дело»
Санкт-Петербург
2016-2017
уч.год
Составлена в соответствии
с программой и
требованиями ФГОС.
АВТОР: Болдырева Людмила Анатольевна – преподаватель учебной
дисциплины "Основы
микробиологии
и
иммунологии"
высшей квалификационной категории СПб ГБПОУ МК №2.
Пояснительная
записка
Методическая
разработка
по
теме
«Классификация
микроорганизмов.
Морфология
бактерий»
составлена
в
соответствии
с
программой и требованиями ФГОС. На данном занятии студенты
знакомятся
с
классификацией
микроорганизмов,
морфологией
бактерий,
строением бактериальной клетки.
На занятии осуществляется
формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1, ОК 2,
ОК 4, ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.3.
В
методической
разработке
по
теме
«Классификация
микроорганизмов.
Морфология
бактерий»
представлены
все
необходимые
элементы
проведения
занятия:
обоснование
темы,
цель,
задачи
занятия,
вопросы
для
теоретиче ского
о сво ения
материа ла,
о снащение,
схе м ы
межпредметных
и
внутрипредметных
связей,
план
проведения
занятия,
список
литературы
и
интернет-ресурсов,
а
также
контролирующие
задания: вопросы для устного и письменного опроса.
В
методиче ской
разработке
использованы
с о в р е м е н н ы е
педагогические
приемы
и
методики,
стимулирующие
критическое
мышление,
память,
внимание.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Обоснование темы
3. Цель и задачи занятия
4. Оснащение и формы оптимизации
5. Межпредметные и внутрипредметные связи
6. Граф – логическая структура темы
7. План проведения и ход занятия
8. Теоретическая часть.
9. Приложения
10. Литература и интернет-ресурсы
темы:
Наша планета населена огромным числом живых существ. Одни
из них составляют макромир – это животные, растения и другие
видимые
невооруженным
глазом
организмы.
Микромир
образуют
мельчайшие организмы, которые мы можем рассмотреть только с
помощью
специальных
оптических
приборов.
Микроорганизмы
наиболее древняя форма жизни на Земле, они появились 3-4 млрд. лет
тому назад. Их можно обнаружить в почве, в пыли, в воде, в воздухе, на
покровах животных и растений, внутри организмов и даже в горячих
источниках,
в
космосе.
Данная тема является базовой при изучении дальнейших
разделов микробиологии и для проведения практической работы по
исследованию
патогенных
микроорганизмов. Бактерии
являются
возбудителями
многих
инфекционных
заболеваний.
Знание
основных
групп бактерий и их функций, особенно токсигенных и патогенных
свойств
бактерий,
поможет
студентам
правильно
определять
возбудителей
различных
заболеваний в
патологическом
материале,
взятом
от
больного,
для
подтверждения
диагноза.
Цель занятия: познакомить
студентов
с
разнообразием
форм
микроорганизмов;
научить
студентов
различать
виды
микроорганизмов
по форме и расположению; обеспечить понимание у студентов
личностной
и
общественной
значимости
микроорганизмов,
а
также
их
влиянии
на
организм
человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Ознакомиться с разнообразием микромира;
2. Выяснить разнообразие форм микроорганизмов;
3. Изучить строение бактериальной клетки;
4. Познакомиться с классификацией бактерий.
Развивающие:
1. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой
теме;
2. Развивать потребности более глубокого изучения не только
предмета микробиологии, но и медицинских дисциплин в целом.
3. Сформировать умение участвовать в обсуждении, высказывать
свое мнение, делать выводы.
Воспитательные:
1.Воспитывать
общеучебные
навыки
внимания
и
аккуратности;
2.
Формировать
качества
личности,
такие
как
трудолюбие,
самостоятельность.
Студент
должен
знать:
-
классификацию
микроорганизмов;
-
патогенные
шаровидные
бактерии,
формы
кокков;
- палочковидные формы бактерий и вызванные ими заболевания;
- извитые бактерии, виды, их значения;
- строение бактериальной клетки.
Студент
должен
уметь:
-
отличать
микроорганизмы
по
форме,
структурным
элементам;
- показать основные и дополнительные структуры бактериальной
клетки.
Студенты
находятся
в
процессе
освоения
общих
и
профессиональных
компетенций:
Номер и название
компетенции
Студент должен знать
Студент должен уметь
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес
Классификацию м/о.
Ориентироваться
классификации м/о.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые
методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
выполнение и
качество.
Ро л ь
м / о
в
ж и з н и
человека
и
общества.
Объяснять содержание и
понятие, используемых в
м/б терминов.
ОК 4. Осуществлять
поиск и информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития
Способы
поиска
информации
для
выполнения
профессиональных
задач.
Находить информацию о
м/б объектах в
различных
источниках
(учебных
текстах,
справочниках,
научно-
популярных
изданиях,
компьютерных
базах
данных,
ресурсах
Интернета)
и
критически
ее
оценивать.
ОК 6. Работать в
коллективе и в
команде, эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями.
Способы совместного
решения поставленной
задачи при выполнении
коллективного задания
Организовать работу в
команде.
ПК 1.1. Проводить
Классификацию
и
характерные
Применять знания при
мероприятия по
сохранению здоровья
населения, пациента и
его окружения.
особенности
отдельных
групп
микроорганизмов.
проведении мероприятий
по сохранению здоровья
населения, пациента и его
окружения.
ПК 1.3. Участвовать в
проведении
профилактики
инфекционных и
неинфекционных
заболеваний.
Возбудителей
инфекционных
болезней.
Осуществлять
профилактику
распространи инфекций.
Внутрипредметные
связи
Межпредметные
связи
Классификация
м/о.
Строение
бактериальной
клетки.
Инфекции.
Инфекционный
процесс
Химиотерапия
и
химиопрофилактика
инфекционных
бол.
Микрофлора
здорового
человека
Сравнение
клеток
прокариот
с
эукариотами
Обмен веществ и
энергии в клетке
История
развития
м/б
Граф-логическая структура
Классификация
м/о.
Строение
бактериальной
клетки.
Биология
Химия
Анатомия
Гигиена
С/дело в
инфекционных
заболеваниях
С/дело в терапии
Классификация
микроорганизмо
в
Vira
Eucariotae
Procariotae
Прионы
Вирусы
Простейшие
Грибы
Риккетсии
Микоплазмы
Бактерии
Хламидии
Актиномицеты
Этапы
планирования
занятия:
№
п/п
Этапы
занятия
Методика
Цель
Время
Обеспе-
чение
1.
Организационная
часть
Приветствие,
проверка
Присутствующих
Мобилизация
внимания
3 мин
Групповой
журнал
2.
Формулировка
темы и ее
обоснование
Преподаватель
сообщает
тему
занятия и дает ее
обоснование
Мобилизация
познавательной
деятельности
студентов
2 мин
Презентация
Методическая
разработка
преподавателя
3.
Объявление
целей
занятия
Цели
объявляются
устно
Сформировать
конечные
результаты
работы
3 мин
Основные
структуры
Капсула
Нуклеоид
Цитоплазма
Оболочка
Спора
Жгутики
Бактериальная
клетка
Дополнительные
структуры
4.
Предваритель-
ный
контроль
Преподаватель
предлагает
вспомнить,
что
студенты
знают
по теме занятия
Определение
исходного
уровня
знаний
10
мин
Приложение
1
5.
Изложение
нового
материала
Лекция.
Составление
опорного
конспекта
Реализация
целей и задач
занятия
45
мин
Презентация
Методическая
разработка
преподавателя
Приложение
2
6.
Обсуждение
всей
группой
изученного
материала
Преподаватель
предлагает
обсудить
всей
группой
Достижение
целей
занятия
10
мин
Вопросы
для
обсуждения
Приложение
3
7.
Заключительный
контроль
Преподаватель
предлагает
тестовые
задания
по теме
Контроль
усвоения
знаний.
Достижение
целей
занятия
10
мин
Приложение
4,5,6
8.
Подведение
итогов
Оценка работы
студентов
Оценка
достижения
целей
занятия
5 мин
Групповой
журнал
9.
Домашнее
задание
Формулировка
задания
Закрепление
полученных
знаний
2 мин
Методическая
разработка
преподавателя
Приложение
1
Вопросы
для
предварительного
контроля
1.
Назовите,
какие
знаете
микроорганизмы
2.
Где
обитают
микроорганизмы?
3.
С
помощью
чего
изучают
микроорганизмы?
4.
Какие
существуют
формы
жизни?
5.
Какие
микроорганизмы
относятся
к
клеточным
формам
жизни?
6.
Какие
микроорганизмы
относятся
к
неклеточным
формам
жизни?
7.
Корь, ветряная оспа, грипп вызывают вирусы?
8.
Дизентерия, дифтерия, туберкулез также вызывают
вирусы?
Приложение
2
Систематика
микроорганизмов,
имеющих
медицинское
значение.
Классификацию
микроорганизмы
впервые
предложил
Карл
Линней:
бинарная
номенклатура
на
латинском
языке.
Высшая
таксономическая
единица
– царство , далее отдел – класс –
порядок – семейство – род – вид
– вариант (морфовариант,
хемовар,
фаговар,
серовар).
Самая
низшая
инфраподвидовая
систематическая
категория – штамм
.
ЦАРСТВА ,
изучением
которых
занимается
микробиология,
являются:
1) Vira
Вирусы
2) Procariotae Бактерии
3) Fungi Грибы
4) Protozoa
(подцарство) Простейшие
И д е н т и ф и ц и р о в ат ь
м и к р о о р г а н и з м
–
о з н ач а е т :
о п р е д е л и т ь
систематическое
положение
выделенной
из
какого-либо
источника
культуры до уровня вида или варианта.
Примеры
названий
микроорганизмов:
Staphylococcus aureus –
стафилококк
золотистый
Esherichia coli – кишечная
палочка
Neisseria meningitides- гонококки
Micobacterium tuberculosis- туберкулезная
палочка
Микроорганизмы
–
это
организмы
невидимые
невооруженным
глазом.
Бактерии
-
одноклеточные
микроорганизмы,
лишенные
хлорофилла
(искл.
цианобактерии),
морфологически
отличающиеся
друг
от
друга
по
величине,
расположению
и
форме
отдельных
клеток.
Основное
общее
свойство
–
это
малые
размеры,
измеряются
в
микрометрах (мкм), или нанометрах (нм). Средние размеры 2-6 мкм.
Размеры
и
формы
бактерий
в
зависимости
от
среды
обитания,
возраста
обладают
полиморфизмом,
т.е.
способностью
изменяться
морфологически.
Большинство
бактерий
-
сапрофиты
(питаются
гото в ы м и
органическими
веществами
отмирающих
организмов)
и
участвуют
в
обмене
веществ
в
природе,
однако
есть
патогенные
виды,
вызывающие
заболевания у человека, животных и поражают растения.
Различают
следующие
основные
формы
бактерий
(в
основе
лежит
различные типы деления клеток и их расположения):
эукариоты
1)
шаровидная
форма
– кокки:
а)
стафилококки
–
располагаются
в
мазках
в
виде
«гроздьев
винограда»
б)
стрептококки
–
располагаются
цепочкой
в)
диплококки:
1)
менингококки
и
гонококки
–
в
виде
«кофейных
зерен»,
вогнутой
поверхностью
обращены
друг
к
другу
2)
пневмококки
–
с
противоположных
сторон
имеют
ланцетовидную
форму
Это
все
патогенные
для
человека
микроорганизмы.
Непатогенными
микроорганизмами
являются:
г) микрококки – располагаются в мазках по одному
д) сарцины
– располагаются пакетами и тюками
е) тетракокки – в мазках по четыре
2)
палочковидная
форма
– палочки:
они более распространены в природе, т.к. многие из палочек способны
к
спорообразованию.
Отличаются
по
морфологии:
длинные,
короткие,
концы
клеток
могут
быть
закруглены
(кишечная
палочка),
отрублены
(бациллы
сибирской
язвы),
заострены
(фузиформные
бактерии),
имеют
утолщения
на
концах
(коринебактерии
дифтерии).
После
деления
располагаются либо поодиночно (иерсинии чумы), либо
под углом к
1
2
друг к
другу (клостридии столбняка), либо цепочкой (бациллы).
Большинство
палочек
располагаются
беспорядочно.
Палочки
бывают:
-
бесспоровые
(кишечная
палочка),
- споровые: 1) аэробные, т.е. существуют в
кислородных
условиях
–
бациллы
сибирской
язвы;
2) анаэробные, т.е. существуют в
бескислородных
условиях
–
клостридии
ботулизма.
3)
изогнутая
форма
–
вибрионы
(холерный
вибрион);
4)
извитые
формы
– спириллы, спирохеты (бледная трепонема
сифилиса);
Строение
и
функции
бактериальной
клетки.
Несмотря
на
малые
размеры,
бактерии
имеют
довольно
сложное
строение.
Бактериальная
клетка
состоит
из
следующих
основных
структур :
1) трехслойная
оболочка , состоящая из:
а)
слизистого
слоя
–
выполняет
двигательную
и
защитную
функцию;
б)
клеточной
стенки
–
обеспечивает
«скелет»
клетки
за
счет
белкового
веще ства
муреина
(пептидогликана),
поддерж ивает
осмотическое
давление.
З а
с ч е т
к л е т о ч н о й
с т е н к и
п р о и с х о д и т
о к р а ш и в а н и е
микроорганизмов
по
Граму.
У
Грам
положительных
бактерий
клеточная
стенка
толще,
чем
у
Грам
отрицательных.
Гр+
бактерии
окрашиваются
по методу Грама в сине-фиолетовый цвет, а Гр- - в розовый. Сущность
этого
дифференциального
метода
состоит
в
том,
что
Гр+
бактерии
прочно
фиксируют
комплекс
из
генцианвиолета
и
йода
(красители),
не
подвергаются
обесцвечиванию
спиртом
и
поэтому
не
воспринимают
дополнительный
краситель
–
фуксин.
У
Гр-
микробов
этот
комплекс
вымывается
спиртом
из
клетки
через
поры,
и
они
окрашиваются
фуксином в розовый цвет.
в)
цитоплазматической
мембраны
(ЦПМ)
–
контролирует
водный
и
солевой
обмен,
обладая
избирательной
проницаемостью.
Тесно
примыкает
к
клеточной
стенке.
2 ) Цитоплазма
–
полость,
ограниченная
ЦПМ,
представляет
собой
сложную
коллоидную
систему:
гель-вода
и
растворенные
в
ней
вещества.
В
ней
располагаются
органоиды
клетки,
включения:
зерна
валютина, капли жира и гликоген. В ней образуются споры. Цитоплазма
транспортирует
питательные
вещества
к
органоидам
клетки.
3) Нуклеоид – представляет собой молекулу ДНК (геном) и является
хранителем
наследственной
информации
бактерии,
отвечает
за
изменчивость.
4 )
Рибосомы – обеспечивают синтез белка.
Дополнительные
структуры
бактерии.
1)
Капсула
–
поверхностное
образование
клетки,
не
является
о бя зат е л ь н ы м
эл е м е н том .
П р ед ох р а н я е т
к л е т ку
о т
высыхания,
обеспечивая
вирулентность.
Капсулу
имеют
пневмококки, бациллы сибирской язвы и др.
2)
Спора
–
уплотненный
участок
клетки,
сохраняющий
все
свойства
бактерии.
Образуется
при
неблагоприятных
условиях
(понижение
температуры,
недостаток
питательных
веществ).
Споры
располагаются
в
клетке
неодинаково:
а)
центрально
(бациллы),
б)
субтерминально
(клостридии
ботулизма)
–
ближе
к
одному
из
концов
клетки,
в)
терминально
(клостридии
столбняка)
–
на
одном
из
концов
клетки.
Это свойство – видовой признак.
3)
Жгутики
–
органы
движения
клетки,
количество
их
различно.
Состоят
из
белка
флагеллина.
Расположение
жгутиков на клетке различно и является видовым признаком:
а)
монотрихи
–
бактерии,
имеющие
1
жгутик
(синегнойная
палочка),
б)
перетрихи
-
бактерии,
имеющие
жгутики
по
всей
поверхности
клетки
(кишечная
палочка),
в) лофотрихи - бактерии, имеющие 1 или пучок жгутиков на одном
из
концов
клетки
(палочки
сине-зеленого
молока),
г)
амфитрихи
-
бактерии,
имеющие
по
пучку
жгутиков
с
обеих
сторон
(спириллы).
4)
Пили : общие - фимбрии и половые (sex-пили). Фимбрии
обспечивают прикрепление к субстрату, а sex-пили участвуют в
процессе
конъюгации.
Основные
группы
микроорганизмов.
Актиномицеты –
бактерии
по
внешнему
виду
напоминают
мицеллярные
грибы,
т.к.
имеют
форму
тонких
нитей.
В
основном
обитают
в
почве
и
способны
к
спорообразованию,
являют ся
продуцентами
антибиотиков.
Могут
вызывать
заболевания
у
человека
–
актиномикоз.
Спирохеты
–
бактерии
штопорообразной
формы.
К
ним
относят:
трепонемы
(возбудители
сифилиса);
бореллия
(возбудитель
возвратного
тифа),
лептоспиры
(возбудители
лептоспироза)
Микоплазмы
–
самые
мелкие
из
известных
организмов,
поэтому
проходят
через
бактериологические
фильтры.
Особенность:
не
имеют
клеточной
стенки.
Вызывают
заболевания
воспалительного
характера,
однако
могут
быть
сапрофитами.
Риккет сии
и
хламидии
– бактерии ,
являются
облигатными
внутриклеточными
паразитами,
поэтому
долгое
время
их
не
могли
систематизировать:
либо
вирусы,
либо
бактерии.
Вирусы – отдельная лекция.
Приложение
3
Вопросы по лекции для усвоения материала
1.
Как
вы
понимаете
«
идентификация
микроорганизмов»?
2.
Назовите
основные
группы
микроорганизмов,
различающиеся
по
форме?
3.
Как
называются
шаровидные
бактерии?
4.
Перечислите
формы
кокков.
5.
В
результате
какого
явления
происходит
классификация
различных
кокков.
6.
Какие кокки патогенные для человека, а какие непатогенные?
7.
Опишите
морфологию
палочковидных
форм
микроорганизмов,
называя
их.
8.
Укажите
представителей
изогнутых
и
извитых
форм.
9.
Перечислите
главные
части
микробной
клетки,
описывая
их
функции.
10.
Назовите
дополнительные
структурные
образования
клетки
и
их
функции.
11. Какое вещество придает прочность клеточной стенке?
12. Как располагаются споры в клетках? Опишите процесс
спорообразования.
13. Укажите назначение жгутиков и деление бактерий по их
расположению.
14.
Дайте
характеристику
микоплазмам,
риккетсиям,
хламидиям,
актиномицетам.
Приложение
4
Тестовый контроль по теме
Вариант 1
Выберите
один
правильный
ответ:
1. В основе деления микроорганизмов на группы лежит:
а)
морфология
клеток
б) различные типы их деления
в) расположение в мазке
г) все ответы верны
2.Гонококки – это шаровидные бактерии, в мазках выглядят как:
а)
вибрионы
б)
микрококки
в)
диплококки
г)
сарцины
3.
Стрептококки
в
мазке
располагаются:
а)
цепочками
б) тюками
в) скоплениями в виде гроздьев
г)
поодиночно
4.
Актиномицеты
характеризуются
следующими
свойствами:
а) имеют вид тонких нитей
б) в основном обитают в почве
в) на концах клеток образуют споры
г) все ответы верны
5. Вибрионы – это:
а) извитые палочки
б)
изогнутые
палочки
в)
тетракокки
г)
микрококки
6.
К
спорообразованию
способны:
а)
стафилококки
б)
бациллы
в)
стрептококки
г)
кишечная
палочка
7.
Хранителем
наследственной
информации
у
бактерий
является:
а) спора
б)
цитоплазма
в)
капсула
г)
нуклеоид
8.
Эти
микроорганизмы
являются
внутриклеточными
паразитами:
а)
хламидии
б)
сарцины
в)
стрептококки
г)
клостридии
9. Флагеллин – это белок, входящий в состав:
а)
оболочки
б)
капсулы
в)
жгутиков
г)
цитоплазмы
10. Расставьте этапы приготовления препарата в нужном порядке:
а)
фиксация
б)
приготовление
мазка
в)
окрашивание
г)
высушивание
11.
Укажите
соответствия:
I Световая обычная микроскопия а) для изучения живых
неокрашенных препаратов
II Фазово–контрастная микроскопия
б) для изучения окрашенных
препаратов
Приложение
5
Тестовый контроль по теме
Вариант 2
Выберите
один
правильный
ответ:
1.
Сапрофитные
микроорганизмы
питаются:
а)
органическими
веществами
мертвых
организмов
б)
неорганическими
веществами
в)
органическими
веществами
живых
организмов
г) все ответы верны
2.
Стафилококки
в
мазке
располагаются:
а)
цепочкой
б)
попарно
в) в виде гроздьев
г) тюками
3. Сарцины имеют форму:
а)
шаровидная
б)
изогнутая
в)
палочковидная
г)
извитая
4.
Бактерии
штопорообразной
формы
называются:
а)
вибрионы
б)
спириллы
в)
спирохеты
г)
клостридии
5. В состав клеточной стенки бактерии входит:
а)
крахмал
б)
флагеллин
в) муреин
г)
альбумин
6.
Перитрихи-
бактерии,
имеющие
следующее
расположение
жгутиков
на
клетке:
а) по всей поверхности клетки
б) на одном из концов клетки
в) на обоих концах клетки
7.
Дополнительной
структурой
бактерии
является:
а)
нуклеоид
б)
цитоплазма
в) ЦПМ
г)
капсула
8. Бациллы - это:
а)
аэробные
споровые
палочки
б)
извитые
бесспоровые
бактерии
в)
бесспоровые
кокки
г)
анаэробные
споровые
палочки
9. Укажите функцию нуклеоида в бактериальной клетке:
а)
синтезирует
белок
б)
обеспечивает
форму
клетки
в)
придает
подвижность
клетке
г)
является
хранителем
наследственной
информации
10.
Грам
отрицательные
микробы:
а)
окрашиваются
в
сине-фиолетовый
цвет
б) образуют стойкий комплекс с основными красителями
в) имеют красную окраску
11.
Укажите
соответствие:
I Физический вид фиксации препарата а) ацетон
II Химический вид фисации б) р-р спирта
в) пламя горелки
Приложение
6
Ответы
к
тестовому
контролю:
Вариант 1 Вариант 2
1. г 1.а
2. в 2. в
3. а 3. а
4. г 4. в
5. б 5. в
6. б 6. а
7. г 7. г
8. а 8. а
9. в 9. г
10.б, г, а, в 10. в
11. I – б, II – а 11. I – в, II – а,б
Список используемой литературы:
Основная
литература:
1. Воробьев А.А, Кривошеин Ю.С. и др. Основы микробиологии,
вирусологии
и
иммунологии:
Учебник.
М.:
Мастерство;
Выс.Шк.,
2012.
2. Воробьев А.А., Зверева В.В. основы микробиологии, вирусологии и
иммунологии: М.: Академия, 2009.
Дополнительная
литература:
1. Сбойчаков В.Б. Микробиология с основами эпидемиологии и
методами
микробиологических
исследований.
СПб:
СпецЛит,
2007.
2.
Поздеев
О.К.
Медицинская
микробиология.
М.:
ГЭОТАР-МЕД,
2001.
3. Иванов В.П. Общая микробиология и иммунология. СПб.: СПбГМА,
2001.