Напоминание

Инклюзивное образование


Автор: Михалькова Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ № 21"
Населённый пункт: город Оьск
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование
Раздел: начальное образование





Назад




Технологии в работе учителя в инклюзивном классе
Вениамин Каганов об инклюзии : «Школа должна уметь обучать всех». 1 сентября 2016 года вступление в силу государственных стандартов образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

Инклюзивное
(франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В нашем законе Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так:
«Инклюзивное образование –

обеспечение равного доступа к

образованию для всех обучающихся с

учетом разнообразия особых

образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей».
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».
Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) 
нарушение

и задержка развития слуха

нарушение и задержка развития речи

нарушение зрения

нарушение

и задержка развития интеллекта

нарушение

и задержка эмоционально-волевой сферы

нарушение опорно-двигательного

аппарата

Основные диагностические признаки ЗПР  .  Незрелость эмоционально-волевой сферы : 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.  Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности: 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений.  В. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно- пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико- грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.
Задачи учителя 
Создание в детском коллективе атмосферы

эмоциональног
о комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей. 
Освоение современных технологий, методов,

приемов, форм
организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся. 
Адаптация имеющихся или разработка новых

необходимых
учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему). Основой профессиональной деятельности становится
уверенность в том, что каждый

ребенок
способен учиться при создании тех или иных специальных условий
Принципы подхода к работе в инклюзивном классе
Работа

в сотрудничестве

с другими

специалистами.

Создание

специальных

образовательных

условий

Освоение

современных

образовательных

технологий

Освоение новых

подходов к оценке

достижений своих

учеников

Индивидуальный

подход к ребёнку

не на словах,

а на деле

Правила инклюзивной школы:  Все ученики равны в школьном сообществе  Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня  У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей  Планируется и проводится эффективное обучение  Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников  Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика  Семьи активно участвуют в жизни школы.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:  он достаточно гибок,  ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы  он уважает индивидуальные различия  он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива  он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе  он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:  У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса  Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов  Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны  Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика  Появляются возможности для обобщения и передачи навыков  Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков  Существуют процедуры оценки эффективности
Педагоги, имеющие эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения:  1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;  2) включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи;  3) вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач;  4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания !
Методы организации учебного процесса в инклюзивном классе 
На первом этапе организации инклюзивного

образования
происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителя, администрации школы, специалистов. Формы работы на этом этапе:  экскурсия по школе,  тренинг знакомства,  анкетирование родителей. Помощники учителя: психологи, дефектологи, логопеды, родители, тьютор.
Второй этап 
Второй этап – это период адаптации к школьной жизни,
который переживает каждый ребенок. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях – что делать, если:  захотел в туалет;  необходимо идти в столовую;  следующий урок – физкультура;  класс идет на прогулку;  необходимо подготовиться к следующему уроку;  звенит звонок и т.д.
Третий этап  На
третьем этапе (скорее всего вместе

с первым этапом) главной задачей
становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками.  В случае с «особым» ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый – учитель, тьютор, психолог. Возможно, всем детям класса необходимо объяснить, почему
N так отличается от них –
плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет. Рассказать, что
N трудно, и объяснить, чем ему

можно помочь.
Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь первоклассники формируют свое отношение к тому или иному ученику своего класса в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым.
Четвертый этап 
Четвертый этап заключается в

организации пространства
не только внутри классной комнаты, но и вне ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в классе нужно установить ширму, «палатку» и др. В школе должны быть комнаты релаксации. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса Формы занятий, зависящие от количества участников процесса: 
Индивидуальное обучение –
индивидуальные задания на уроке, задания на дом. 
Парное взаимообучение
(стабильные пары или пары
сменного состава) —
объясняют друг другу какой-либо вопрос,
за
щищают свою тему, оценивают результаты работы товарища. 
Групповая работа – обучение внутри

группы:
объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление. 
Фронтальное обучение всего

класса.

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса  При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Если карточку с заданием дать только одному этому ребёнку, значит его почему-то выделили из числа других. Поэтому карточки необходимо дать и некоторым другим ученикам. При фронтальном опросе ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но вопрос должен быть посильным для него.
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса  Для работы в парах с особенным ребёнком сначала необходимо выбирать детей, показывающих явно положительное отношение к нему, готовых помочь и поддержать. Это необязательно самые лучшие ученики, главный признак здесь –лояльность. Исходя из успешности обучения ученики с ОВЗ тоже могут быть в роли обучающих в паре. Пару обязательно нужно менять. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса  Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д.  Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе.
Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:  прямое обучение социальным навыкам;  организация групповых видов активности;  формирование социальных навыков через подражание
Организация групповых видов активности  При организации
групповых видов

активности, таких как
дежурство,  подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по школе и за школой учитель  планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;  выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);  контролирует и корректирует групповую активность.
Трудности  Снижен темп работы – разрешить пропустить какую-то запись, предложить задание, на которое нужно меньше времени (Карточки – не писать, а вставлять буквы)  Ребёнок не может высидеть 40-45 мин. – разрешить выйти в игровую зону, в коридор (с тьютором), посидеть в домике (для детей с РАС). НО! Регламентировать время отдыха
Технологии взаимодействия  Со всеми возникающими проблемами учитель обращается к психологу или дефектологу немедленно Этапы работы по преодолению возникшей проблемы.  1 этап. Осознание проблемы педагогом, формулирование запроса  2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана  3 этап. Реализация плана действий в классе  4 этап. Если проблема не решена, её обсуждение выносится на внеочередное заседание ПМПк
Спасибо за внимание! 
ЛИТЕРАТУРА:

1. С.В. Алёхина , В.К.Зарецкий. Инклюзивный подход в образовании
в контексте проектной инициативы «Наша новая школа  Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007. 
2. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального
и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) : Главы из книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009. 
3.
Е.В. СамсоноваТ.П., ДмитриеваТ.Ю. , Хотылева Основные педагогические технологии инклюзивного образования  Е.Н. Кутепова. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования  ребенком с ОВЗ  4. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей 2008. № 12  5.Иденбаум Е. Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условия: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и содержания Иркутск 2008.с8  6.РООИ « Перспектива» « На пути к инклюзивной школе» ( пособие для учителей) 2005.с 1-42  7Рубцова В. В. Психолого – педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование 2010. С 6-20  8.Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.  9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.  10. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.


В раздел образования