Напоминание

Музыкальное воспитание в 1 младшей группе


Автор: Колесникова Татьяна Алексеевна
Должность: старший воспиитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеёк" ст. Сторожевой"
Населённый пункт: ст. Сторожевая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальное воспитание в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» ст. Сторожевой»
Доклад

«Музыкальное воспитание в 1 младшей группе».
Выполнила: ст. воспитатель Колесникова Т.А. ст. Сторожевая 2017 г.
« Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.» В.А. Сухомлинский. В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно- нравственных проблем воспитания. Возраст ребенка до школы считается как «копилка» развития его духовности, формирования личностных ценностей, накопление и впитывание тех знаний, которые мы, взрослые, вкладываем в каждого человека. И, безусловно, очень важно то, какой материал закладывается в эту «копилку». Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его таланты, идет активное развитие личности. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Музыкальное воспитание имеет большое значение и для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному
наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально- двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере. Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами. Основные задачи музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО: • Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Музыкальное воспитание в нашем детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка .
Музыкальное развитие детей осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель. Работа проводится по программе «От рождения до Школы» - Музыкальные занятия – автор Е.Н.Арсенина, «Топ-хлоп малыши» А.И. Бурениной, используются журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра». В пособии «Музыкальные занятия» под редакцией Е.Н.Арсениной представлен материал , раскрывающий основные виды и формы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и позволяющий реализовать интегративный подход в освоении содержания программы ДОУ. В процессе музыкально-ритмического воспитания используется программа «Топ — хлоп малыши» А.И.Бурениной. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций, она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Свою работу по вопросам музыкального образования мы строим так, что в процессе взаимодействия педагогов с детьми происходит всестороннее развитие дошкольников, формируются музыкальные способности каждого ребёнка.. Во время проведения НОД по музыке дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах; происходит развитие творчества: песенного, музыкально - игрового, танцевального. Помочь перейти от одного вида деятельности к другому нам помогают разнообразные игровые методы и приёмы. В процессе работы по музыкальному развитию используем попевки, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования; применяем упражнение на дыхание перед пением (дышим носиком; подуй на свечу) и другие. Репертуар по разделу «Слушание музыки» строится на произведениях композиторов разных эпох — П.И.Чайковский- «Времена года», Френкель- «Весёлая дудочка», Е. Крылатова «Колыбельная медведицы» и другие. Музыкально - ритмические движения («козлятки», «воробышки», «птички»)помогают детям наиболее полно воспринимать музыкальный образ. В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам и детским игрушкам. Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки, благодаря им ребенок с раннего детства
приобщается к миру звуков, исследует и познает их с помощью окружающей действительности. Именно игра на музыкальных инструментах наилучшим образом способствует развитию музыкальных способностей, таких качеств как внимание, усидчивость. Музыкальные игрушки применяем и в сюжетных и дидактических играх (весёлые матрёшки, весёлая дудочка, колокольчики) Знания полученные на музыкальных занятиях отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием танцуют, подпевают, музицируют. Работа по музыкальному воспитанию ведётся и через использование регионального компонента. Творческой группой ДОУ была разработана программа регионального компонента «Моя Родина — Карачаево - Черкесия!» в которой отражено содержание работы по музыкальному развитию — это использование народных песен, прибауток, попевок, танцев, народных игр. Развитие музыкальных способностей происходит не только во время проведения НОД, но и в повседневной жизни. Если утром звучит добрая песня с хорошим текстом, то расстование с родителями проходит намного легче и безболезненней. Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике дает заряд бодрости на весь день. Во время прогулок и в обыгрывании дней рождения детей используем хороводы, разученные на музыкальных занятиях. Музыку используем и на других занятиях для связи с другими видами деятельности. Обязательным условием музыкальной деятельности детей является создание предметно — развивающей среды, в группе имеется «музыкальный уголок». Используется аккордеон, музыкальный центр, имеются детские музыкальные инструменты – металлофон, деревянные ложки, барабан, бубен, колокольчик, погремушки, дудочка и др. Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребёнка через музыкальное воспитание трудно получить без участия родителей, поэтому на всем протяжении года тесно сотрудничаем с родителями. Для этого размещаем полезную информацию в родительском уголке, периодически обновляем папки-передвижки, проводим индивидуальные беседы. Особой формой является привлечение родителей к организации досуговых мероприятий в которых они с удовольствием принимают участие и не только в разучивании стихов но и в приобретении и пошиве костюмов (русских народных сарафанов, рубашек). В течении года были проведены различные праздники для родителей: «Давайте познакомимся», «В гости к Лесовичку», «Ёлка, ёлочка — зелёная иголочка», «Маму поздравляют малыши», «Весна - красна», «Крошки - Матрёшки».
К концу года у детей сформировались простейшие певческие навыки, появился интерес к музыке, дети научились выполнять плясовые танцевальные движения, различают и называют музыкальные инструменты.
"Музыка

-

могучий

источник

мысли.

Без

музыкального

воспитания

невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.

Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли».

В. А. Сухомлинский.


В раздел образования