"Всех страждущий немеркнущий маяк". К 190-летию со дня смерти Бетховена
Автор: Царёва Людмила Васильевна Должность: преподаватель музыкальной литературы Учебное заведение: МУДО "Детская школа искусств №5" Населённый пункт: г. Воскресенск Московской области Наименование материала: сценарий музыкально-теоретического турнира между учащимися V классов ДШИ Тема: "Всех страждущий немеркнущий маяк". К 190-летию со дня смерти Бетховена Раздел: дополнительное образование
Раунд I «Биография в картинках»
Раздать командам наборы иллюстраций
Команды получают по одинаковому набору иллюстраций, которые
соответствуют тем или иным событиям в жизни Бетховена, некоторые картинки
должны вызывать какие-то ассоциации с произведениями этого композитора.
Задача команд сложить картинки в ряд так, чтобы они, по возможности,
хронологически иллюстрировали основные события в биографии Бетховена. Чем
больше будет использовано иллюстраций, тем большее количество баллов
заработает команда.
Раунд II «Что? Где? Когда? и Почему?»
1 вопрос: на экране проектора три портрета: Гайдн, Моцарт и Бетховен
По какому признаку мы объединили этих трёх композиторов?
Предполагаемый ответ:
Творчество этих трёх композиторов относится к периоду классицизма в музыке,
к направлению, характерному для искусства конца 17-начала 19 веков, и все трое
основную часть своей творческой жизни провели в столице Австрии – Вене.
2 вопрос: Как известно, Гайдн создал 104 симфонии, Моцарт – 41, а у Бетховена
всего 9 произведений этого жанра.Объясните, с чем связано такое
заметное уменьшение количества симфоний у Бетховена.
Предполагаемый ответ:
Размеры бетховенских симфоний (в связи с динамичностью развития
музыкального материала) значительно превышают размеры симфоний других
венских классиков, например, сонатное аллегро «Героической» симфонии почти в
два раза превышает сонатное аллегро самой большой симфонии Моцарта
«Юпитер», и значительно больше любой целой симфонии Гайдна. А размеры 9
симфонии и вовсе несоизмеримы ни с одним из ранее написанных
симфонических произведений.
3 вопрос:
на экране проектора литография с картины художника Ромлинга,
на которой изображена встреча Бетховена с немецким поэтом
Иоганном фон Гёте в чешском курортном городке Теплице.
а) что произошло во время этой встречи?
б) почему после неё в отношениях этих двух великих людей наметилось
явное охлаждение?
Предполагаемый ответ:
а) Прогуливаясь по окрестностям Теплице, Бетховен и Гёте встретились с
императрицей в окружении свиты.
б) На картине отображено подчёркнуто независимое отношение композитора к
титулованным особам, Бетховен был убеждённым демократом, республиканцем, а
Гёте, напротив – опытный царедворец, первый министр и друг веймарского
герцога, на картине он изображён в почтительном поклоне. Именно после этой
встречи, Бетховен часто говорил про Гёте: «Я думал, что встретил царя поэтов, а
оказалось, что встретил поэта царей»
4 вопрос:
Мы считаем Бетховена величайшим симфонистом. Одна из его
симфоний была вдохновлена идеями Великой Французской революции,
Бетховен предполагал посвятить её Наполеону, которого он
воспринимал как идеал народного вождя. Но узнав, что Наполеон
провозгласил себя императором, Бетховен со словами: «Значит и этот –
всего лишь заурядный человек. Отныне и он будет топтать человеческие
права,.. станет возвеличивать себя и превратиться в тирана» не спеша
подошёл к письменному столу, взял титульный лист партитуры, на
котором крупными буквами было начертано
БУОНАПАРТЕ,
изорвал в
мелкие клочки и швырнул на пол и тут же, не присаживаясь к столу,
стоя, написал на чистом листе новое посвящение.
а) О какой именно симфонии идёт речь в этом рассказе?
б)Что же написал Бетховен на новом титульном листе этой симфонии?
Предполагаемый ответ:
Речь идёт о симфонии Бетховена № 3, на титульном листе которой Бетховен
собственноручно написал «Simfonia Eroica» («Героическая симфония»).
5 вопрос: По воспоминаниям современников Бетховена, однажды во время
исполнения его Пятой симфонии присутствующие в зале французские
гренадёры встали и отдали салют. Тема какой части 5 симфонии
побудила их к этому?
В качестве подсказки можно дать этот музыкальный фрагмент
Предполагаемый ответ:
Тема финала симфонии № 5, основанная на интонациях «Гимна Свободы» - одной
из песен Великой Французской революции.
6 вопрос:
Команды получают по набору картинок с изображением муз. инструментов.
Как известно, Бетховен значительно расширил состав симфонического
оркестра. Из предложенных командам изображений музыкальных инструментов,
необходимо отобрать те, которые впервые были введены в симфоническую
партитуру именно Бетховеном. Кроме того, нужно объяснить,
зачем Бетховену
понадобились эти инструменты.
Предполагаемый ответ:
В финал «Героической» симфоний Бетховен вводит новые инструменты: флейту
пикколо, тромбон и контрфагот, чтобы, во-первых, придать звучанию мощь,
героическое величие, а во-вторых, чтобы приблизиться к мощному звучанию
духового оркестра.
7 вопрос: Вам хорошо известно, что 5 симфония Бетховена написана в до
миноре, т.е. в одной из самых драматических тональностей, можно
даже сказать, в излюбленной Бетховеном тональности. Но кода
симфонии и все её наиболее торжественные, победные эпизоды даны в
мажоре. Собственно, именно это движение от минора к мажору и стало
воплощением основной идеи Пятой симфонии - от мрака к свету, через
страдание к победе. Назовите эту мажорную тональность.
Предполагаемый ответ: Тональность до мажор
8 вопрос: кто такая «Леонора» и почему она имеет номера»?
Предполагаемый ответ:
К своей единственной опере «Фиделио» Бетховен написал четыре увертюры,
которые названы именем главной героини – Леоноры. Самая известная и часто
исполняемая из этих четырёх увертюр - «Леонора № 3».
9 вопрос: Бетховен-величайший композитор, Бетховен – блестящий пианист-
виртуоз. Но Бетховен, кроме этого ещё занимался и педагогической
деятельностью. Среди его многочисленных учеников был единственный
ребёнок, он прозанимался у Бетховена целых 5 лет, Бетховен даже выдал
ему документ, где отметил «исключительные успехи ученика и его
достойную удивления музыкальную память».
Память у этого юноши действительно была поразительной, он знал наизусть
все фортепианные сочинения своего учителя. Имя этого бетховенского ученика
хорошо знакомо всем музыкантам, поскольку впоследствии он стал известным
композитором, автором многочисленных этюдов, автором обязательной для всех
пианистов «Школы беглости пальцев».
Назовите имя этого бетховенского ученика.
10 вопрос: почему Бетховен, будучи совсем молодымв возрасте всего лишь
32-х лет написал завещание?
Предполагаемый ответ:
Когда Бетховен узнал от врачей о том, что его недуг неизлечим и его ждёт
полная глухота, он в отчаянии решает свести счёты с жизнью. Бетховен пишет
своим братьям прощальное письмо, которое и получило название
Гейлигенштадтского завещания.
Раунд III «Музыкальная викторина»
Раздать командам иллюстративный материал, нотные фрагменты бетховенских
произведений
.
Этот раунд представляет собой несколько усложнённый вариант привычной для
учащихся музыкальной викторины. Командам предстоит не только узнать, какое
произведение Бетховена звучит, но и найти его нотный фрагмент.
1) Соната №8, часть I, побочная партия
2) Симфония №5, тема судьбы
3) «Эгмонт», вступление
4) «К Элизе»
5) Соната № 14 «Лунная», часть I
Раунд IV «Стасов о Бетховене»
Команды получают по набору карточек, на одной стороне которых даны
верные ответы на вопросы, а на обороте буквы. Из этих букв командам
предстоит сложить высказывание известного русского критика В.В. Стасова о
Бетховене.
Все десять вопросов касаются Пятой симфонии Бетховена:
1. Тональность Пятой симфонии.
2. Ведущая тема, лейтмотив этой симфонии.
3. Заключительный раздел финала 5 симфонии, праздничного, ликующего
характера.
4. Форма второй части 5 симфонии.
5. Революционная песня, основа одной из тем второй части.
6. Третья часть бетховенских симфоний.
7. Форма, в которой написано скерцо в 5 симфонии.
8. Часть симфонии, в которой тема судьбы меняет своё звучание.
9. Часть симфонии, в которой использованы интонации революционной песни
«Гимн Свободе».
10. Тональность, в которой заканчивается симфония.
Предполагаемый ответ:
Из карточек с верными ответами должно сложиться высказывание Стасова:
« ШЕКСПИР МАСС»
Раунд V блиц - турнир «ДА» или «НЕТ»
Подняв карточку «ДА» или «НЕТ», команды должны подтвердить или
опровергнуть утверждения ведущего:
1. Правда ли, что самый выдающийся шедевр Бетховена – 9 симфония – был
создан тогда, когда он был уже абсолютно глух?
2. Правда ли, что Бетховен был участником Великой Французской революции?
3. Как известно, у Бетховена было много странностей. Правда ли, что он,
прежде чем начать работу, окунал голову в таз с ледяной водой, а если в
работе наступали затруднения, лил холодную воду себе на руки?
4. Знаменитая «Крейцерова» соната написана Бетховеном для фортепиано.
5. Правда ли, что знаменитый австрийский композитор Франц Шуберт брал
уроки у Бетховена?
6. Правда ли, что Бетховен был большим любителем кофе и всегда варил его
себе ровно из 64-х зёрен?
7. Правда ли, что самая популярная фортепианная пьеса Бетховена «К Элизе»
является одной из его Багателей?
8. Правда ли, что шестая фортепианная соната Бетховена имеет заголовок
«Пасторальная»?
9. «Эгмонт» - это увертюра к одноимённой опере.
10. Слово «скерцо» переводится на русский язык как «шутка».
Предполагаемые ответы:
да, нет, да, нет, нет, да, да, нет, нет, да
Раунд VI: кроссворд «сонатно-симфонический цикл»
Команды получают чистую (незаполненную) сетку кроссворда.
Одним из главных достижений эпохи классицизма можно считать
окончательную кристаллизацию сонатно-симфонического цикла и самой
сложной музыкальной формы, которую мы называем формой сонатного аллегро.
Командам предстоит разгадать кроссворд, который как раз и посвящён теме
сонатно-симфонического цикла.
1 Горизонталь (далее Г).
Инструмент, для которого писал свои сонаты Бетховен
2 Вертикаль (далее В).
Форма первой части классической сонаты и симфонии.
3 Г. Традиционный темп первой части сонатно - симфонического цикла.
4 Г. Третья часть бетховенских симфоний.
5 В. Общее название последних частей сонат и симфоний.
6 В. Названиепервого раздела сонатной формы.
7 В. Второй раздел сонатного аллегро.
8 Г. Как называется раздел сонатной формы, в котором повторяются темы
экспозиции, но обязательно в основной тональности?
9 В. Заключительный раздел формы, в котором утверждается главная
тональность и основная идея музыкального произведения.
10 В. Тема экспозиции, которая традиционно пишется в основной тональности.
11 Г. Ещёодна из двух основных тем экспозиции.
12 В. В этой тональности обычно пишется побочная партия классической
симфонии, если главная была в миноре.
13 В. Тональность побочной партии, если главная была в мажоре.
14 В. Тема (или партия) экспозиции, назначение которой - модуляция из
главной в побочную тональность.
15 Г. Тема экспозиции, в которой закрепляется тональность побочной партии.
Предполагаемые ответы:
Использованная литература:
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.
Второй год обучения. Учебник для ДМШ.
Москва. «Музыка», 2007
2. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской
музыки. 2 год обучения. Учебное пособие для ДМШ.
Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008
3. Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе
зарубежных стран 5-й класс (второй год обучения).
Из-во «Композитор», СПб 2008
4.
Великович Э.И. Великие музыкальные имена. Из-во «Композитор», СПб 2003