Напоминание

Таруса в жизни и творчестве М.Цветаевой


Автор: Слободян Зинаида Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Таруса в жизни и творчестве М.Цветаевой
Раздел: полное образование





Назад





Технологическая карта урока
Учебный предмет:
литература
Класс:
11 «Б»
Автор УМК:
Журавлев В.П.
Учитель:
Слободян З.К.
Тема урока:
Таруса в жизни и творчестве М.Цветаевой
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания
Цель урока: показать значимость Тарусы с исторической, искусствоведческой и литературоведческой точки зрения в культурном пространстве России Задачи:
образовательная:
расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Цветаевой;
развивающая:
развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять, выбирать, обобщать материал через постижение идейного и художественного своеобразия произведения в процессе групповой и индивидуально- исследовательской работы;
воспитательная:
формировать высокие эстетические, нравственные ценности, способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к Родине. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Организационный момент Создание хорошего микроклимата  Границы дарования М.Цветаевой безмерны, как безмерна и ее жизнь. Сложная, трагическая, пронизанная переживаниями.  Звучит песня на слова М.Цветаевой «Кто создан из камня» в исполнении ученицы Личностные: самоорганизация Актуализация знаний Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом.  С чем прежде всего связаны переживания М.Цветаевой?  С невозможностью жить на родине Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание
 Вспомним, как развивалась тема Родины в творчестве М.Цветаевой, обратимся еще раз к созданным схемам на предыдущих уроках. Создаётся проблемная ситуация  Звучит стихотворение «Страна» из документального фильма «Осень. Цветаева. Таруса»  Вспоминают наглядно созданные ими схемы.  Слушают стихотворение «Страна» и пытаются определить то временное пространство в жизни М.Цветаевой, о котором идет речь в стихотворении. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками Постановка учебной задачи Побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации.  В одном из стихотворений М.Цветаевой есть такие строки: Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы Маленькой, мирной Тарусы Летние дни. Таруса. Знакомы ли вы с этим удивительным уголком России?  Что же нам сегодня предстоит сделать?  Отрицательно (кроме гостей) отвечают на поставленный вопрос.  Формулируют цели и тему урока. Регулятивные: умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками
Открытие нового знания  Знакомит с гостями: историком, художником, искусствоведом и литературоведом.  Показывает фрагмент из документального фильма «Осень. Цветаева. Таруса» (что такое Таруса)  Выступления гостей сопровождает небольшими фрагментами из документального фильма «Осень. Цветаева. Таруса» Новое знание учащиеся получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.  Историк рассказывает о прошлом Тарусы.  Художник говорит о живописных местах Тарусы на полотнах художников и демонстрирует их (презентация)  Искусствовед рекламирует Тарусу как место, где черпали вдохновение художники, поэты, музыканты, писатели, ученые… (презентация)  Литературовед знакомит ребят с музеем Цветаевой в Познавательные: умение находить информацию, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов, структурировать их Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками Личностные: умение оценивать нравственные ценности в межличностных отношениях
Благодарит гостей за интересный познавательный материал Тарусе и местами, связанными с ее семьей (презентация) Творческая лаборатория  Марина Цветаева растворилась в этом мире, но ее стихи говорят за нее.  Показывает кадр из фильма: звучит стих. Цветаевой о Тарусе.  Отличается ли прослушанное стихотворение от ранее изученных? Организация самостоятельной исследовательской деятельности: Ребята, работая в группах, должны найти ответы на два вопроса:  Чем же была Таруса для Марины Цветаевой? Выпишите из стихотворений ключевые слова, создайте опорную схему.  Выпишите из стихотворений цитаты, характеризующие чувства лирической героини.  Слушают стихотворение.  Находят отличие стихотворения от ранее изученных в ином эмоциональном настроении, в светлой печали.  Работают в группах со стихами тарусского цикла. Познавательные: свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, извлечение необходимой информации из текстов, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить речевые высказывания Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог, вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками Регулятивные: умение организовывать свою деятельность в ситуации затруднения Личностные: умение оценивать отношение к родине, самоопределяться в этом мире
Этап первичного закрепления  Направляет работу учащихся, поощряет.  Группы защищают выбранный ими и оформленный в виде схем материал, дополняют друг друга, редактируют выполненное. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения изученного материала Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог, учитывать позицию других людей Этап применения знаний  Предлагает обобщить сказанное и ответить на вопрос «Чем же была Таруса для М.Цветаевой и только ли для нее?»  Зачитывает слова из воспоминаний Ариадны Эфрон: «Таруса дорога мне не только тем, что я, как и очень многие, открыла для себя ее красоту и прелесть, а еще и главным образом от того, что именно здесь прошло детство моей матери, что именно здесь она узнала Россию, сделавшую ее  Отвечают, называя Тарусу миром детства, спокойствия, любви, счастья, души, родины – для Цветаевой, центром вдохновения – для талантливых людей России. Для русского душой человека Таруса ассоциируется с вечностью, колоколами, раем, Родиной. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения изученного материала Познавательные: осознание значимости выполняемых заданий Личностные: умение оценивать отношение к родине, самоопределяться в этом мире
навсегда русским поэтом». Рефлексия деятельности  Просит ответить на вопрос: «Узнали вы сегодня что-то новое о составляющей души М.Цветаевой?»  Благодарит ребят за работу  Отвечают Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения изученного материала Коммуникативные: умение выражать мысли с достаточной полнотой и четкостью Домашнее задание Учитель предлагает задание на выбор:  Сочинить синквейн по теме  Рассуждение на темы:  Стихи М.Цветаевой для меня…  Родина – это…  Таруса – это…  Записывают домашнюю работу Эмоциональное завершение урока  Группа ребят читает стихотворение М.Цветаевой «Рябиновый костер»  Чтение стихотворения сопровождается слайдами презентации, самостоятельно выполненной учащейся. Личностные: самоопределение Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения изученного материала


В раздел образования