Автор: Колесникова Татьяна Алексеевна Должность: старший воспиитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеёк" ст. Сторожевой" Населённый пункт: ст. Сторожевая Наименование материала: Методическая разработка Тема: Музыкальное воспитание в 1 младшей группе Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ручеёк» ст. Сторожевой»
Доклад
«Музыкальное воспитание в 1 младшей группе».
Выполнила: ст. воспитатель
Колесникова Т.А.
ст. Сторожевая
2017 г.
« Музыкальное воспитание-
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.»
В.А. Сухомлинский.
В современных условиях развития общества особую актуальность
приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения
культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-
нравственных проблем воспитания.
Возраст ребенка до школы считается как «копилка» развития его
духовности, формирования личностных ценностей, накопление и впитывание
тех знаний, которые мы, взрослые, вкладываем в каждого человека. И,
безусловно, очень важно то, какой материал закладывается в эту «копилку».
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной
чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые
условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой
цели во многом способствует правильная организация музыкального
воспитания детей.
Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное
воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном
плане, так и в физическом посредством различных упражнений. Дошкольный
возраст является периодом, когда закладываются основные способности
ребенка, начинают проявляться его таланты, идет активное развитие
личности.
Музыка
открывает
для
ребенка
дорогу
в
творчество,
способствует
гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только
на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует
социализации
ребенка,
а
также
формирует
его
духовную
культуру.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее
развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,
воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая
эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной
культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для
дальнейшего
овладения
музыкальной
культурой.
Если
в
процессе
музыкальной
деятельности
будет
сформировано
музыкально-эстетическое
сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его
общего духовного становления.
Музыкальное воспитание имеет большое значение и для формирования у
детей
эстетических
чувств:
приобщаясь
к
культурному
музыкальному
наследию,
ребенок
познает
эталоны
красоты,
присваивает
ценный
культурный опыт поколений.
Как
уже
было
сказано,
музыка
развивает
эмоциональную
сферу.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных
способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в
жизни,
с
воспитанием
таких
качеств
личности,
как
доброта,
умение
сочувствовать другому человеку.
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления
детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое
главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-
двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах,
музыкально-пальчиковые
игры,
организованные
на
музыкальных
занятиях,
развивают
у
ребёнка физические
качества,
моторику
и
двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в
двигательной сфере.
Развитие
музыкальных
способностей,
одна
из
главных
задач
музыкального
воспитания
детей.
Дошкольный
возраст
-
период,
когда
закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность
приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области
музыкального
развития,
то
именно
здесь
встречаются
примеры раннего
проявления
музыкальности,
и
задача
педагога
развить
музыкальные
способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой.
Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически
воспитанную
и
развитую,
умеющую
эмоционально
воспринимать
содержание
музыкального
произведения
личность,
научить
малыша
проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Основные задачи музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО:
•
Приобщение
к
музыкальному
искусству;
формирование
основ
музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными
понятиями,
жанрами;
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
при
восприятии музыкальных произведений.
•
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального
слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,
музыкального вкуса.
•
Воспитание
интереса
к
музыкально-художественной
деятельности,
совершенствование умений в этом виде деятельности.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду подчинено общей цели
всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка .
Музыкальное развитие детей осуществляет музыкальный руководитель и
воспитатель. Работа проводится по программе «От рождения до Школы» -
Музыкальные занятия – автор Е.Н.Арсенина, «Топ-хлоп малыши» А.И.
Бурениной, используются журналы «Музыкальный руководитель»,
«Музыкальная палитра».
В пособии «Музыкальные занятия» под редакцией Е.Н.Арсениной
представлен материал , раскрывающий основные виды и формы музыкальной
деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра
на музыкальных инструментах и позволяющий реализовать интегративный
подход в освоении содержания программы ДОУ.
В процессе музыкально-ритмического воспитания используется
программа «Топ — хлоп малыши» А.И.Бурениной. Программа предполагает
богатый выбор танцевальных и ритмических композиций, она направлена на
развитие художественно-творческих основ личности, что способствует
психологическому раскрепощению каждого ребенка.
Свою работу по вопросам музыкального образования мы строим так, что
в процессе
взаимодействия педагогов с детьми происходит всестороннее
развитие дошкольников, формируются музыкальные способности каждого
ребёнка..
Во время проведения НОД по музыке дети обучаются сразу нескольким
видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально -
ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах;
происходит развитие творчества: песенного, музыкально - игрового,
танцевального. Помочь перейти от одного вида деятельности к другому нам
помогают разнообразные игровые методы и приёмы.
В процессе работы по музыкальному развитию используем попевки,
многократное повторение которых развивает правильность и чистоту
интонирования; применяем упражнение на дыхание перед пением (дышим
носиком; подуй на свечу) и другие.
Репертуар по разделу «Слушание музыки» строится на произведениях
композиторов разных эпох — П.И.Чайковский- «Времена года», Френкель-
«Весёлая дудочка», Е. Крылатова «Колыбельная медведицы» и другие.
Музыкально
-
ритмические
движения
(«козлятки»,
«воробышки»,
«птички»)помогают детям наиболее полно воспринимать музыкальный образ.
В
вопросе
музыкального
воспитания
детей
особая
роль
отводится
музыкальным
инструментам
и
детским
игрушкам.
Инструментальное
музицирование
является
органической
частью
детской
музыкальной
культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную
для
детей
область
музыки,
благодаря
им
ребенок
с
раннего
детства
приобщается к миру звуков, исследует и познает их с помощью окружающей
действительности. Именно игра на музыкальных инструментах наилучшим
образом способствует развитию музыкальных способностей, таких качеств
как
внимание,
усидчивость.
Музыкальные
игрушки
применяем
и
в
сюжетных
и
дидактических
играх
(весёлые
матрёшки,
весёлая
дудочка,
колокольчики) Знания полученные на музыкальных занятиях отражаются в
игровой
деятельности
воспитанников.
Они
с
удовольствием
танцуют,
подпевают, музицируют.
Работа по музыкальному воспитанию ведётся и через использование
регионального компонента. Творческой группой ДОУ была разработана
программа регионального компонента «Моя Родина — Карачаево -
Черкесия!» в которой отражено содержание работы по музыкальному
развитию — это использование народных песен, прибауток, попевок, танцев,
народных игр.
Развитие музыкальных способностей происходит не только во время
проведения НОД, но и в повседневной жизни. Если утром звучит добрая
песня с хорошим текстом, то расстование с родителями проходит намного
легче
и
безболезненней.
Использование
ритмичной
музыки
на
утренней
гимнастике
дает
заряд
бодрости
на
весь
день.
Во
время
прогулок
и
в
обыгрывании дней рождения детей используем хороводы, разученные на
музыкальных занятиях. Музыку используем и на других занятиях для связи с
другими видами деятельности.
Обязательным
условием
музыкальной
деятельности
детей
является
создание предметно — развивающей среды, в группе имеется «музыкальный
уголок».
Используется
аккордеон,
музыкальный
центр,
имеются
детские
музыкальные инструменты – металлофон, деревянные ложки, барабан, бубен,
колокольчик, погремушки, дудочка и др.
Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребёнка
через музыкальное воспитание
трудно получить без участия родителей,
поэтому на всем протяжении года тесно сотрудничаем с родителями. Для
этого
размещаем
полезную
информацию
в
родительском
уголке,
периодически
обновляем
папки-передвижки,
проводим
индивидуальные
беседы.
Особой
формой
является
привлечение
родителей
к
организации
досуговых мероприятий в которых они с удовольствием принимают участие и
не только в разучивании стихов но и в приобретении и пошиве костюмов
(русских народных сарафанов, рубашек). В течении года были проведены
различные праздники для родителей: «Давайте познакомимся», «В гости к
Лесовичку»,
«Ёлка,
ёлочка
—
зелёная
иголочка»,
«Маму
поздравляют
малыши», «Весна - красна», «Крошки - Матрёшки».
К концу года у детей сформировались простейшие певческие навыки,
появился интерес к музыке, дети научились выполнять плясовые
танцевальные движения, различают и называют музыкальные инструменты.
"Музыка
-
могучий
источник
мысли.
Без
музыкального
воспитания
невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.
Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли».