Автор: Михалькова Татьяна Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ № 21" Населённый пункт: город Оьск Наименование материала: статья Тема: Инклюзивное образование Раздел: начальное образование
Технологии в работе
учителя
в инклюзивном классе
Вениамин Каганов об инклюзии
:
«Школа должна уметь
обучать всех».
1 сентября 2016 года вступление в силу
государственных стандартов образования
школьников с ОВЗ и интеллектуальными
нарушениями
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от
лат. include – заключаю, включаю) или включенное
образование – термин, используемый для описания
процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных (массовых) школах. В основу
инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию детей, которая
обеспечивает равное отношение ко всем людям, но
создает особые условия для детей, имеющих особые
образовательные потребности.
В нашем законе
Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит
так: «Инклюзивное образование –
обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей».
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» вводит в российское
образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».
Дети с ограниченными
возможностями здоровья(ОВЗ)
нарушение
и задержка развития слуха
нарушение и задержка развития речи
нарушение зрения
нарушение
и задержка развития интеллекта
нарушение
и задержка эмоционально-волевой сферы
нарушение опорно-двигательного
аппарата
Основные
диагностические признаки
ЗПР
.
Незрелость эмоционально-волевой сферы : 1) преобладание игровых интересов над
познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо
неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки,
некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного
напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности: 1) повышенная утомляемость; 2) по мере
утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение
концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость,
капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость,
ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные
боли; 4) неравномерность учебных достижений.
В. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения
артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-
пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и
перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3)
нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-
грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение
зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения
внимания, фрагментарность восприятия.
Задачи учителя
Создание в детском коллективе атмосферы
эмоциональног о комфорта, формирование
взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия
особенностей каждого из детей.
Освоение современных технологий, методов,
приемов, форм организации учебной работы, а также
их адекватное применение согласно возможностям и
потребностям обучающихся.
Адаптация имеющихся или разработка новых
необходимых учебных и дидактических материалов
(например, заданий разного уровня сложности,
рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или
презентаций, зрительно иллюстрирующих тему).
Основой профессиональной деятельности
становится уверенность в том, что каждый
ребенок способен учиться при создании тех или
иных специальных условий
Принципы подхода к работе
в инклюзивном классе
Работа
в сотрудничестве
с другими
специалистами.
Создание
специальных
образовательных
условий
Освоение
современных
образовательных
технологий
Освоение новых
подходов к оценке
достижений своих
учеников
Индивидуальный
подход к ребёнку
не на словах,
а на деле
Правила инклюзивной
школы:
Все ученики равны в школьном сообществе
Все ученики имеют равный доступ к процессу
обучения в течение дня
У всех учеников должны быть равные возможности
для установления и развития важных социальных
связей
Планируется и проводится эффективное обучение
Работники, вовлеченные в процесс образования,
обучены стратегиям и процедурам, облегчающим
процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди
сверстников
Программа и процесс обучения учитывает
потребности каждого ученика
Семьи активно участвуют в жизни школы.
Обычный учитель может быть успешен при
условии, если:
он достаточно гибок,
ему интересны трудности и он готов
пробовать разные подходы
он уважает индивидуальные различия
он умеет слушать и применять
рекомендации членов коллектива
он чувствует себя уверенно в присутствии
другого взрослого в классе
он согласен работать вместе с другими
учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного
участия во всех мероприятиях общеобразовательного
процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует
выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но
достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует
ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи
навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят
обязанности в планировании, проведении и оценке
уроков
Существуют процедуры оценки эффективности
Педагоги, имеющие эффективный опыт
работы в условиях инклюзивного
образования, предлагают следующие
способы включения:
1) принимать учеников с инвалидностью
«как любых других ребят в классе»;
2) включать их в те же виды активности,
хотя ставить разные задачи;
3) вовлекать учеников в групповые формы
работы и в групповое решение задач;
4) использовать активные формы
обучения – манипуляции, игры, проекты,
лаборатории, полевые исследования.
Такая профессиональная позиция
учителя позволяет ему преодолеть
свои опасения и тревоги, выйти на
совершенно новый уровень
профессионального мастерства,
понимания своих учеников и своего
призвания !
Методы организации учебного
процесса в инклюзивном классе
На первом этапе организации инклюзивного
образования происходит знакомство и
формирование основ сотрудничества всех
участников образовательного процесса: детей,
родителей, учителя, администрации школы,
специалистов.
Формы работы на этом этапе:
экскурсия по школе,
тренинг знакомства,
анкетирование родителей.
Помощники учителя: психологи,
дефектологи, логопеды, родители,
тьютор.
Второй этап
Второй этап – это период адаптации к школьной жизни,
который переживает каждый ребенок.
На первых порах посещения школы детям с нарушениями
развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития,
расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим
жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены.
Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в
картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с
ребенком этот план в начале учебного дня.
Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в
расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и
специалистами сопровождения должна проводиться работа по
формированию у детей алгоритма деятельности в различных
ситуациях – что делать, если:
захотел в туалет;
необходимо идти в столовую;
следующий урок – физкультура;
класс идет на прогулку;
необходимо подготовиться к следующему уроку;
звенит звонок и т.д.
Третий этап
На третьем этапе (скорее всего вместе
с первым этапом) главной задачей
становится включение ребенка
во взаимодействие с одноклассниками.
В случае с «особым» ребенком инициатором общения
детей часто становится взрослый – учитель, тьютор,
психолог. Возможно, всем детям класса необходимо
объяснить, почему N так отличается от них – плохо
говорит, необычно выглядит, странно себя ведет.
Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему
можно помочь. Как правило, дети с готовностью
откликаются на просьбы взрослых, если имеют
достаточную информацию. Ведь первоклассники
формируют свое отношение к тому или иному ученику
своего класса в зависимости от отношения,
демонстрируемого взрослым.
Четвертый этап
Четвертый этап заключается в
организации пространства не
только внутри классной комнаты, но и вне
ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время
уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в
классе нужно установить ширму, «палатку»
и др. В школе должны быть комнаты
релаксации. Как правило, побыв в
одиночестве на перемене или даже на
уроке, ребенок готов снова включиться в
работу и взаимодействие.
Технологии
организации
инклюзивного образовательного
процесса
Формы занятий, зависящие от количества
участников процесса:
Индивидуальное обучение – индивидуальные
задания на уроке, задания на дом.
Парное взаимообучение (стабильные пары или
пары сменного состава) — объясняют друг
другу какой-либо вопрос, за щищают свою тему,
оценивают результаты работы товарища.
Групповая работа – обучение внутри
группы: объяснение материала, обсуждение,
оценка работы, выступление.
Фронтальное обучение всего
класса.
Технологии организации инклюзивного
образовательного процесса
При организации индивидуальной работы
на уроке необходимо учитывать желание
ребенка с ОВЗ «быть как все». Если
карточку с заданием дать только одному
этому ребёнку, значит его почему-то
выделили из числа других. Поэтому
карточки необходимо дать и некоторым
другим ученикам. При фронтальном опросе
ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но
вопрос должен быть посильным для него.
Технологии организации инклюзивного
образовательного процесса
Для работы в парах с особенным ребёнком сначала
необходимо выбирать детей, показывающих явно
положительное отношение к нему, готовых помочь и
поддержать. Это необязательно самые лучшие
ученики, главный признак здесь –лояльность. Исходя
из успешности обучения ученики с ОВЗ тоже могут
быть в роли обучающих в паре. Пару обязательно
нужно менять. Любой, даже самый добрый ребенок
достаточно быстро устает от постоянного груза
ответственности
Технологии организации инклюзивного
образовательного процесса
Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу носит
постепенный и последовательный характер.
Основными критериями эффективности групповой
работы на уроке в инклюзивном классе будет не
ориентация на успех: «кто больше и лучше», а
ориентация на согласованность, взаимовыручку,
поддержку, совместное принятие решений,
выработку компромиссных решений по выходу из
ситуаций и т.д.
Эти же критерии становятся ведущими не только на
уроках, но и на внеклассных, общешкольных
мероприятиях, постепенно приводя к изменению
уклада в школьном коллективе.
Технологии,
направленные на развитие
социальной компетенции детей
Среди технологий, направленных на
повышение социальной компетенции,
можно выделить три типа:
прямое обучение социальным навыкам;
организация групповых видов активности;
формирование социальных навыков
через подражание
Организация групповых
видов активности
При организации групповых видов
активности, таких как дежурство,
подготовка к празднику, работа в учебных группах,
помощь в выполнении заданий, передвижение по
школе и за школой учитель
планирует групповую активность детей,
способствующую их эффективному социальному
взаимодействию;
выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ
и социально компетентных сверстников);
контролирует и корректирует
групповую активность.
Трудности
Снижен темп работы – разрешить
пропустить какую-то запись, предложить
задание, на которое нужно меньше времени
(Карточки – не писать, а вставлять буквы)
Ребёнок не может высидеть 40-45 мин. –
разрешить выйти в игровую зону, в коридор
(с тьютором), посидеть в домике (для детей с
РАС). НО! Регламентировать время отдыха
Технологии взаимодействия
Со всеми возникающими проблемами учитель
обращается к психологу или дефектологу
немедленно
Этапы работы по преодолению возникшей проблемы.
1 этап. Осознание проблемы педагогом,
формулирование запроса
2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана
3 этап. Реализация плана действий в классе
4 этап. Если проблема не решена, её обсуждение
выносится на внеочередное заседание ПМПк
Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.В. Алёхина , В.К.Зарецкий. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша
новая школа
Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
2. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования
(Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) : Главы из
книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009.
3. Е.В. СамсоноваТ.П., ДмитриеваТ.Ю. , Хотылева
Основные педагогические технологии инклюзивного образования
Е.Н. Кутепова. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования
ребенком с ОВЗ
4. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей 2008. № 12
5.Иденбаум Е. Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условия: проблемы, предпосылки,
некоторые варианты организации и содержания Иркутск 2008.с8
6.РООИ « Перспектива» « На пути к инклюзивной школе» ( пособие для учителей) 2005.с 1-42
7Рубцова В. В. Психолого – педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и
образование 2010. С 6-20
8.Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика.
2010. № 1.
9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.
10. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.