Непосредственно-образовательная деятельность по
развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Экологическая сказка».
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять
небольшой рассказ на определенную тему
Задачи:
1. Дидактическая:
Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них,
аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать
о факте, событии, явлении.
Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.
2. Коррекционная:
Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных,
углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
3. Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к животным и растениям _
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для
составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном
окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка;
аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству
детей.
Формы организации деятельности:
Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности
Структура занятия:
1.
Получение письма от волшебника
2.
Сочинение продолжения сказки
3.
Игра «Сравни и назови».
4.
Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».
5.
Игра «Хорошо – плохо».
6.
Пальчиковая гимнастика с прищепками
7.
Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам
8.
Словесная игра «За что я люблю весну»
9.
Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».
Характеристика группы : Дети восьмого года жизни
Предполагаемый результат : Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного
рассказа с опорой на картину.
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт
с
надписью
«Детям I подготовительной
группы.»
Наверное, оно пришло от
волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло.
Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка».
Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).
Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили
они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца –
Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она
самая
главная
и
не
захотела
уступить
место
Весне.
Загрустили
под
снежным
покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб
хоть
немного
согреться.
Забеспокоились
Осень
и
Лето.
А
Весна
сказала:
«Не
беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат
еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете,
что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце»
Если
дети
дают
неправильный
ответ,
то
воспитатель
помогает
им
с
помощью
наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно
какое?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Проводиться игра
«Сравни
и
назови» ,
в
ходе
которой
воспитатель
начинает фразу, а дети должны ее закончить.
Солнце желтое, как… (одуванчик).
Солнце круглое, как… (мячик).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
Солнце румяное, как… (блинчик).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей).
Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел
яркими красками?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще
карточки.
Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать
продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце
помогло весне?»
Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.
Ответы детей:
Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
Начал таять снег.
Потекли ручьи.
Зазвенела капель.
Воспитатель: «А что же было дальше?»
Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и
почками и лопнувшими.
Ответы детей:
Вода напоила землю.
На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.
Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под
снега
первые
цветы:
подснежники,
крокусы,
мать-и-мачеха.
А
потом
уже
зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой
тоже появились первые цветы на проталине».
Воспитатель
выставляет
изображение
березы
весной
и
с
помощью
детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.
Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».
Выполняется
упражнение
на
релаксацию «Нарисуем
то,
о
чем
мы
говорили» . Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего
«рисуют»: капель, солнышко, цветы и т. д.
Воспитатель:
«А
что
же
еще
произошло
весной?
Появились
насекомые.
Какие?
Ответы детей:
Гусеницы.
Жуки
Муравьи
Мухи
Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».
Ответы детей: «Птицы».
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?»
(«Птичье пение»).
Правильно ребятки. А мы знаем стих про птиц? ( Да). А какой стих мы знаем,
как он называется? («Покормите птиц»)
Давайте ребятки под эту музыку, красиво расскажем этот стих:
Покормите птиц
А. Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Проводиться игра «Хорошо – плохо».
Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают,
а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы
осенью улетают от нас?»
Ответы детей:
Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в
теплых странах бодрствуют круглый год.
Воспитатель: «А что плохого, в том, что птицы улетают от нас?
Ответы детей:
Мы не видим птиц, не слышим их пения.
Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к
изображению березы.
Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных
птиц вы знаете?»
Ответы детей:
Скворец.
Жаворонок.
Грач.
Иволга.
Трясогузка.
Соловей.
Воспитатель:
«А
чем
занимаются
птицы,
когда
возвращаются
домой?
(«Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.
Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками .
Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую
музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки
несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца
после линьки.
Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением
весны?
Ответы детей:
Животные
линяют:
меняют
теплый
пушистый
мех
на
более
легкий
и
редкий
Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.
Воспитатель
выставляет
карточки
с
изображением
цветущих
кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.
Воспитатель:
«А
что
происходит
с
деревьями
и
кустарниками
к
концу
весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).
Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе
продолжим сказку «Как солнце весне помогало».
Каждый
ребенок
говорит
по
одному
предложению,
используя
опорные
картинки.
Ответы детей:
Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит
капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются
листочки.
На
проталинах
распускаются
первые
весенние
цветы.
Появляются
насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда,
строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют –
меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха.
Зацветают деревья.
Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно
приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).
Показ видеозаписи «Значимость солнца»
Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в
кружок.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из
вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на
полу.
Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую,
звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его
добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».
Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и
раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне
победить холод.