Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование на уроках дидактических приемов.
Автор: Серова Елена Михайловна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Школа № 37" Населённый пункт: г. Нижний Новгород Наименование материала: методическая разработка Тема: Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование на уроках дидактических приемов. Раздел: среднее образование
Повышение мотивации учащихся к изучению географии через
использование на уроках дидактических приемов.
Ребенка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках,
повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как
сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал
стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более
интересными. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов
и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения
географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его
индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него
стремление к познанию и творчеству.
Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках
географии способствует включение нетрадиционных методов и форм
обучения на разных этапах урока.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности,
стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я
использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые
моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды,
занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах
уроков.
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к
активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает,
систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному
применению. Школьник становится активным, заинтересованным,
равноправным участником обучения. У него происходит отход от
стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить
стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке
и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также
развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов
обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое
мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании
географии является важным средством для формирования личности,
гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Приём «Парадокс»
Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового
материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или
загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто
не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю
необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно
объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет.
После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить
парадокс.
Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно
начать с рассказа:
«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской
области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры
Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба
начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот
день жители деревни собрали около тысячи монет».
Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более
внимательно будут слушать объяснение нового материала.
«Вспомни силуэт»
Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической
карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический
объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в
материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады
школьников по географии.
«Что это?»
Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо
территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет
речь.
Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной
Америки использую следующие вопросы:
1.
Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не
соответствует действительности. Большую часть территории занимает
покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о.
Гренландия)
2.
Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые
переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали
эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)
3.
Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал
полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые
посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название
потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и
оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).
4.
Название этого острова у северо – восточных берегов Северной
Америки переводится как «Новая найденная земля» (о. Ньюфаундленд).
5.
На шельфе этого залива сосредоточены значительные запасы нефти и
природного газа. Его часто называю внутренним морем западной части
Атлантического океана (Мексиканский залив).
«Географический диктант»
Географические диктанты являются широко распространенной формой
контроля знаний учащихся. Однако под этим термином скрывается довольно
обширная группа различных приемов, наиболее распространенной формой
которых является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает
список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить
их в соответствующем месте контурной карты.
Второй тип диктанта - диктант по терминологии. В этом случае ученики в
тетради пишут несколько географических терминов, а учитель вслух читает
их определения под номерами. Ученики должны напротив каждого термина
поставить соответствующий номер. Эти две разновидности диктантов
проверяют только память ученика.
Прием «Географический конструктор»
Географический конструктор представляет собой особый вид настольной
игры. Это набор карточек посвященных какой-либо географической теме. В
качестве примера приведу образец конструктора по теме «Природные зоны
Африки». За 1 минуту ученик должен сконструировать из карточек заданную
учителем природную зону.
Природные зоны
Элементы
Постоянно-влажные и переменно-
влажные леса
1.Занимают на материке значительную
площадь в северной и южной его
частях
2.Наименьшее количество осадков
(вообще не выпадает в ряде районов)
3.Кое-где растут колючие кустарники и
отдельные пучки трав
4.В оазисах развита богатая
растительность
5.Из млекопитающих многочисленны
грызуны. Здесь обитают представители
семейства хомяковых, мышиных,
тушканчиковых, беличьих
6.Из хищников представлены шакалы,
гиены, лисицы, гепарды
7.Есть птицы, как перелётные, так и
постоянно живущие
Саванны
8.Из рептилий обитают ящерицы,
черепахи, змеи
9.Уникальное растение вельвичия – с
коротким и толстым стеблем и двумя
плотными, широкими стелющимися по
земле длинными листьями,
достигающими 3 м длины
10.Занимают огромные пространства –
около 40 % площади материка
11.Почвы от красных ферраллитных до
красно-бурых, зависят от
продолжительности сезона дождей
12.Баобабы и различные акации с
зонтикообразной кроной
13.Встречаются молочаи, древовидные
растения
Пустыни
Географический конструктор можно использовать и при обычном опросе и
при игровых формах работы. Он представляет собой подсказку, так как
имеется набор уже готовых ответов и в то же время это напряженная работа
для памяти, так как вариантов ответов слишком много.
Географический конструктор тренирует не только память, но и внимание, так
как ученик должен быстро найти нужную карточку в наборе.
Ещё одно слагающее формулы развивающего обучения - развитие
логического мышления
Для развития логического мышления применяю следующие приёмы:
Прием «Да-нет»
Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики
ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель
имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том,
чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать
этот прием на уроке для проверки знаний, то вводится следующий принцип
выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5 - 6 вопросов –
«4», с 10 вопросов – «3». Здесь задача ученика сводится к нахождению
наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта,
то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.
Прием «Логическая задача»
Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они
представляют из себя ряд условий (высказываний), из которых необходимо
сделать ряд выводов. При этом количество возможных выводов ограничено и
правильные выводы делаются путем отбрасывания выводов неправильных.
Для этого обычно составляют специальную матрицу, содержащую в себе все
возможные выводы. Затем, путем логических умозаключений, расставляют в
ней минусы и плюсы, обозначая минусом варианты выводов не
соответствующих условиям, а плюсом варианты выводов соответствующие
условиям.
Прием «Географический диктант» или «Согласен – не согласен»
Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли
это утверждение или нет, согласны или не согласны.
Утверждения по теме «Северная Америка»:
1.
Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
2.
На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.
3.
Северная Америка самый жаркий материк.
4.
На западе материка расположены горы Анды.
5.
Самая большая река Северной Америки – Амазонка.
Прием «Географические шарады»
Шарадами называют загадки, в которых загадывается какое-либо слово.
Слово должно быть разбито на несколько частей, каждое из которых должно
звучать как отдельное слово. Например, слово ЯПОНИЯ можно разбить на
три слова Я ПОНИ Я. Часто шарады можно найти в стихотворной форме в
пособиях по занимательной географии.
Прием «Поиск общего»
Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик
должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов
Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет.
Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих
признаков:
1. Оба лежат в Северном полушарии.
2. Оба объекта пересекает изотерма + 24°С.
3. Среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм.
4. И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л» и «Р».
5. И то и другое является сушей.
Как показывает практика нечто общее можно найти практически у любой
пары объектов. Лучше это задание давать в виде соревнования на время. Это
хорошая гимнастика для ума.
Прием «Поиск аналогов»
Учитель называет какой либо географический объект, а ученики должны
найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным
признакам. Например возьмем город Рио-де-Жанейро. Здесь можно составить
огромное количество пар аналогов.
Рио-де-Жанейро – Рига (Оба начинаются на букву «Р»)
Рио-де-Жанейро – Стамбул (Оба бывшие столицы)
Рио-де-Жанейро – Копенгаген (Оба лежат на берегу моря)
Рио-де-Жанейро – Кейптаун (оба расположены в южном полушарии)
Рио-де-Жанейро – Гавана (Оба лежат в тропическом поясе)
Рио-де-Жанейро – Нью-Йорк (Оба лежат в северном полушарии)
Рио-де-Жанейро – Лиссабон (Жители обоих городов говорят на
португальском языке)
Рио-де-Жанейро – Венеция (Оба города знамениты своими карнавалами)
Рио-де-Жанейро – Санкт-Петербург (Оба города в своей стране занимают 2
место по числу жителей)
При желании можно придумать еще не менее двух десятков аналогов Рио-де-
Жанейро. Этот прием, как и предыдущий, лучше проводить в форме
соревнования.
Наиболее сложным слагаемым в формуле развивающего обучения является
развитие мотивации
Создать мотив - значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка
возникает необходимость применения полученных знаний, причем в
ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой
авторитет в глазах сверстников.
Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с
осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к
определенной деятельности. В любой деятельности ученика может
интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат.
Считаю, что наиболее эффективным методом мотивации учащихся (особенно
на ранних этапах) является игра. Каждый урок – поле для творческой
деятельности учителя. Обязательно элемент игры. Игра – это возможность
отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является
язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра –
единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех
народов. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может
научить.
Игра есть попытка детей организовать свой опыт. В игре происходит
формирование отношений, разрешение конфликтов и передача чувств.
«Узнай меня»
Этот прием представляет собой особую форму географической загадки. На
доске вывешивается большой плакат, который закрыт несколькими
листочками и детям не виден. На каждом листочке написан вопрос. Если
играющий отвечает на него, он получает право снять листок и увидеть часть
изображения. После этого ход передается следующей команде, и теперь она
может выбрать вопрос, на который будет отвечать. Цель игры - определить,
что изображено на плакате. Если это животное, характерное растение или
достопримечательность, их надо назвать. Если это участок местности, надо
определить материк, страну или природную зону. Смысл применения этого
приема состоит в том, чтобы сделать урок более разнообразным и
привлекательным для учащихся.
«Творческое задание»
Этот прием подразумевает замену обычного домашнего задания
творческой работой. В географии домашнее задание, как правило, сводится к
изучению какого-либо параграфа учебника или блока номенклатуры. Однако
можно придумать множество других заданий, с помощью которых учащиеся
запомнят и теоретический материал, и географические названия. Например,
в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной теме,
разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об
изучаемой местности, придумать тесты к параграфу, самостоятельно
разработать опорный конспект заданной темы и т. д. Такое задание делает
выполнение домашнего задания более интересным.
«Географические крестики-нолики»
«Крестики – нолики» - игровой прием, основанный на интеллектуальном
соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Игра
идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить
крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя
или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может
использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не
уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
«Крокодил»
Суть игры в следующем: надо объяснить какой - либо термин без слов,
жестами, а остальные должны этот термин угадать. Как правило ,
использование данного приёма вызывает положительные эмоции у учащихся,
а эмоционально окрашенные моменты запоминаются всегда лучше. Этот
приём можно использовать при организации физкультминуток.
Использование современных образовательных технологий, таких
как технология развития критического мышления посредством чтения и
письма на уроках географии также способствует решению поставленных
задач.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» содержание
образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения
личности, создание условий для её самореализации. Учащиеся основной
школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность.
Технологии развития критического мышления позволяет сформировать
школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно
взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально
принимая многополярность окружающего мира, возможность
сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих
ценностей.
Структура педагогической технологии развития критического мышления
посредством чтения и письма стройна и логична, так как её этапы
соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Важным в данной технологии является следование трём фазам:
Первая фаза-вызов, когда ставится задача не только активизировать,
заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и
«вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому
вопросу, что само по себе станет серьёзным активизирующим и
мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая фаза-осмысление. На этой стадии идёт непосредственная работа с
информацией.
Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стации информация
анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Считаю использование педагогической технологии развития критического
мышления посредством чтения и письма целесообразным в рамках перехода
школ на стандарты второго поколения.
Приведу некоторые приёмы технологии РКМПЧП, которые я использую на
уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся. Первый
из них кластер.
Кла́
стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных
элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица,
обладающая определёнными свойствами.
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в
определенном порядке в виде грозди . Делая какие-то записи, зарисовки для
памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем
по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала.
Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в
определенном порядке.
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы
систематизируем информацию до знакомства с основным источником
(текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по
ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это
исправления неверных предположений в "предварительных кластерах",
заполнение их на основе новой информации, установление причинно-
следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может
вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным
смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых"
кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и
установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например,
как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и
внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или
нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее
рассмотреть материал об особенностях региона. На стадии рефлексии работа
с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив
учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить
творческое задание.
Приведу пример кластера, который составляют ученики на стадии вызова при
изучении темы «География сельского хозяйства», в 10 классе:
Другим приёмом служит Сводная таблица. Основной смысл использования
приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления
заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по
которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее,
формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий
сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ:
вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно
"линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность"
необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И
сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до
чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы
как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой
форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.
Например, заполнение сводной таблицы на этапе закрепления материала при
проведении урока в 6 классе «Свойства вод Мирового океана»:
Гвинейски
й залив
Бенгальски
й залив
Красно
е море
Линии
сравнения
Средиземно
е море
Чёрно
е море
Балтийско
е море
Солёность
Температур
а
На стадии вызова при организации урока в 8 классе «Природные зоны
России. Арктическая пустыня, тундра» применяю такую таблицу:
Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым
сравниваются природные зоны, учитель фиксирует план описания
природных зон на доске – составляет сводную таблицу:
Арктические пустыни
Линии сравнения
Тундра
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климатические условия
Почвы и их свойства
Типичные растения и их
приспособленность к
условиям зоны
Типичные животные и их
приспособленность к
условиям зоны
Возможность
использования природной
зоны человеком
Проблемы и охрана
природной зоны
"Таблица-знаю – хочу узнать - узнал"
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал,
расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам
подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал". У этой формы работы есть еще
один резерв - это третья часть таблицы. Категории информации станут
графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть
продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить
новую таблицу. Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ":
- вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения
в первой графе таблицы;
- перечислите источники информации;
- попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной
информацией, выделите категории информации;
- поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
- познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
- ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в
третью графу таблицы;
- посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите
в него новые категории;
- поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней
столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.
При организации урока в 7 классе «Тихий океан» на стадии вызова заполняем
таблицу:
З
Х
У
Заполняем графу З (знаю) графу Х (хочу узнать). По мере прочтения текста,
сопровождающегося презентацией ученики заполняют третью колонку
таблицы.
Зигзаг (изучение, систематизация большого по объему материала)
Текст разбивается на число частей по количеству членов группы.
1.Стадия вызова. Осуществляется при помощи любых известных вам
приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так
как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по
себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты
различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом:
выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из
графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся
переходят в другие группы - группы экспертов.
3.Стадия размышления: работа в группе «экспертов». Новые группы
составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В
процессе обмена результатами своей работы, составляется общая
презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет
проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои
первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт
знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей
презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех
участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе,
благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой
теме.
4.Презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из
экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом,
идет "второе слушание" темы.
Эту стратегию лучше всего использовать в старших классах, когда ученики
уже научились работать в группах.
СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или
рефлексировать по какому – либо поводу.
Правила написания синквейна:
1.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
3.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя
словами.
4.
Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая
отношение к теме.
5.
Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет
суть темы.
Данный приём я использую в конце урока на стадии рефлексии. Например
после изучения темы «Вулканы» в 6 классе у ребят получается следующее:
Вулканы
Грозные, разрушительные
Извергаются, возникают, создают
Страшно, но захватывающе
Стихия
«Шесть шляп мышления»
«Шесть Шляп Мышления» (SixThinkingHats) – вероятно, один из самых
популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот
метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной
любую умственную работу. По мнению Э.деБоно, любая проблема
обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать
факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и
отрицательные последствия каждого из этих решений. Словосочетание
"надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью.
Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный
момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Стратегия «Шесть шляп универсальна –я часто использую ее на своих
уроках, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. В
основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное
мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки
зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Приведу пример того, как я использую эту стратегию. С первого года
обучения я знакомлю своих учащихся с этой стратегией, рассказываю им про
цветные шляпы, и что они означают. Многим она очень нравится.
Практически на каждом уроке я предлагаю своим учащимся мысленно
надевать цветные шляпы.
Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы
направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас
интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем,
какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Я предлагаю
надеть белую шляпу — это значит, что я жду от них полной информации и
факты.
Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим
оценкам. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и
цифры, искать слабые места.
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас
переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и
позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа — антагонист
черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев
желтую шляпу, человек превращается в оптимиста.
Зеленая шляпа: творчество. Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска.
Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту
шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации
Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся
появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки
относительно рассматриваемого вопроса, периодически предоставляет
учащимся возможность высказаться: «Наденьте-ка свою красную шляпу и
скажите, что вы думаете о моем предложении».
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других
шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для
управления самим процессом работы. В частности, я ее используют в начале
урока для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы
обобщить достигнутое и поставить.
Преимущества такой методики очевидны:
1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть
шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления
своим мышлением.
2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко
научить и которую легко применять на уроках.
3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, при
изучении любой темы.
Прием «Плюс – минус – интересно»
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на
стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения
параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы.
Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе,
пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже
имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен
на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.
Приведу пример таблицы, которую я использую на стадии вызова на
уроке в 6 классе «Вулканы»:
«Плюс»
«Минус»
«Интересно»
Формирование облика
нашей планеты
Разрушительное
действие, гибель людей и
городов.
Почему происходят
извержения?
Какие бывают вулканы?
Где могут
образовываться и когда
извергаться?
Можно ли спастись в
результате извержения
вулканов?
Достаточно эффективным приёмом для привлечения детей к изучению
географии считаю использование на уроке дополнительной литератур ы.
Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует
развитию творческого воображения, аналитического мышления,
эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно
обойтись без географических описаний в литературе.
Фольклор – загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и
сказки – обогащает содержательную сторону урока.
Например, при изучении темы «Население Северной Америки» в 7
классе учащимся предлагается по народной сказке определить, какой народ
её мог сочинить.
Сказка эскимосов.
Почему горы у реки Гортон дымятся
Когда мир был молодым, людей всегда окружали духи, очень похожие на
людей, только невидимые. Да-да, их нельзя было ни увидеть, ни услышать.
Вот примутся люди разбивать стоянку, глядь - неподалеку начинает расти
жилище из ледяных глыб. Кто-то эти глыбы на нужное место ставит, дом
и
растет вроде сам собой. Иногда, правда, блеснет лезвие ножа, а кто им
орудует, не видно.
Они были умные, эти духи. И не обижались, когда люди навещали их. Люди
ведь торговали с духами, причем очень выгодно. Кивнешь на ту вещь,
которая
тебе приглянулась, назовешь цену, и, если дух согласен, вещь поднималась
сама собой в воздух и направлялась к человеку. А если духа не устраивала
цена, то вещь оставалась недвижимой.
Однажды во время стоянки один злой человек выхватил нож и воскликнул:
- Зачем эти существа следуют за нами по пятам?
И бросил нож прямо в ледяную стену снежного дома. Нож окрасился
кровью,
а духи исчезли в тот же миг.
Никогда больше не видели люди, как строится сам собою снежный дом близ
их стоянки. Навсегда потеряли они своих молчаливых невидимых спутников.
Говорят, духи ушли в горы и живут с тех пор там, не хотят больше
показываться тем, кто так жестоко обошелся с ними, С тех пор горы у
реки
Гортон дымятся. Это дым волшебного огня, на котором духи готовят себе
пищу.
Ученики могут определить по типу жилища (дома из ледяных глыб),
верованиям (духи) что эту сказку написали северные народы – эскимосы.
Или по природным явлениям, которые легли в основу сказки, определить о
чём идёт речь (Урок в 6 классе по теме «Вулканы»).
Сказка о самой большой юрте
Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму как и
юрты из оленьих шкур. И топят её по- чёрному.
Давным-давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте из
оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких
лыжах на охоту. И однажды забрёл далеко-далеко за горные хребты и
вышел к морю-океану. Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь
Итатель, красавица писаная. Как увидел её Томгиргин, так и влюбился, а
влюбившись, жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак
дочь ни в какую. Но в конце концов согласился, только условие поставил, по
которому Томгиргин должен был построить такую большую юрту, чтобы
её из-за горных хребтов с берега моря видно было. Возвратился домой
Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь –
ветром её такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал
строить из камней. Долго строил. Но построил на славу. Отдал ему рыбак
дочь, и поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым делом
свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртом
высоко в небо огненный столб взметнулся. Теперь уже старые стали
Томгиргин и Итатель. Но всё равно, когда гостей принимают, очаг жарко
топят. Золы тогда много выпадает, и на нартах ездить плохо: очень уж
полозья зола стачивает.
(юрта – вулкан, костёр в юрте – извержение, излияние лавы).
Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и
методов обучения и применение современных педагогических технологий
способствовало повышению интереса к данному предмету. Ученики
показывают 100% успеваемость, рост качества обученности.
Приём “Корзина идей”.
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у
них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают
ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок
корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе
знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема
«Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор
основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Мировой
океан»» можно предложить учащимся высказать, как они думают, какими
свойствами обладает вода в океане, привести примеры.
Приём “Да-нетка”.
Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ. Формирует следующие
универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ,
задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да",
"нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “Океаны ” 7 кл. загадывается определенный океан,
и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Этот океан омывает материк Евразию? - да;
Этот океан самый большой? – да;
Этот океан самый теплый? – нет;
Этот океан открыл Магеллан ? – да.
Ребята делают вывод, что это- Тихий океан.
Приём “Шесть шляп”.
Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии
на уроке.
Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из
шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам,
результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального
оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Пример. При изучении темы «Природные катаклизмы, стихийные явления и
бедствия».
Приём “Связи”.
Описание: универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И.
Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации
подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова
(она разработала эту игру для занятий по экологии).
Формирует:
умение находить связи между объектами в системе;
умение устанавливать связи между объектами, находящимися в
различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
умение устанавливать связи между любыми объектами.
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак
не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным
образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и
взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось
от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым
объектом.
Пример 1.
У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...».
Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить...
Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это
доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга,
объекта.
Д: Вулкан – тетрадь.
У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как
связаны эти два объекта.
Д: Слово «вулкан» написали в тетради.
У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с
реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не
обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты,
построить длинную цепочку.
Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался
к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом
она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в
форточку и попал на тетрадь...
У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?
Пример 2.
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два
кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта:
солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на
одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто
найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.
Приём “Мудрые совы”.
Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у
школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими
людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать
информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в
изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста
учебника по географии (индивидуально или в группе). Затем ученики
получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью
обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких
заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые)
понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из
текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как
противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже
знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для
Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или
какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие
фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь
проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию
на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно
ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для
будущей деятельности и жизни?
Приём “Ромашка” Блума.
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых
содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков -
шесть вопросов.
Пример.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то
факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?",
"Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То
есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу
ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является
предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно
того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения
информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со
слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных
связей. "Почему на западных склонах Урала выпадает больше осадков?".
Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного
"превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса
"срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу
"бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось
бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, каков будет климат, если
Гольстрим поменяет свое направление?"
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев
оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а
что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?".
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление
взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что
можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как
минимизировать последствия катаклизмов?".
Приём “Диаграмма Венна”.
Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям
предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других –
отличительные особенности каждого.
Пример.
Уголь, соль: Общее- Различия: Соль- Различия: Уголь
Полезное ископаемое- Минеральное вещество- Органическое вещество
Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало
слова на букву «у»
Продукт- Продукт пищевой промышленности- Продукт добывающей
промышленности
Товар- Можно добывать выпариванием- Добывают в шахтах
и т.д. В итоге выясняется, что общих черт больше.
Приём “Создай паспорт”.
Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для
выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;
создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с
другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир,
литература).Это универсальный прием составления обобщенной
характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
на географии– полезных ископаемых, растения, животных.
Пример.
примеры обсуждаемых проблем:
Пустыня – закономерность или аномалия?
Приём “Загадай понятие”.
Описание:
игру можно проводить как викторину: все желающие загадывают всему
классу понятия изучаемой темы;
можно разделить класс на группы или пары и играть соревновательно;
можно играть в «да–нет»: учитель загадывает понятия, а ученики
задают ему вопросы, предполагающие прямой или альтернативный ответ.
Желательно, чтобы учителю загадали понятие и на этом примере показал, как
надо задавать наводящие вопросы, чтобы эффективнее отгадывать.
Когда и зачем может быть использован развиваются коммуникативные
навыки, внимание и системное мышление.
Возможности применения: на уроках подготовки к зачетной работе или в
свободное время.
Приём “Логические поисковые задания”.
Описание: Существует очень много видов этих заданий.
1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать
объяснение выбору (устно).
Например - Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии).
2. Найди «лишнее»:
нефть, газ, железо
Сирия, Египет, Лондон.
3. Найди соответствие:
Россия Париж
Польша Москва
Франция Краков
Приём “Исследование в форме наблюдения ”.
Описание:
Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать
результаты по заданной форме, провести защиту.
Пример:
Провести наблюдения за погодой в течение 7—15 дней -утром и вечером. По
данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды:
1.За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
2.Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность
изменения температуры за указанный промежуток времени.
3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.
4.Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение
суток.
5.Атмосферное давление. Изменение давления.
6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
7.Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или
отклонение от нее.
Приём “Удивляй”.
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию
мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Формирует:
умение анализировать;
умение выделять и формулировать противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные
факты становятся загадкой.
Пример
Урок по теме»Гидросфера» начинается с небольшого рассказа.
Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об
удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что
это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не
ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных
свойств.
Приём “Фантастическая добавка”.
Описание: универсальный приём, направленный на привлечение интереса к
теме урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или
среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение
какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать
фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в
современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки
зрения.
Пример
На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в
экстремальных температурных условиях можно предложить следующую
ситуацию.
Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще
на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких
условиях?
Приём “Цветовой индекс”.
Описание: каждый ученик заводит по 3 карточки красного, желтого, зеленого
цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок
был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет -
"Урок был в определенной степени полезен для меня." Зеленый цвет -
"Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь."
Пример.
В конце урока каждый сдает карточку, педагог получает эмоциональный
отклик, детскую рефлексию.
Приём “Корзина идей”.
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у
них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают
ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок
корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе
знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема
«Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор
основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Мировой
океан»» можно предложить учащимся высказать, как они думают, какими
свойствами обладает вода в океане, привести примеры.
Приём “Да-нетка”.
Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ. Формирует следующие
универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ,
задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да",
"нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “Океаны ” 7 кл. загадывается определенный
океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Этот океан омывает материк Евразию? - да;
Этот океан самый большой? – да;
Этот океан самый теплый? – нет;
Этот океан открыл Магеллан ? – да.
Ребята делают вывод, что это- Тихий океан.
Приём “Шаг за шагом”.
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации
полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и
т.д. из изученного ранее материала.
Пример. На уроке географии. Ученики шагают к карте. И каждый шаг
сопровождают названием какого-нибудь растения или животного ,
распространенного в данном регионе или названием стран или районов,
областей, столиц и т.д..
Приём “Жокей и лошадь”.
Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.
Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима
даже на уроках изучения нового материала. Применима в классе небольшой
наполняемости, так как необходимо всему коллективу учащихся
одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности
культуры поведения.
Пример. На уроке географии в 6 классе одной команде ("Жокеям") даются
карточки с названиями приборов, другой - карточки с указанием, что ими
измеряется; одной команде даются карточки с названиями карт, другой –
какую информацию можно получить с помощью данной карты; «жокеям» -
карточки с названиям государств, «лошадям» - карточки с названиям столиц,
народностей, флагов и т.д.
Приём “Облака мыслей”.
Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили. Приём
сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся
приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них
подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они
записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в
соответствии с заданными показателями.
Пример. На уроке географии, рекомендуется записывать «облака мыслей» –
всё, что приходит в голову в связи с новой темой, а потом может быть
утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором
смысле такие «облака» могут служить планом реферата, мини- эссе.
Приём “Индуктор”.
Описание: приём интерактивного обучения. Данный приём используется в
технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово
учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые
ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Пример. На уроках географии при изучении природных зон ученики должны
записать слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации,
возникающие в воображении при произнесении определенной природной
зоны. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем
прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются
понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный
настрой появился.
Приём “Рядом с художником”.
Описание: упражнение на развитие зрительно-художественной образности.
Пример. Произнесите монологи от имени: жителя данного региона
;животного или растения; метеоролога, эколога и т.п. Выполняющий должен
войти в образ и сыграть персонаж.
Приём “Учимся сообща”.
Описание: Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на
полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст,
попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся
разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду,
или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена
групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все
«знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие
разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит
дополнительные разъяснения.
Пример. Задание: составить письмо иностранца-путешественника, который
побывал в Америке в эпоху Великих географических открытий.
Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же
поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить
остальным, какие стороны путешествия особенно были яркими в
положительном или отрицательном свете в этот период .
Приём “ИДЕАЛ”.
Описание: это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
умения определять проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение.
Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше,
если формулировка будет начинаться со слова Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются
все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных
решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильно ее
решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по
претворению выбранного решения в жизнь.
Пример. На уроке географии используется при изучении вопросов экологии,
демографических ситуаций.
Приём “Фишбоун” (рыбный скелет).
Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы,
нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны
быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие
суть.
Пример.
География:
голова – сокращение населения России
верхние косточки – рождаемость, смертность, естественный прирост
нижние косточки – демографическая ситуация
хвост –демографическая политика.
Приём “Толстый и тонкий вопрос”.
Описание: этот прием из технологии развития критического мышления
вопрос используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три
«тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»
вопросов.
Пример.
По теме урока "Климат" можно предложить детям задать толстый и тонкий
вопрос.
Тонкий вопрос. Какие типы климатов вы знаете?
Толстый вопрос. Как связаны рельеф, географическая широта, наличие
водных объектов , направление ветров с климатом.
Приём “Лови ошибку”.
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,
спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает
спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и
результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось,
заранее определите на него время.
Пример.
География.
Используется при описании географического положения объекта. Учащимся
дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и
доказать ошибочность.
Приём “Я беру тебя с собой”.
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию
знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках
объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее
значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и
называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по
очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением
признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается
до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается
множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты,
которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты.
Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду
говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой кукурузу. А что у
вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру картофель.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой бананы.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, которые растут в определенном месте?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой
вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Они растут в одном месте.
Д: С какой буквы начинается?
У: Ю-А. Итак, имя признака здесь – название материка, родиной которых
является Южная Америка.
Приём “Шесть шляп”.
Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии
на уроке.
Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из
шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам,
результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального
оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Пример. При изучении темы «Природные катаклизмы, стихийные явления и
бедствия».
Приём “Связи”.
Описание: универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И.
Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации
подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова
(она разработала эту игру для занятий по экологии).
Формирует:
умение находить связи между объектами в системе;
умение устанавливать связи между объектами, находящимися в
различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
умение устанавливать связи между любыми объектами.
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак
не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным
образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и
взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось
от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым
объектом.
Пример 1.
У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...».
Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить...
Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это
доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга,
объекта.
Д: Вулкан – тетрадь.
У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как
связаны эти два объекта.
Д: Слово «вулкан» написали в тетради.
У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с
реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не
обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты,
построить длинную цепочку.
Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался
к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом
она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в
форточку и попал на тетрадь...
У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?
Пример 2.
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два
кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта:
солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на
одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто
найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.
Приём “Мудрые совы”.
Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у
школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими
людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать
информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в
изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Список литературы:
1.
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения -М.,2000.
2.
Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар. асвета,
1999
3.
Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач.
Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение,
1995. – 352 с.
4.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 2000.
5.
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 2001.
6.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика. 2002.