Автор: Слободян Зинаида Константиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Таруса в жизни и творчестве М.Цветаевой Раздел: полное образование
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литература
Класс: 11 «Б»
Автор УМК: Журавлев В.П.
Учитель: Слободян З.К.
Тема урока: Таруса в жизни и творчестве М.Цветаевой
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: показать значимость Тарусы с исторической, искусствоведческой и литературоведческой точки зрения в
культурном пространстве России
Задачи: образовательная: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Цветаевой;
развивающая: развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять, выбирать, обобщать материал через
постижение идейного и художественного своеобразия произведения в процессе групповой и индивидуально-
исследовательской работы;
воспитательная: формировать высокие эстетические, нравственные ценности, способствовать воспитанию у
учащихся чувства любви к Родине.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный
момент
Создание хорошего
микроклимата
Границы дарования
М.Цветаевой безмерны, как
безмерна и ее жизнь.
Сложная, трагическая,
пронизанная переживаниями.
Звучит песня на слова
М.Цветаевой «Кто
создан из камня» в
исполнении ученицы
Личностные:
самоорганизация
Актуализация
знаний
Вначале актуализируются знания,
необходимые для работы над
новым материалом.
С чем прежде всего связаны
переживания М.Цветаевой?
С невозможностью
жить на родине
Личностные: проявление
интереса и активности в
выборе решения
Познавательные: умение
осознанно строить речевое
высказывание
Вспомним, как развивалась
тема Родины в творчестве
М.Цветаевой, обратимся еще
раз к созданным схемам на
предыдущих уроках.
Создаётся проблемная ситуация
Звучит стихотворение
«Страна» из
документального фильма
«Осень. Цветаева. Таруса»
Вспоминают наглядно
созданные ими схемы.
Слушают
стихотворение «Страна»
и пытаются определить
то временное
пространство в жизни
М.Цветаевой, о котором
идет речь в
стихотворении.
Коммуникативные: умение
вести учебное
сотрудничество на уроке с
учителем, одноклассниками
Постановка
учебной задачи
Побуждение к самостоятельному
определению темы, цели,
мотивации.
В одном из стихотворений
М.Цветаевой есть такие
строки:
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
Таруса. Знакомы ли вы с этим
удивительным уголком России?
Что же нам сегодня
предстоит сделать?
Отрицательно (кроме
гостей) отвечают на
поставленный вопрос.
Формулируют цели и
тему урока.
Регулятивные:
умение определять цель
занятия, составлять план и
последовательность
действий
Коммуникативные: умение
вести учебное
сотрудничество на уроке с
учителем, одноклассниками
Открытие нового
знания
Знакомит с гостями:
историком, художником,
искусствоведом и
литературоведом.
Показывает фрагмент из
документального фильма
«Осень. Цветаева. Таруса»
(что такое Таруса)
Выступления гостей
сопровождает небольшими
фрагментами из
документального фильма
«Осень. Цветаева. Таруса»
Новое знание учащиеся
получают в результате
самостоятельного
исследования,
проводимого под
руководством учителя.
Историк рассказывает
о прошлом Тарусы.
Художник говорит о
живописных местах
Тарусы на полотнах
художников и
демонстрирует их
(презентация)
Искусствовед
рекламирует Тарусу
как место, где черпали
вдохновение
художники, поэты,
музыканты, писатели,
ученые…
(презентация)
Литературовед
знакомит ребят с
музеем Цветаевой в
Познавательные: умение
находить информацию,
умение ориентироваться в
средствах и технологиях
обработки материалов,
структурировать их
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог,
строить продуктивное
взаимодействие с
одноклассниками
Личностные: умение
оценивать нравственные
ценности в межличностных
отношениях
Благодарит гостей за интересный
познавательный материал
Тарусе и местами,
связанными с ее
семьей (презентация)
Творческая
лаборатория
Марина Цветаева
растворилась в этом мире, но
ее стихи говорят за нее.
Показывает кадр из фильма:
звучит стих. Цветаевой о
Тарусе.
Отличается ли прослушанное
стихотворение от ранее
изученных?
Организация самостоятельной
исследовательской деятельности:
Ребята, работая в группах, должны
найти ответы на два вопроса:
Чем же была Таруса для
Марины Цветаевой?
Выпишите из стихотворений
ключевые слова, создайте
опорную схему.
Выпишите из стихотворений
цитаты, характеризующие
чувства лирической героини.
Слушают
стихотворение.
Находят отличие
стихотворения от
ранее изученных в
ином эмоциональном
настроении, в светлой
печали.
Работают в группах
со стихами тарусского
цикла.
Познавательные: свободная
ориентация и восприятие
текстов художественного
стиля, извлечение
необходимой информации из
текстов, умение
анализировать, сравнивать,
обобщать, строить речевые
высказывания
Коммуникативные: умение
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
вступать в диалог, вести
учебное сотрудничество на
уроке с учителем,
одноклассниками
Регулятивные: умение
организовывать свою
деятельность в ситуации
затруднения
Личностные: умение
оценивать отношение к
родине, самоопределяться в
этом мире
Этап первичного
закрепления
Направляет работу учащихся,
поощряет.
Группы защищают
выбранный ими и
оформленный в виде
схем материал,
дополняют друг друга,
редактируют
выполненное.
Регулятивные: осознание
качества и уровня усвоения
изученного материала
Коммуникативные: умение
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
вступать в диалог, учитывать
позицию других людей
Этап применения
знаний
Предлагает обобщить
сказанное и ответить на
вопрос «Чем же была Таруса
для М.Цветаевой и только ли
для нее?»
Зачитывает слова из
воспоминаний Ариадны
Эфрон: «Таруса дорога мне
не только тем, что я, как и
очень многие, открыла для
себя ее красоту и прелесть, а
еще и главным образом от
того, что именно здесь
прошло детство моей матери,
что именно здесь она узнала
Россию, сделавшую ее
Отвечают, называя
Тарусу миром детства,
спокойствия, любви,
счастья, души, родины
– для Цветаевой,
центром вдохновения
– для талантливых
людей России. Для
русского душой
человека Таруса
ассоциируется с
вечностью,
колоколами, раем,
Родиной.
Регулятивные: осознание
качества и уровня усвоения
изученного материала
Познавательные: осознание
значимости
выполняемых
заданий
Личностные: умение
оценивать отношение к
родине, самоопределяться в
этом мире
навсегда русским поэтом».
Рефлексия
деятельности
Просит ответить на вопрос:
«Узнали вы сегодня что-то
новое о составляющей души
М.Цветаевой?»
Благодарит ребят за работу
Отвечают
Регулятивные: осознание
качества и уровня усвоения
изученного материала
Коммуникативные: умение
выражать мысли с
достаточной полнотой и
четкостью
Домашнее
задание
Учитель предлагает задание на
выбор:
Сочинить синквейн по теме
Рассуждение на темы:
Стихи М.Цветаевой для
меня…
Родина – это…
Таруса – это…
Записывают
домашнюю работу
Эмоциональное
завершение урока
Группа ребят читает
стихотворение
М.Цветаевой
«Рябиновый костер»
Чтение стихотворения
сопровождается
слайдами
презентации,
самостоятельно
выполненной
учащейся.
Личностные:
самоопределение
Регулятивные: осознание
качества и уровня усвоения
изученного материала