Напоминание

Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий.


Автор: Болдырева Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДИЦИНСКИЙ

КОЛЛЕДЖ





Л.А.

Болдырева,

преподаватель

Тема:

«Классификация

микроорганизмов.

Морфология

бактерий»

Методическая разработка

теоретического занятия

по

дисциплине

«Основы

микробиологии

и

иммунологии»

Специальность:

34.02.01

«Сестринское

дело»
Санкт-Петербург 2016-2017 уч.год
Составлена в соответствии с программой и требованиями ФГОС.
АВТОР:
Болдырева Людмила Анатольевна – преподаватель учебной дисциплины "Основы микробиологии и иммунологии" высшей квалификационной категории СПб ГБПОУ МК №2.

Пояснительная

записка


Методическая разработка по теме «Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий» составлена в соответствии с программой и требованиями ФГОС. На данном занятии студенты знакомятся с классификацией микроорганизмов, морфологией бактерий, строением бактериальной клетки. На занятии осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.3. В методической разработке по теме «Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, вопросы для теоретиче ского о сво ения материа ла, о снащение, схе м ы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, список литературы и интернет-ресурсов, а также контролирующие задания: вопросы для устного и письменного опроса. В методиче ской разработке использованы с о в р е м е н н ы е педагогические приемы и методики, стимулирующие критическое мышление, память, внимание.

Содержание
1. Пояснительная записка 2. Обоснование темы 3. Цель и задачи занятия 4. Оснащение и формы оптимизации 5. Межпредметные и внутрипредметные связи 6. Граф – логическая структура темы 7. План проведения и ход занятия 8. Теоретическая часть. 9. Приложения 10. Литература и интернет-ресурсы

Тема:

«
Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий
»

Продолжительность:
90 минут
Место

проведения:
учебная аудитория медицинского колледжа № 2
Вид

занятия:
комбинированный урок
Оснащение:
компьютерная презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, наглядные материалы.
Актуальность

темы:
Наша планета населена огромным числом живых существ. Одни из них составляют макромир – это животные, растения и другие видимые невооруженным глазом организмы. Микромир образуют мельчайшие организмы, которые мы можем рассмотреть только с помощью специальных оптических приборов. Микроорганизмы наиболее древняя форма жизни на Земле, они появились 3-4 млрд. лет тому назад. Их можно обнаружить в почве, в пыли, в воде, в воздухе, на покровах животных и растений, внутри организмов и даже в горячих источниках, в космосе. Данная тема является базовой при изучении дальнейших разделов микробиологии и для проведения практической работы по исследованию патогенных микроорганизмов. Бактерии являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Знание основных групп бактерий и их функций, особенно токсигенных и патогенных свойств бактерий, поможет студентам правильно определять возбудителей различных заболеваний в патологическом материале, взятом от больного, для подтверждения диагноза.



Цель занятия:
познакомить студентов с разнообразием форм микроорганизмов; научить студентов различать виды микроорганизмов по форме и расположению; обеспечить понимание у студентов личностной и общественной значимости микроорганизмов, а также их влиянии на организм человека.
Задачи:

Образовательные:
1. Ознакомиться с разнообразием микромира; 2. Выяснить разнообразие форм микроорганизмов; 3. Изучить строение бактериальной клетки; 4. Познакомиться с классификацией бактерий.
Развивающие:


1. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; 2. Развивать потребности более глубокого изучения не только предмета микробиологии, но и медицинских дисциплин в целом. 3. Сформировать умение участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение, делать выводы.
Воспитательные:
1.Воспитывать общеучебные навыки внимания и аккуратности;

2. Формировать качества личности, такие как трудолюбие, самостоятельность.
Студент

должен

знать:
- классификацию микроорганизмов; - патогенные шаровидные бактерии, формы кокков; - палочковидные формы бактерий и вызванные ими заболевания; - извитые бактерии, виды, их значения; - строение бактериальной клетки.
Студент

должен

уметь:
- отличать микроорганизмы по форме, структурным элементам;
- показать основные и дополнительные структуры бактериальной клетки.
Студенты находятся в процессе освоения общих и профессиональных компетенций:
Номер и название

компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Классификацию м/о. Ориентироваться классификации м/о. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. Ро л ь м / о в ж и з н и человека и общества. Объяснять содержание и понятие, используемых в м/б терминов. ОК 4. Осуществлять поиск и информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Способы поиска информации для выполнения профессиональных задач. Находить информацию о м/б объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Способы совместного решения поставленной задачи при выполнении коллективного задания Организовать работу в команде. ПК 1.1. Проводить Классификацию и характерные Применять знания при
мероприятия по сохранению здоровья населения, пациента и его окружения. особенности отдельных групп микроорганизмов. проведении мероприятий по сохранению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Возбудителей инфекционных болезней. Осуществлять профилактику распространи инфекций.

Внутрипредметные

связи

Межпредметные

связи

Классификация

м/о.

Строение

бактериальной

клетки.
Инфекции. Инфекционный процесс Химиотерапия и химиопрофилактика инфекционных бол. Микрофлора здорового человека Сравнение клеток прокариот с эукариотами Обмен веществ и энергии в клетке История развития м/б

Граф-логическая структура

Классификация

м/о.

Строение

бактериальной

клетки.
Биология Химия Анатомия Гигиена С/дело в инфекционных заболеваниях С/дело в терапии
Классификация

микроорганизмо

в
Vira Eucariotae Procariotae Прионы Вирусы Простейшие Грибы Риккетсии Микоплазмы Бактерии Хламидии Актиномицеты
Этапы планирования занятия: № п/п Этапы занятия Методика Цель Время Обеспе- чение 1. Организационная часть Приветствие, проверка Присутствующих Мобилизация внимания 3 мин Групповой журнал 2. Формулировка темы и ее обоснование Преподаватель сообщает тему занятия и дает ее обоснование Мобилизация познавательной деятельности студентов 2 мин Презентация Методическая разработка преподавателя 3. Объявление целей занятия Цели объявляются устно Сформировать конечные результаты работы 3 мин Основные структуры Капсула Нуклеоид Цитоплазма Оболочка Спора Жгутики
Бактериальная

клетка
Дополнительные структуры
4. Предваритель- ный контроль Преподаватель предлагает вспомнить, что студенты знают по теме занятия Определение исходного уровня знаний 10 мин Приложение 1 5. Изложение нового материала Лекция. Составление опорного конспекта Реализация целей и задач занятия 45 мин Презентация Методическая разработка преподавателя Приложение 2 6. Обсуждение всей группой изученного материала Преподаватель предлагает обсудить всей группой Достижение целей занятия 10 мин Вопросы для обсуждения Приложение 3 7. Заключительный контроль Преподаватель предлагает тестовые задания по теме Контроль усвоения знаний. Достижение целей занятия 10 мин Приложение 4,5,6 8. Подведение итогов Оценка работы студентов Оценка достижения целей занятия 5 мин Групповой журнал 9. Домашнее задание Формулировка задания Закрепление полученных знаний 2 мин Методическая разработка преподавателя
Приложение

1

Вопросы

для

предварительного

контроля
1. Назовите, какие знаете микроорганизмы 2. Где обитают микроорганизмы? 3. С помощью чего изучают микроорганизмы? 4. Какие существуют формы жизни? 5. Какие микроорганизмы относятся к клеточным формам жизни?
6. Какие микроорганизмы относятся к неклеточным формам жизни? 7. Корь, ветряная оспа, грипп вызывают вирусы? 8. Дизентерия, дифтерия, туберкулез также вызывают вирусы?
Приложение

2

Систематика

микроорганизмов,

имеющих

медицинское

значение.
Классификацию микроорганизмы впервые предложил Карл Линней: бинарная номенклатура на латинском языке. Высшая таксономическая единица –
царство
, далее
отдел

класс

порядок

семейство

род

вид

вариант
(морфовариант, хемовар, фаговар, серовар). Самая низшая инфраподвидовая систематическая категория
– штамм
.

ЦАРСТВА
, изучением которых занимается микробиология, являются: 1) Vira Вирусы 2) Procariotae Бактерии 3) Fungi Грибы 4) Protozoa (подцарство) Простейшие И д е н т и ф и ц и р о в ат ь м и к р о о р г а н и з м – о з н ач а е т : о п р е д е л и т ь систематическое положение выделенной из какого-либо источника культуры до уровня вида или варианта.
Примеры

названий

микроорганизмов:
Staphylococcus aureus – стафилококк золотистый Esherichia coli – кишечная палочка Neisseria meningitides- гонококки Micobacterium tuberculosis- туберкулезная палочка Микроорганизмы – это организмы невидимые невооруженным глазом. Бактерии - одноклеточные микроорганизмы, лишенные хлорофилла (искл. цианобактерии), морфологически отличающиеся друг от друга по величине, расположению и форме отдельных клеток. Основное общее свойство – это малые размеры, измеряются в микрометрах (мкм), или нанометрах (нм). Средние размеры 2-6 мкм. Размеры и формы бактерий в зависимости от среды обитания, возраста обладают полиморфизмом, т.е. способностью изменяться морфологически. Большинство бактерий - сапрофиты (питаются гото в ы м и органическими веществами отмирающих организмов) и участвуют в обмене веществ в природе, однако есть патогенные виды, вызывающие заболевания у человека, животных и поражают растения. Различают следующие основные формы бактерий (в основе лежит различные типы деления клеток и их расположения): эукариоты
1) шаровидная форма – кокки: а) стафилококки – располагаются в мазках в виде «гроздьев винограда» б) стрептококки – располагаются цепочкой в) диплококки: 1) менингококки и гонококки – в виде «кофейных зерен», вогнутой поверхностью обращены друг к другу 2) пневмококки – с противоположных сторон имеют ланцетовидную форму Это все патогенные для человека микроорганизмы. Непатогенными микроорганизмами являются: г) микрококки – располагаются в мазках по одному д) сарцины – располагаются пакетами и тюками е) тетракокки – в мазках по четыре 2) палочковидная форма – палочки: они более распространены в природе, т.к. многие из палочек способны к спорообразованию. Отличаются по морфологии: длинные, короткие, концы клеток могут быть закруглены (кишечная палочка), отрублены (бациллы сибирской язвы), заострены (фузиформные бактерии), имеют утолщения на концах (коринебактерии дифтерии). После деления располагаются либо поодиночно (иерсинии чумы), либо под углом к 1 2
друг к другу (клостридии столбняка), либо цепочкой (бациллы). Большинство палочек располагаются беспорядочно. Палочки бывают: - бесспоровые (кишечная палочка), - споровые: 1) аэробные, т.е. существуют в кислородных условиях – бациллы сибирской язвы; 2) анаэробные, т.е. существуют в бескислородных условиях – клостридии ботулизма. 3) изогнутая форма – вибрионы (холерный вибрион); 4) извитые формы – спириллы, спирохеты (бледная трепонема сифилиса);
Строение

и

функции

бактериальной

клетки.
Несмотря на малые размеры, бактерии имеют довольно сложное строение.
Бактериальная

клетка

состоит

из

следующих

основных

структур
: 1)
трехслойная

оболочка
, состоящая из: а) слизистого слоя – выполняет двигательную и защитную функцию; б) клеточной стенки – обеспечивает «скелет» клетки за счет белкового веще ства муреина (пептидогликана), поддерж ивает осмотическое давление. З а с ч е т к л е т о ч н о й с т е н к и п р о и с х о д и т о к р а ш и в а н и е микроорганизмов по Граму. У Грам положительных бактерий клеточная стенка толще, чем у Грам отрицательных. Гр+ бактерии окрашиваются по методу Грама в сине-фиолетовый цвет, а Гр- - в розовый. Сущность
этого дифференциального метода состоит в том, что Гр+ бактерии прочно фиксируют комплекс из генцианвиолета и йода (красители), не подвергаются обесцвечиванию спиртом и поэтому не воспринимают дополнительный краситель – фуксин. У Гр- микробов этот комплекс вымывается спиртом из клетки через поры, и они окрашиваются фуксином в розовый цвет. в) цитоплазматической мембраны (ЦПМ) – контролирует водный и солевой обмен, обладая избирательной проницаемостью. Тесно примыкает к клеточной стенке. 2 )
Цитоплазма
– полость, ограниченная ЦПМ, представляет собой сложную коллоидную систему: гель-вода и растворенные в ней вещества. В ней располагаются органоиды клетки, включения: зерна валютина, капли жира и гликоген. В ней образуются споры. Цитоплазма транспортирует питательные вещества к органоидам клетки. 3)
Нуклеоид
– представляет собой молекулу ДНК (геном) и является хранителем наследственной информации бактерии, отвечает за изменчивость. 4
)

Рибосомы
– обеспечивают синтез белка.
Дополнительные

структуры

бактерии.
1)
Капсула
– поверхностное образование клетки, не является о бя зат е л ь н ы м эл е м е н том . П р ед ох р а н я е т к л е т ку о т высыхания, обеспечивая вирулентность. Капсулу имеют пневмококки, бациллы сибирской язвы и др. 2)
Спора
– уплотненный участок клетки, сохраняющий все свойства бактерии. Образуется при неблагоприятных условиях (понижение температуры, недостаток питательных веществ). Споры располагаются в клетке неодинаково: а) центрально (бациллы), б) субтерминально (клостридии ботулизма) – ближе к одному из концов клетки,
в) терминально (клостридии столбняка) – на одном из концов клетки. Это свойство – видовой признак. 3)
Жгутики
– органы движения клетки, количество их различно. Состоят из белка флагеллина. Расположение жгутиков на клетке различно и является видовым признаком: а) монотрихи – бактерии, имеющие 1 жгутик (синегнойная палочка), б) перетрихи - бактерии, имеющие жгутики по всей поверхности клетки (кишечная палочка), в) лофотрихи - бактерии, имеющие 1 или пучок жгутиков на одном из концов клетки (палочки сине-зеленого молока), г) амфитрихи - бактерии, имеющие по пучку жгутиков с обеих сторон (спириллы). 4)
Пили
: общие - фимбрии и половые (sex-пили). Фимбрии обспечивают прикрепление к субстрату, а sex-пили участвуют в процессе конъюгации.
Основные

группы

микроорганизмов.

Актиномицеты
– бактерии по внешнему виду напоминают мицеллярные грибы, т.к. имеют форму тонких нитей. В основном обитают в почве и способны к спорообразованию, являют ся продуцентами антибиотиков. Могут вызывать заболевания у человека – актиномикоз.
Спирохеты
– бактерии штопорообразной формы. К ним относят: трепонемы (возбудители сифилиса); бореллия (возбудитель возвратного тифа), лептоспиры (возбудители лептоспироза)
Микоплазмы
– самые мелкие из известных организмов, поэтому проходят через бактериологические фильтры. Особенность: не имеют клеточной стенки. Вызывают заболевания воспалительного характера, однако могут быть сапрофитами.

Риккет сии

и

хламидии


бактерии
,
являются облигатными внутриклеточными паразитами, поэтому долгое время их не могли систематизировать: либо вирусы, либо бактерии.
Вирусы –
отдельная лекция.
Приложение

3

Вопросы по лекции для усвоения материала
1. Как вы понимаете « идентификация микроорганизмов»? 2. Назовите основные группы микроорганизмов, различающиеся по форме? 3. Как называются шаровидные бактерии? 4. Перечислите формы кокков.
5. В результате какого явления происходит классификация различных кокков. 6. Какие кокки патогенные для человека, а какие непатогенные? 7. Опишите морфологию палочковидных форм микроорганизмов, называя их. 8. Укажите представителей изогнутых и извитых форм. 9. Перечислите главные части микробной клетки, описывая их функции. 10. Назовите дополнительные структурные образования клетки и их функции. 11. Какое вещество придает прочность клеточной стенке? 12. Как располагаются споры в клетках? Опишите процесс спорообразования. 13. Укажите назначение жгутиков и деление бактерий по их расположению. 14. Дайте характеристику микоплазмам, риккетсиям, хламидиям, актиномицетам.
Приложение

4

Тестовый контроль по теме

Вариант 1

Выберите

один

правильный

ответ:
1. В основе деления микроорганизмов на группы лежит: а) морфология клеток б) различные типы их деления
в) расположение в мазке г) все ответы верны 2.Гонококки – это шаровидные бактерии, в мазках выглядят как: а) вибрионы б) микрококки в) диплококки г) сарцины 3. Стрептококки в мазке располагаются: а) цепочками б) тюками в) скоплениями в виде гроздьев г) поодиночно 4. Актиномицеты характеризуются следующими свойствами: а) имеют вид тонких нитей б) в основном обитают в почве в) на концах клеток образуют споры г) все ответы верны 5. Вибрионы – это: а) извитые палочки б) изогнутые палочки в) тетракокки г) микрококки 6. К спорообразованию способны: а) стафилококки б) бациллы в) стрептококки г) кишечная палочка 7. Хранителем наследственной информации у бактерий является: а) спора б) цитоплазма
в) капсула г) нуклеоид 8. Эти микроорганизмы являются внутриклеточными паразитами: а) хламидии б) сарцины в) стрептококки г) клостридии 9. Флагеллин – это белок, входящий в состав: а) оболочки б) капсулы в) жгутиков г) цитоплазмы 10. Расставьте этапы приготовления препарата в нужном порядке: а) фиксация б) приготовление мазка в) окрашивание г) высушивание 11. Укажите соответствия: I Световая обычная микроскопия а) для изучения живых неокрашенных препаратов II Фазово–контрастная микроскопия б) для изучения окрашенных препаратов
Приложение

5

Тестовый контроль по теме

Вариант 2

Выберите

один

правильный

ответ:
1. Сапрофитные микроорганизмы питаются: а) органическими веществами мертвых организмов б) неорганическими веществами в) органическими веществами живых организмов
г) все ответы верны 2. Стафилококки в мазке располагаются: а) цепочкой б) попарно в) в виде гроздьев г) тюками 3. Сарцины имеют форму: а) шаровидная б) изогнутая в) палочковидная г) извитая 4. Бактерии штопорообразной формы называются: а) вибрионы б) спириллы в) спирохеты г) клостридии 5. В состав клеточной стенки бактерии входит: а) крахмал б) флагеллин в) муреин г) альбумин 6. Перитрихи- бактерии, имеющие следующее расположение жгутиков на клетке: а) по всей поверхности клетки б) на одном из концов клетки в) на обоих концах клетки 7. Дополнительной структурой бактерии является: а) нуклеоид б) цитоплазма в) ЦПМ
г) капсула 8. Бациллы - это: а) аэробные споровые палочки б) извитые бесспоровые бактерии в) бесспоровые кокки г) анаэробные споровые палочки 9. Укажите функцию нуклеоида в бактериальной клетке: а) синтезирует белок б) обеспечивает форму клетки в) придает подвижность клетке г) является хранителем наследственной информации 10. Грам отрицательные микробы: а) окрашиваются в сине-фиолетовый цвет б) образуют стойкий комплекс с основными красителями в) имеют красную окраску 11. Укажите соответствие: I Физический вид фиксации препарата а) ацетон II Химический вид фисации б) р-р спирта в) пламя горелки
Приложение

6

Ответы

к

тестовому

контролю:

Вариант 1 Вариант 2

1. г 1.а

2. в 2. в

3. а 3. а

4. г 4. в

5. б 5. в

6. б 6. а

7. г 7. г

8. а 8. а

9. в 9. г


10.б, г, а, в 10. в

11. I – б, II – а 11. I – в, II – а,б

Список используемой литературы:
Основная литература: 1. Воробьев А.А, Кривошеин Ю.С. и др. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебник. М.: Мастерство; Выс.Шк., 2012. 2. Воробьев А.А., Зверева В.В. основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: М.: Академия, 2009. Дополнительная литература:
1. Сбойчаков В.Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований. СПб: СпецЛит, 2007. 2. Поздеев О.К. Медицинская микробиология. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 3. Иванов В.П. Общая микробиология и иммунология. СПб.: СПбГМА, 2001.


В раздел образования