Напоминание

Дидактические игры на уроках математики в 5 -6 классах


Автор: Козичева Любовь Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Городищенская СОШ
Населённый пункт: с.Городище, Орловской области, Урицкого района
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры на уроках математики в 5 -6 классах
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Козичева Любовь Михайловна Интерес к математике у значительного числа учащихся зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Нужно позаботиться, чтобы каждый ученик работал на уроке активно, увлечённо и использовать это для развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – методу, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Дидактические игры на уроках математики в 5 – 6 классах Дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным интересом, желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести товарищей по игре. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны. Использование игровых ситуаций на уроке не даёт возможности ученику овладеть математикой «легко и просто». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы они испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей. В чём же состоит специфика дидактической игры, её существенный признак. Во–первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от всякой другой деятельности. Основными, структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.
Игровой замысел
– первый структурный компонент игры – выражен в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, или в виде загадки. В любом случае, он придаёт игре познавательный характер. Каждая дидактическая игра имеет
правила
, которые определяют порядок действия и поведение учеников на уроке в процессе игры, способствует созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности. Существенной стороной дидактической игры являются
игровые действия
, которые регламентируются правилами игры, дают возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи. Основой дидактической игры является
познавательное содержание.
Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование
дидактической игры включает в себя оборудование урока. Каждая дидактическая игра имеет
результат
, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Поэтому, при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить сценарий игры, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики: 1. Цель игры. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие воспитательные цели преследуются в ходе проведения игры? 2. Количество играющих. 3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры? 4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? 5. На какое время должна быть рассчитана игра? 6. Как обеспечить участие в игре всех школьников? 7. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение игры? Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игра чаще применяется при проверке результатов обучения, выработке навыков, формирование умений.
. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетании элементов игры и умения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей
будет игра, если учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки, или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Контролирующей
будет игра, дидактическая цель которой ранее состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.
Обобщающие
игры интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений: 1. Правила игры должны быть простыми, а математическое содержание учебного материала, которое предлагаются для игры – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально. 2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание. 3. Материал должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта. 4. При проведении игры должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Ошибки в учёте приводят к недовольству участников игры. 5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес к игре. 6. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру. 7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой и краткой. 8. Игру надо закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае сыграет положительную роль. Дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, цели урока, уровня подготовки учеников могут приобретать различный характер, т.е. они могут быть продуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими. Исходя из особенностей предмета математики, бывают игры – состязания и игры – олимпиады. В первом случае победа обеспечивается за счёт скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания. Во втором – главным образом, за счёт качества решений задач повышенной трудности или доказательства сложных теорем. Первые игры полезны для выработки автоматизма действий, вторые – воспитания серьёзного отношения к математике. Рассмотрим несколько дидактических игр.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ

ЛОТО.
(используется при проведении повторительно – обобщающих уроков) В коробку помещаются шарики (ромбики, квадратики) с номерами пункта учебника, которые уже изучены. Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Вызванный ученик достаёт шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ в 3 балла. Участвуют все. Затем, подсчитывают сумму баллов у каждой группы. Учащиеся повторяют материал с интересом и желанием.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

ЛОТО.
Тема: «Натуральные числа». Учащимся предлагается в конверте набор карточек. Их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достаёт из конверта карточку, решает пример, накрывает ею соответствующий ответ, лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то шифр: рисунок, букву и т.д. Учитель, проходя по рядам, легко определит результат работы. Конечно, некоторые дети попытаются сложить картинку без решения примеров, но тогда им потребуется больше времени.

КОДИРОВАННЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ.
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей» I II 1.
27,3 – ( - 2,6) = a
1.
– 5,6 – 3,7 = a
2.
– 3,3 – a + ( - 3,4) = b
2.
31,2 – a + ( - 2,5) = b
3.
– 13 – b – ( - 11,2) = c
3.


12 – ( - 6,1) – b = c
4.
a + b – c = q
4.
( b + c) – a = q
КОДИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
1) – 41,5; 2) – 36б6; 3) – 43,9; 4) 3,4; 5) – 9,3; 6) 29,9; 7) 38; 8) 34,8
В чём суть игры? Выполнив первое упражнение, ученик ищет его среди ответов. Если его там нет, то он ошибся. Ответ кодирован. Например, 6 281. Таких заданий учитель готовит столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и исключить списывание.
ИСПОРЧЕННЫЙ

ТЕЛЕФОН.
Тема: « Числовой луч» - 5 класс. Учитель выдаёт листочки с заданиями ученикам, сидящим за первой партой, и сообщает, что нужно либо отметить указанные точки, либо выписать координаты поставленных точек. Ребята выполняют задания, отрывают своё решение и передают результат следующему ученику. Тот делает тоже самое и т. д. Например, первый ученик получает задание: 1. А(2); 2. В(0); 3) С(5); 4) D(8). Он отмечает указанные точки на числовом луче, и второй ученик уже получает другое задание – выписать координаты поставленных точек. Этот ученик передаёт следующему ученику своё решение и т. д. Выигрывает та команда, которая быстро и точно выполнила задание. Испорченный телефон можно применить в 5 классе на тему «Измерение углов транспортиром» . В 6 классе – « Координатная прямая» и «Координатная плоскость», «Распределительный закон умножения»
ИГРА

«ЛУЧШИЙ

СЧЁТЧИК»
Дома каждый ученик должен заготовить по данной теме 3 – 4 примера для устного счёта. Класс делится на 3 команды. В каждой команде выбирается «счётчик», который будет защищать честь своей команды. Примеры для устного счёта предлагают члены другой команды до тех пор, пока он не собьётся. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, и игра продолжается. Число «счётчиков» для одного тура определяется по договорённости. Побеждает та команда, в которой было наименьшее число «счётчиков», решивших наибольшее количество примеров. Такая игра проводится обычно в начале урока и служит своеобразной разминкой для дальнейшей работы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

ФЕНОМЕН
Тема: « Раскрытие скобок и заключение в скобки» В начале игры «математическим феноменом» выступает учитель. Он предлагает каждому из учеников задумать число, прибавить к нему какое-то число, умноженное на 2. Найденную сумму разделить на 2, из частного вычесть то число, которое умножали на 2. Учитель выборочно спрашивает у учащихся их результат и называет задуманное число. Результат всегда составляет половину задуманного числа. Действительно: (a + 2b) : 2 – b =. Выигрывает та команда, которая первая найдёт ключ к отгадке и запишет её в общем виде.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

РЕБУСЫ
Тема: «Решение линейных уравнений» Вместо переменных вписать числа, которые являются корнями уравнений.
2 + x + 3 = 12

+ - + = -

m – 5 + y = 1

+ - - = -

1 - u + 1 = 6

= = = =

5 + 6 - 6 = 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому, использование дидактических игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Вместе с тем, не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут стать источником систематических и точных знаний. Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль учителя при их организации. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы требованиям, предъявляемым к дидактическим играм и поддерживал бы интерес учащихся в течении всей игры. Поэтому дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дидактические игры на уроках математики. В.Г. Коваленко. «Просвещение» 1990 г. 2. Занимательные задания в обучении математики. М.Ю. Шуба. «Просвещение». 1994г. 3. 19 игр по математике. П.Р. Оникул. Союз С. – Петербург. 1999 г. 4. Из опыта преподавания математики в 5 – 6 кл. М. Просвещение. 1996 г. 5. Журнал «Математика в школе» 6. Математика. Приложение к газете «1 сентября»


В раздел образования