Автор: Ковалева Екатерина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида п.Пробуждение" Населённый пункт: п.Пробуждение Наименование материала: Статья Тема: Экологическое воспитание в детском саду Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в
различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому
экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии
познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему
живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Целью экологического воспитания является:
формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и
животном мире;
развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения
по отношению к миру природы;
побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными,
беречь и сохранять природные богатства.
Актуальность экологического воспитания
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача
экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях
сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на
планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает
пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции
«защитника и друга» мира природы является основой в воспитании
экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и
отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех,
кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более
сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения
завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому
нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле
развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном
будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует
тех, кто его поливал).
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться
практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети
видели положительный результат своей деятельности и имели желание
совершенствовать свои достижения.
Формы и методы экологического воспитания
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают
экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного
мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для
накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования
на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные
приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как
благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся
взаимодействовать с окружающим миром. Для этого воспитатель уделяет
1
особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и
поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и
внимательным.
Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а
экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и
введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной
форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях
природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают
сказки, придуманные самими детьми.
Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические
игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится
выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать.
Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и
восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление
и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний
для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.
Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно
эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье.
Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных
условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.
2