Напоминание

"Мониторинг качества подготовки студентов по математике"


Автор: Коробова Галина Михайловна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: Димитровградский техникум строительной индустрии
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мониторинг качества подготовки студентов по математике"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мониторинг качества подготовки обучающихся техникума по математике Базой для мониторинга качества математического образования в образовательном учреждении среднего профессионального образования являются образовательные стандарты. Они же являются отправной точкой в создании системы оценки знаний обучающихся. Так как, основной формой организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении профессионального образования также как и в школе, является урок, то именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых студентом знаний. В педагогической практике могут использоваться различные формы уроков, прежде всего, для того, чтобы процесс получения знаний не стал однообразным и утомительным ни для обучающихся, ни для преподавателя. Выбор оптимальной формы – одна из самых сложных задач, которую ежедневно приходится решать преподавателю. На уроке преподаватель проводит контроль знаний, получаемых студентами. И очень важно, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого- то блока материала. Своевременность контроля позволяет преподавателю, вовремя выявив затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий обучающихся. В систему преподавания математики часто входит использование нестандартных форм урока, в ходе которых обращается особое внимание на контроль качества знаний. Целью п р о в е д е н и я м о н и т о р и н г а я в л я е т с я ул у ч ш е н и е с о с т о я н и я общеобразовательной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Перед преподавателем стоят следующие задачи. определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики; реализация индивидуальных возможностей учащихся; отслеживание результатов учебной деятельности по предмету. Для успешного решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга способствует алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся: Подготовка и проведение тестов, контрольных работ в рамках стартовой диагностики (сентябрь). Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков. Определение уровня учебных достижений обучающихся. Определение задач по коррекции знаний. Проведение коррекционной работы. Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь). Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков. Итоговое оценивание уровня учебных достижений. Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга. Анализ процесса отслеживания знаний и обобщение результатов. Корректирование календарно-тематического планирования. Основным принципом мониторинга каче ства образования я в л я е т с я систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе преподаватель использует мониторинг базовый, тематический и «одного урока». Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ. На основании проведенного мониторинга составляется таблица 1, содержащая сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого студента.
Таблица 1 Мониторинг результата учебной деятельности Результаты контроля по теме: № ФИО студента Входной Промежуточный Итоговый Вывод В графе вывода указывается уровень успешности студента по четырех балльной шкале, определяемый следующим образом: 4 – если оценки по всем видам контроля «5»; 3 – если хотя бы одна оценка «4»; 2 – если хотя бы одна оценка «3» или наблюдается отрицательная динамика результатов контроля; 1 – если две или более оценок «3». Затем, чтобы получить ожидаемый результат, планируется коррекционная работа индивидуально с каждым из слабоуспевающих обучающихся. Д а л е е н а о с н о в е тематического мониторинга (таблица 2) на каждого слабоуспевающего студента составляется индивидуальная карточка, в которой указываются виды нарушений и методы их коррекции. Далее при подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаются различные виды заданий для устранения данных нарушений. А также проводятся дополнительные занятия по устранению так называемых пробелов в знаниях студентов. Таблица 2 Тематический мониторинг № Тема Самостоятельная работа Диктант Самостоятельная работа Тест Контрольная работа Средний балл % успеваемости Далее выполняется анализ и коррекция по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных особенностей студентов. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний обучающихся и при его отрицательно динамике дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях Данный мониторинг позволяет получить: объективную динамику математического образования студента за определенный период обучения; возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики; возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны студента и группы в целом; осуществлять систематический контроль над качеством знаний, полученных студентами с учетом их индивидуальных возможностей. Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока, пример оформления результата, которого приведен в таблице 3.
Таблица 3 Мониторинг урока № __ по теме: ________________________ № Ф ИО В идеть ошибку З адать вопрос Пред ложить ход (шаг) решения Аргумент ировать П ривести пример Д ругой способ решения Для «сильных» студентов данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, поскольку кроме того, что надо верно решить задание и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи. Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является «накопителем» их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит «4». Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для студента. Также этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого студента и группы в целом. По результатам учебного года в техникуме проводится анализ образовательной деятельности в следующей форме: Таблица 4 Общая и качественная успеваемость по математике Гру ппа 1 семестр 2 семестр год Предваритель ная аттестация Итоговая аттестация Предваритель ная аттестация Итоговая аттестация Успева емость Каче ство обуч ения Успева емость Каче ство обуч ения Успева емость Каче ство обуч ения Успева емость Каче ство обуч ения Успева емость Каче ство обуч ения В отчетах преподавателя о результатах работы используются показатели, формулы для расчета которых приведены ниже: % качества знаний (качественная успеваемость) = (кол-во "отл." + кол-во "хор.") х 100% / общее кол-во учащихся. % успеваемости (абсолютная успеваемость) = (кол-во "отл." + кол-во "хор." + кол-во "уд.") x 100% / общее кол-во учащихся. Степень обученности учащихся (СОУ): СОУ = (кол-во "5"х100 + кол-во "4"х64 + кол-во "3"х36 + кол-во "2"х16 + кол-во "н/а"х7) / общее кол-во учащихся. Качество знаний для группы (в %) = (кол-во "5" у всех студентов группы + кол-во "4" у всех студентов группы) х 100% / общее кол-во оценок у всех студентов группы. Качество знаний для курса (в %) = (кол-во "5" у всех студентов курса + кол-во "4" у всех студентов курса) х 100% / общее кол-во оценок у всех студентов курса. А есть расчет качества обученности учащихся по одному предмету по формуле: КОП=(5*N5+4*N4)*100%/ 5*N5 где КОП - качество обученности учащихся по одному предмету; 5, 4 - оценки, полученные учащимися; N - общее количество учащихся в классе;
N5, N4 - количество учащихся, получивших оценки «5» и «4». И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Данная система работы позволяет: определить уровень обученности и обучаемости по предмету; разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний; выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения; целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс. Проводить своевременно обработку полученных результатов.


В раздел образования