Кокорина Валентина Васильевна
воспитатель МБДОУ№100 «Берегиня» г. Иркутск
План - конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Тема: «Зимний пейзаж»
Форма работы : групповая, 6 чел.
Приобретенная образовательная область: художественно – эстетическое
развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: формирование эстетического отношения к явлениям окружающего
мира природы.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить формирование устойчивого интереса к продуктивным видам
деятельности – рисованию.
- систематизировать представления детей о типичных зимних явлениях
природы.
1.
Коррекционно-развивающие:
- создать условия для развития изобразительных навыков.
- помочь детям понять содержание произведений изобразительного искусства
– пейзаж.
- обеспечить развитие понимания мира природы.
- обеспечить развитие умения отображать свои впечатления в рисунке.
используя холодную цветовую гамму.
- способствовать развитию пространственных представлений и цветового
восприятия.
- способствовать развитию познавательной активности, творческого
мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих
способностей, воображения.
2.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к художественно - творческой
деятельности, любви к прекрасному.
- содействовать формированию у детей эстетического отношения к зимним
явлениям природы.
- содействовать воспитанию доброжелательного отношения детей друг к
другу, продолжать формировать навыки сотрудничества.
Виды детской деятельности продуктивная,игровая, коммуникативная,
познавательная, двигательная.
Словарь: зимний пейзаж, пейзажист, зимнее настроение, колорит
Оборудование:
для детей – тонированные листы бумаги А 4, гуашь белая, кисти, баночки с
водой, салфетки.
для педагога –
компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: запись музыки
П.И. Чайковского «Времена года»
I.
Создание мотивационного поля (организационный момент):
Дети стоят в кругу. Приветствие детей с использованием художественного
слова педагога.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется. – Доброе утро!!!
Введение в проблемную ситуацию:
Педагог обращает внимание на красиво завернутый сверток.
Это подарок от моего знакомого художника, он поздравляет нас с началом
зимы и в подарок дарит картину. Давайте посмотрим, что изображено на
ней (картина с изображением зимнего пейзажа).
Педагог обсуждает с детьми то, что изображено на картине.
- вы хотите узнать о художниках побольше?
2.Актуализация знаний детей, активизация коммуникативной и
двигательной функции.
Показ презентации, созданной в PowerPoint.
Педагог предлагает детям рассмотреть слайды, организует обсуждение,
просит рассказать о том, что изображено, при необходимости задает вопросы,
уточняет и дополняет ответы детей.
- Какое время года изображено на картинах? – Зима.
- Какие зимние месяцы вы знаете? – Ответы детей.
- Что вы видите на картинах? – Деревья, кусты, снег и т.д.
- Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах? Природа.
- А, кто помнит, как называются картины на которых изображена природа?
Если видишь на картине
Нарисована река,
или ель и белый иней,
Или сад и облака,
или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «Пейзаж»!
- Что такое пейзаж?
- Пейзаж, это изображение природы на картине в разные времена года: зима,
весна, лето и осень.
- Правильно! Мы с вами очень ждали прихода красавицы- зимы. Наблюдали,
как падал снег, рассматривали изящные, резные снежинки, снег пушистым
белым ковром покрыл всю землю, деревья, дома. Художники, поэты и
композиторы любуются этим временем года.
- Какие основные цвета использовали художники? – Белый, голубой и т. д.
- Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них?
Какое настроение у вас возникает? – Печальное, радостное, тихое, спокойное.
- Дети, давайте мы с вами тоже станем художниками. Давайте зажмурим глаза
и произнесем волшебные слова, а потом резко откроем – Крибле -крабле -
бум. Повторить 2-3 раза.
-Теперь мы превратились в художников. Давайте нарисуем свои пейзажи и
сделаем выставку.
Включается музыка П.И. Чайковского
Педагог: - Предлагаю выйти на зимнюю полянку и сделать снежки. Мы
сложим их в корзинку, а после занятия, мы поиграем. (дети комкают
разложенные на полу листы бумаги, формируя шар)
Ребята теперь мы превращаемся в снежинок, какие вы искрящиеся, нежные и
ласковые, как легки вы и пушисты, ваши движения плавные, давайте
представим, как будто это волшебная кисть рисует вас, как кружит вас
ласково ветерок. А вы ложитесь на ветки деревьев, землю и укрываете,
укутываете их от мороза, сглаживая все острые углы - делая все линии более
плавными и мягкими, спасаете от холода всё вокруг - как будто одеваете все в
теплую шубку, украшенную драгоценными камнями, переливающимися на
солнце.
Динамическая пауза.
Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Полетели, полетели,
Полетели, тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели.
Педагог: И вдруг дунул ветерок, и все снежинки понесло за столы на свои
места.
3. Продуктивная деятельность
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Педагог:
И как настоящие художники давайте продумаем композицию
работы, отметим что на вашей картине будет главным, самым крупным и
ярким. Как вы сможете передать свои впечатления о зиме с помощью линии и
цвета.
Педагог: Кто всё продумал — может аккуратно приступать к своей работе.
Выполнение работ детьми. Индивидуальная работа.
- Какие красивые пейзажи у вас получились, нарядные, праздничные.
- Нравятся ли вам ваши работы?
- Что помогло вам глубже прочувствовать свою картину?
Итог.
- Что вам больше понравилось на нашем занятии?
- Что мы рисовали? - пейзажи
- Если на пейзажах зима, то они какие? - зимние
- Какие вы молодцы! Мы разместим ваши картины на стенде и чтобы все
могли полюбоваться этими пейзажами.
Глядя на ваши пейзажи, мне сразу вспомнилось стихотворение
Федора Тютчева:
Чародейкою зимою околдован лес стоит,
И под снежной бахромою, неподвижною немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован – не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован
Весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой.