Напоминание

Педагогическая поддержка ребенка


Автор: Карташов Александр Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Краснопоймовская СОШ
Населённый пункт: пос. Красная пойма
Наименование материала: доклад на педсовет
Тема: Педагогическая поддержка ребенка
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа
Доклад на педагогический совет:
«Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного творческого гражданина.
Подготовил:
учитель технологии Карташов А.Н.
2017г.

Педагогическая поддержка ребёнка
Подростковый период характеризуется появлением у ребенка ряда специфических черт. Важнейшими из них являются: нарастающее стремление к общению со сверстниками; ярко выраженное желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономность. Наиболее рельефно эти признаки проявляются в возрасте 13—14 лет, но и у пятиклассника можно наблюдать весьма ощутимые приметы подобного поведения .Одна из важнейших особенностей развития подростка – асинхронность развития. Причем, касается это и биологического, и умственного, и социального аспектов развития ребенка. Неравномерность развития отдельных способностей и личностных качеств проявляется на двух уровнях: внешнем (социальном) и внутреннем (психологическом). Преодолеть его можно, помогая подростку наладить общение со сверстниками, найти общий язык с взрослыми. Мы довольно часто сталкиваемся со случаями, когда уровень интеллектуального развития подростка существенно выше уровня его психосоциального развития. По уровню интеллекта он уже подросток, а по показателю психосоциального развития все еще младший школьник. Бывает, что уровень когнитивного
развития отстает от уровня эмоционального развития или наоборот – обгоняет. Предподросток относится к взрослым более критично по сравнению с младшим школьником. Но все же пятиклассник в значительной мере доверяет взрослым, высоко ценит их мнение. Ему важна не столько возможность распоряжаться собой, сколько признание окружающими его независимости и равенства с взрослыми. В этом возрасте общение со сверстниками постепенно становится ведущим фактором развития личности. В общении формируются важнейшие психические новообразования, характерные для данного возраста. Стремление подростка к самоутверждению в среде сверстников нередко приводит к повышенному конформизму в отношении норм и ценностей группы. Подобный конформизм делает подростковый период особенно опасным в плане развития у ребенка негативных личностных свойств и вредных привычек под воздействием сверстников. Подростковый возраст характеризуется бурным развитием познавательных процессов. Активно формируются абстрактное теоретическое мышление, способность к гипотетико-дедуктивным суждениям; проявляется способность к усложненным умозаключениям, не связанным с конкретными представлениями. Интенсивное формирование мышления приводит к развитию рефлексии, что в свою очередь содействует развитию самосознания. Вместе с тем в этот период усиливаются индивидуальные различия в этих процессах. Предподростковый возраст – начало нового периода в развитии личности, неслучайно именуемого «переходным». Без полноценного проживания ребенком этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются либо не развитыми, либо развитыми не в полной мере. Коррекция этих недостатков в развитии в дальнейшем может быть сопряжена с большими трудностями. Традиционно возрастная психология рассматривает подростковый возраст как период отчуждения подрастающего человека от взрослых. Стремление подростка отстаивать собственную независимость, противопоставлять себя взрослым сочетается у ребенка с ожиданием поддержки, одобрения и защиты со стороны взрослых.
Педагогическая

поддержка
– образовательная форма, наряду с обучением и воспитанием, отражающая гуманистическую позицию педагога в его взаимодействии и сотрудничестве с ребенком. Цель - решение проблем ребенка, так как педагогическая поддержка – это деятельность в жизненном поле взаимодействия: учителя, умудренного опытом взрослого, и ученика – растущего человека, которому требуется определенная помощь в способах самоопределения и самореализации. Специфика деятельности, реализуемой при педагогической поддержке, заключается в создании условий для процесса индивидуализации и развития личности ребенка (раскрытия индивидуальных возможностей и способностей
ребенка для успешной самореализации в жизни). Она предполагает тонкую, вдумчивую, кропотливую работу педагога, владеющего психолого- педагогическими знаниями, высокими человеческими качествами и профессиональными компетенциями классного воспитателя. Поддержка должна носить доброжелательный, доверительный и гуманный характер, она не может быть формальной и поверхностной, поэтому далеко не каждый разговор с ребенком или подростком – это педагогическая поддержка. Благодаря такой форме общения, ребёнок вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослым. Таковы наиболее важные положения педагогической поддержки. Что важно в педагогической поддержке? Результат! Ребенок должен уметь владеть собой, заботиться о себе, устраивать, использовать собственную жизнь по своему усмотрению, с пользой для себя и общества. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию, а дополняет их, усиливает их эффективность, поскольку создает условия для самовоспитания личности и мотивированного учения. Позиция поддержки - это восстановление взрослым нормальных отношений с ребенком. "Послание" поддержки выглядит примерно так: "Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь". Такая позиция демонстрирует веру в способности ребёнка, уважительное отношение к нему, учитывает его индивидуальный жизненный опыт. Другими словами, целью педагогической поддержки является становление субъектной позиции ребенка, обретение им «свободоспособности» , т. е: а) наличия развитого сознания, способного к самостоятельному выбору; б) воли, наличие механизма концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора; в) наличия деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать, а значит, наличие умения проектировать. «Неклассическое воспитание», наиболее успешно данная цель достигается педагогом при условии, когда ребенок попадает в проблемную ситуацию, которую он сам оценивает как помеху, которая приковывает его внимание, отражается на его чувствах, вызывает потребность что-либо предпринять. Таким образом, педагогу нет необходимости мотивировать ребенка на деятельность, наоборот, у ребенка есть этот мотив как естественное желание (побуждение) к деятельности и он чаще всего ее и осуществляет - совершая действия в целях избавления.
Педагогическая поддержка - становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. Другими словами, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над тем,  как и почему возникла эта проблема,  что он хочет получить в результате своих действий,  насколько это реально,  что он может сделать в осуществлении желаемого,  что ему мешает,  как справиться с этой помехой,  как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию,  как поступить, чтобы, по возможности, не усугубить ее и т.п.  В результате этой длинной цепочки размышлений ребенку предстоит выбрать, исходя из реальности то, что ему теперь предстоит делать. Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребенка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта наличия затруднения у конкретного ребенка, но и понять, как он сам его видит, понимает, чувствует. Если ребёнок не осознаёт проблемную ситуацию как помеху, в которой он, прежде всего, сам должен определиться и активно действовать, то у него нет никакой субъектной позиции, на которую педагог может опереться, помогая ребенку, усиливая его активность и шанс в успешном разрешении проблем.
Педагог и ребенок обретают субъектные качества только в ситуации активности самого ребенка, именно она служит опорой для педагога в поисках адекватного содействия ему. Причем, именно ребенок является инициатором действий педагога, он выбирает его в качестве доверенного лица, посвящает его в свою проблему как партнера, человека, способного действовать в общих целях. В этой ситуации - ребенок и взрослый участники совместной деятельности. Обращаем внимание на то, что в первом и во втором случаях мы говорим об угрожающей ситуации, а в третьей делаем акцент на то, что ребенок, столкнувшись в реальной жизни с угрожающей (неприятной, вызывающей переживания) ситуацией, относится к ней как к проблеме. За этим отношением уже стоит его позиция - проблема его, он это осознает и готов к активным действиям. С целью формирования субъектных отношений педагог организует специальную деятельность по поддержке ребёнка, постепенно изменяя пассивную позиции "жертвы" и "потребителя", в активную - субъекта деятельности, умеющего разрешать проблемы. В этом заключена смысловая и деятельная динамика педагогической поддержки. Педагогическая поддержка представляет собой:  деятельность по становлению субъектной позиции ребенка;  деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка;  деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности;  деятельность, которая создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации. Таким образом, педагог в реальной практике создает условия для освоения ребенком механизма самоопределения как культурного способа овладения своей жизнедеятельностью.
Гуманистические максимы воспитания
 ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
 самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;  всегда принимай ребенка таким, какой он есть; в его постоянном изменении;  все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;  не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;  дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание – диалог культур;  не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;  доверяя, не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за нее  умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться. В соответствии с концепцией педагогики свободы, педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. У учащихся пятых классов ярко выражено эмоциональное отношение к учебному предмету. Почти все они считают себя способными к освоению предмета «Технология» (равно как и любого другого), причем основным критерием служит не реальная успешность, а субъективное ощущение. Поэтому особенно важно, чтобы на уроках пятиклассники получали положительные эмоциональные переживания. Однако учителю следует постоянно помнить, что положительное представление учеников о себе и своих возможностях всегда должно сочетаться с адекватной оценкой реальной успешности. Поэтому следует помогать детям выработать объективные критерии оценки своей деятельности, а также находить пути для развития своих способностей Литература 1.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как
инновационная неувязка.// Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995


В раздел образования