Подбери слово» Оборудование: демонстрационный материал: зайчик, ручей, дом, корова, лиса, часы, молоко, диван, дерево, корабль, письмо, лошади, поезд, дождь. Раздаточный материал: карточки с вопросами, фломастеры. Заяц бежал по лесу и думал: «Я - Зайчик. Бежит кто? Зайчик. Я, живой. Но ведь бежать может и ручей. Бежит что? Ручей. Так можно и запутаться». Дети должны помочь Зайчику правильно подобрать вопрос к словам. Живые предметы обвести красным фломастером, а неживые – синим. «Угадай, кто я?» Оборудование: наглядный материал: картинки с изображением козла, ежа, зебры, лисы, медведя, змеи, петуха, собаки; шаблоны зайца и попугая. 1 - вариант Заяц решил поиграть с попугаем. Он называет слово и показывает картинку, а попугай должен догадаться, какое животное загадано. Дети помогают попугаю справиться с этим заданием.
11 Например: - бородатый кто? (козел), колючий кто? (ёж), полосатая кто? (зебра,) хитрая кто? (лиса) и так далее. 2 - вариант Попугай отгадывает животное по единственному слову, дети помогают попугаю соединять слова, проводят стрелку (без опоры на картинку). Например: голосистый петух косолапый медведь ядовитая змея полосатая зебра «Помоги курочке Рябе» Цель: закрепить понятия «многозначные слова» Оборудование: плакат с курицей и цыплятами, полуобъемные яйца. Педагог вспоминает сказку «Курочка Ряба» и обращается к детям: - Вспомните, какое яичко снесла курочка Ряба первым? (Золотое). -А после она снесла простые яйца и вывела цыплят. Все яички она подписала, чтобы цыплята не спутали их. Но ее цыплята были непоседы и перепутали половинки своих яичек. Необходимо помочь собрать яички и прочитать, что на них написано, объяснив значения слов.
Раздел VI

Игры и упражнения, направленные на развитие навыков связной речи.
В данную группу включены скороговорки. Скороговорки - это рифмованные сюжеты, в которых сочетается маленькая история и игра слов и звуков. Все скороговорки сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками. «Мячик бросай - скороговорку поймай» Оборудование: мяч, карточки со скороговорками:
12  От топота копыт пыль по полю летит;  Ткет ткач ткани на платке Тане;  Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку. 1-вариант Предлагается детям взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая, необходимо поймать его двумя руками, проговаривая скороговорку. При этом можно подбрасывать и ловить мяч на каждое слово или слог. 2-вариант Предлагается детям проговорить скороговорку, перебрасывая мяч друг другу. 3-вариант Необходимо проговорить скороговорку детям, перебрасывая мячик из одной руки в другую. «Ладошки хлопают - скороговорку шлепают» Оборудование: карточки со скороговорками:  Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла;  Мила мыла не любила, мыло мила уронила. Детям необходимо проговорить скороговорку. Отхлопывать каждое слово, «перекладывая» ладоши, как будто лепим снежки. Сначала проговариваем медленно и хлопаем, затем все быстрее и быстрее. «Кто быстрее повторит» Оборудование: секундомер, карточки со скороговорками:  Купила бабуся бусы Марусе;  У бабы бобы, у деда дубы;  Дом у дуба, дуб у дома. Класс делится на две команды. Каждая получает скороговорки. По очереди из каждой команды выходят дети. Кто быстрее проговорит скороговорку, тот и принес победу своей команде. «По дорожке в сказку»
13 Цель: упражнять учащихся в умении употреблять в речи простые и сложные предлоги, совершенствовать навыки ориентации в пространстве и на плоскости. Оборудование: плакат «Лесная опушка». Предметные картинки: дом, заяц, волк, медведь, лиса, колобок. Учитель рассказывает детям, что по дороге - с, из - за, между, у, к, в, до, на с колобком им в путь пора. - А где же, мы найдем колобка? (На солнышке) - Откуда отправился колобок в свое путешествие? (Из домика). - Куда отправился колобок из домика? (В лес) - Где колобок пойдёт в лес? (По дорожке) - Что увидел Колобок на дороге? ( Елки) -Кого колобок встретил первого? (Зайца). - Где расположен заяц на плакате? - Какой он? (Серенький). - С кем разговаривал колобок? (С зайцем). - От кого ушел колобок? (От зайца). - Покажите, где колобок спрятался под ель? - За ель? - К кому колобок отправился дальше? (К волку). - Что, увидел колобок по дорожке? (Цветы). - Посчитайте цветы по порядку. Такую беседу вести о каждом герое сказки.


В раздел образования