Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Автор: Лагутова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 810 Населённый пункт: Город Москва Наименование материала: Статья Тема: Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по развитию речи детей старшего
дошкольного возраста с нарушением речи
Формирование правильной речи у старших дошкольников с речевыми
патологиями
в
процессе
воспитательно-образовательной
работы
является
одной
из
основных
коррекционно-педагогических
задач
дошкольного
учреждения.
По
мере
усвоения
детьми
языка
и
овладения
речевым
мышлением, качественно меняется их психическое развития, все больше
приближаясь к норме. Уровень владения речью, темпы усвоения речевых
средств
и
успешность
их
применения
во
многом
определяют
развитие
языковых способностей и тем самым культуру личности.
Для
успешной
реализации
поставленных
задач
был
разработан
примерный план занятий и индивидуально-ориентированных коррекционных
мероприятий, направленных на повышение уровня подготовки и адаптации
старших дошкольников к обучению в школе.
Педагогами был разработан индивидуальный маршрут комплексного
психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих низкий уровень
речевых функций. Учитывая важнейшую роль правильно организованной
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
коррекционно-
образовательном
процессе,
необходимо
рационально
чередовать
учебно-
организованную
деятельность
с
самостоятельной
деятельностью
воспитанников,
а
также
осуществлять
принцип
преемственности,
структурируя работу всех педагогов в этом направлении. В логопедическом
кабинете
целесообразно
оборудовать
магнитную
доску
с дидактическими
играми
на
магнитах,
создать
разные
виды
театров:
пальчиковый,
плоскостной,
кукольный,
теневой,
бибабо.
В группе
должны
быть
разработаны и созданы игры и пособия для воспитанников с разным уровнем
развития познавательных способностей.
Принцип работы основан на тематическом планировании и учитывает
основные дидактические принципы. Работа с детьми включает ежедневное
применение разнообразных развивающих игр и заданий с постепенным их
усложнением. Широко внедряются развивающие игры, а также занятия с
включением приемов проблемного обучения и заданий на ассоциации.
Для
более
эффективной
подготовки
детей
с
нарушениями
речи
к
общеобразовательной школе разработана специальная программа занятий,
отличающаяся
от
общепринятой
модели.
На
каждом
занятии
вводится
элемент проблемного обучения. С ее помощью дети сталкиваются с разными
проблемными ситуациями и учатся их решать.
Использование развивающих игр в воспитании детей с нарушениями
речи способствует не только развитию психических функций, но и развитию
связной
речи.
На
занятиях
необходимо
периодически
менять
форму
деятельности,
обсуждать
услышанное
и
увиденное,
применять
средства-
стимулы, притягивающие внимание детей: наклейки, фишки, разнообразные
призы,
индивидуальные
и
командные
соревнования.
Занятия
должны
проходить в комфортной для детей среде.
Очень
важно
предоставлять
возможность
детям
самостоятельно
добиваться
результатов,
рассуждать,
представлять
различные
ситуации,
создавать образы, делать выводы и обобщения, объяснять решение задач.
В случае затруднений не нужно торопиться им помогать. Целью педагога
является обучение детей самостоятельному поиску решений и нахождению
выхода из проблемных ситуаций. Необходимо поощрять творческий подход,
умение фантазировать.
В конце недели для закрепления изученного материала целесообразно
проведение
увлекательных
тематических
занятий.
Например,
в
гостях
у
Карлсона или путешествие Колобка. Большое значение имеет внедрение игр
и заданий в разные виды деятельности и режимные моменты. Например,
развивающие
модели
можно
ввести
в
кукольный
уголок
(схема
приготовления
салата
или
супа),
в
ванную
комнату
—
схема
последовательности мытья рук. Особое внимание в работе нужно уделять
взаимодействию с родителями. Целесообразно проводить такие мероприятия
как: круглый стол «Играем вмести с детьми», конкурс «Игра своими руками»,
КВН «Папа, мама и я — находчивая семья».
Также необходимо применять в работе различные викторины, досуги,
праздники,
открытые
занятия
с
использованием
занимательных
игр
и
участием
родителей.
Результаты
такой
работы,
несомненно,
приведут
к
положительной динамике показателей готовности детей с нарушениями речи
к обучению в общеобразовательной школе.
Таким
образом,
коррекционно-логопедиче ская
работ а
с
воспитанниками
с
нарушениями
речи,
направленная
на
подготовку
к
обучению в общеобразовательной школе, должна разрабатываться не только с
учетом
степени
проявления
речевого
дефекта
детей,
но
и
опираясь
на
психологические особенности детей с речевыми патологиями.
АВТОР СТАТЬИ Лагутова Наталья Николаевна