Автор: Шевякина Любовь Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Большесолдатский сад" Населённый пункт: Большесолдатского района Курской области Наименование материала: доклад Тема: "Проектная деятельность в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Доклад «Проектная деятельность в детском саду»
Шевякина Любовь Витальевна
Доклад «Проектная деятельность в детском саду»
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод
проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода -
самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе
которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В переводе с
греческого проект – путь исследования.
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом
их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой
жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя,
познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им
отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества.
Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Для детей дошкольного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны
бытия, они хотят все знать. Для удовлетворения любознательности одним детям достаточно
интересного рассказа воспитателя в группе. Другой категории воспитанников объяснения мало, им
тесны рамки организованных занятий. Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно
(проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник,
энциклопедию). Задача педагога – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в
научно-исследовательской деятельности безо всякого принуждения
Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность,
позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его
окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни,
так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной
действительности: к его целям, содержанию, методам.
Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных
замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует
поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение
необходимо воспитывать с детского возраста.
По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные
продукты.
Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих
замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального
образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском
саду.
В современной педагогике и психологии выстроился определенный подход к организации проектной
деятельности, например в данном направлении работают:
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С.Евдокимова, Н.А. Рыжова, Н.А. Короткова и др.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в
процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению
намеченных целей.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему
психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать
собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной
задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть
• Творческие (оформление результата в виде детского праздника),
• Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее),
• Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по
своему поставленные проблемы),
• Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты,
драматизации).
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для
всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и
представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап –подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому
предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького
ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное
отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт
разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу
помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную
деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны
достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом
возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для
достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах,
предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе
развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного
определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над
проектом и возможности организовать её.
ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена
прямым действием.
Например, если ребенок захотел нарисовать какой-либо предмет и нарисовал его, то мы не можем
говорить о том, что он реализовал проектную деятельность, т.к. это не проблемная ситуация. Если же
ребенок хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, то в этом случае возникает особая
проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего
отношения к предмету.
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Простого интереса недостаточно.
Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в
исследование.
Например, подготовка к празднику. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но
проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком
попытается понять, что это событие значит для каждого из них. Как только определен смысл, можно
искать способы его предъявления.
Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности
ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его
высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко
выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально
значимых действий, доступных дошкольнику.
Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и
ролевым видам.
Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.
Последовательность работы педагога над проектом:
-педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
-вовлекает дошкольников в решение проблемы;
-намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
-обсуждает план с семьями на родительском собрании;
-обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
-вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
-собирает информацию, материал;
-проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
-даёт домашние задания родителям и детям;
-поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации,
изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
-организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с
детьми;
-подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности
1 этап
«Выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить
план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием
моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный
педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных
интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной
атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и
планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать
условия для реализации познавательной деятельности детей.
2 этап
«Реализация проекта»
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация
проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную,
продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что
третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности
ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением,
которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и
сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
3 этап
«Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для
детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят
применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия
для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за
достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед
сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и
невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
4 этап
«Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания
детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских
умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к
направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд. Подавление детской инициативы всегда
блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в
школе и жизни, когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.
Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.
Зачем же нужны проекты?
Проекты:- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского
учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения
ребенком окружающего мира.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя
«хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как
мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и
интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает
доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам
деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за
действиями членов семьи?
-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие,
благоприятствует их успехам;
-расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
Д-ети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости,
повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов,
наблюдается значительное продвижение в развитии. Дети становятся более раскрепощенными и
самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более
внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к
взаимопониманию и сотрудничеству.
В нашей группе были реализован проект: «Наши пернатые друзья»
Цель: формирование у детей желания заботиться о зимующих птицах, узнавать птиц, называть их
части тела.
В процессе реализации проекта проведены занятия с детьми «Птицы зимой», «Весёлые воробьи»,
беседа по картинке «Синичка у кормушки», подвижные игры «Совушка», «Ворона и собачка»,
«Собачка и воробей» и т.д. Также мы изготовили с детьми кормушки для птиц. Родители с
удовольствием приняли участие в акциях: «Птичкин домик», «Покормите птиц зимой».
В это же время мы провели родительское собрание, на котором рассказали родителям о той работе,
которую проводим мы и пригласили их к совместному активному участию. Мы предлагали родителям
проводить беседы с детьми, изготовить кормушки для птиц и просто покормить птиц около своего
дома и детского сада.
В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для
воспитания у детей бережного отношения к живой природе. Оформлялась папка – передвижка,
картотека загадок, стихов о птицах, осуществлялся подбор литературы, проводилась беседа, что ты
знаешь о птицах. С детьми заучивались стихи о птицах, загадывались загадки, проводились
дидактические подвижные игры. Совместно с детьми оформлялся стенд про зимующих птиц, также
занимались продуктивной деятельностью – рисование, лепка, прослушивались голоса птиц записи. В
процессе реализации проекта дети совместно с родителями мастерили кормушки. Завершающий этап
– развлечение «Праздник птиц».
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети
приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом
положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают
у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий
опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых,
практико-ориентированных проектов.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность
сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности
по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя
действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не
скучным , а очень интересным. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со
взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет
лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Именно проектная деятельность поможет связывать процесс обучения и воспитания с реальными
событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет
объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать
свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится
уверенность в своих силах.
Результаты проекта: Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать,
анализировать, делать выводы: у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности. Родители расширили возможности сотрудничества
со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-
образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. Работа над
исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно
широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно,
привлекая все доступные средства.
Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного
образования, является одним из приоритетных методов.
Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной
активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность,
работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом проектного метода является:
- повышением качества образовательного процесса;
- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных
навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве;
- развитием критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их
профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-
образовательной работы.