Напоминание

Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи


Автор: Лагутова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 810
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методические рекомендации по развитию речи детей старшего

дошкольного возраста с нарушением речи
Формирование правильной речи у старших дошкольников с речевыми патологиями в процессе воспитательно-образовательной работы является одной из основных коррекционно-педагогических задач дошкольного учреждения. По мере усвоения детьми языка и овладения речевым мышлением, качественно меняется их психическое развития, все больше приближаясь к норме. Уровень владения речью, темпы усвоения речевых средств и успешность их применения во многом определяют развитие языковых способностей и тем самым культуру личности. Для успешной реализации поставленных задач был разработан примерный план занятий и индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, направленных на повышение уровня подготовки и адаптации старших дошкольников к обучению в школе. Педагогами был разработан индивидуальный маршрут комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих низкий уровень речевых функций. Учитывая важнейшую роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в коррекционно- образовательном процессе, необходимо рационально чередовать учебно- организованную деятельность с самостоятельной деятельностью воспитанников, а также осуществлять принцип преемственности, структурируя работу всех педагогов в этом направлении. В логопедическом кабинете целесообразно оборудовать магнитную доску с дидактическими играми на магнитах, создать разные виды театров: пальчиковый, плоскостной, кукольный, теневой, бибабо. В группе должны быть разработаны и созданы игры и пособия для воспитанников с разным уровнем развития познавательных способностей. Принцип работы основан на тематическом планировании и учитывает основные дидактические принципы. Работа с детьми включает ежедневное применение разнообразных развивающих игр и заданий с постепенным их
усложнением. Широко внедряются развивающие игры, а также занятия с включением приемов проблемного обучения и заданий на ассоциации. Для более эффективной подготовки детей с нарушениями речи к общеобразовательной школе разработана специальная программа занятий, отличающаяся от общепринятой модели. На каждом занятии вводится элемент проблемного обучения. С ее помощью дети сталкиваются с разными проблемными ситуациями и учатся их решать. Использование развивающих игр в воспитании детей с нарушениями речи способствует не только развитию психических функций, но и развитию связной речи. На занятиях необходимо периодически менять форму деятельности, обсуждать услышанное и увиденное, применять средства- стимулы, притягивающие внимание детей: наклейки, фишки, разнообразные призы, индивидуальные и командные соревнования. Занятия должны проходить в комфортной для детей среде. Очень важно предоставлять возможность детям самостоятельно добиваться результатов, рассуждать, представлять различные ситуации, создавать образы, делать выводы и обобщения, объяснять решение задач. В случае затруднений не нужно торопиться им помогать. Целью педагога является обучение детей самостоятельному поиску решений и нахождению выхода из проблемных ситуаций. Необходимо поощрять творческий подход, умение фантазировать. В конце недели для закрепления изученного материала целесообразно проведение увлекательных тематических занятий. Например, в гостях у Карлсона или путешествие Колобка. Большое значение имеет внедрение игр и заданий в разные виды деятельности и режимные моменты. Например, развивающие модели можно ввести в кукольный уголок (схема приготовления салата или супа), в ванную комнату — схема последовательности мытья рук. Особое внимание в работе нужно уделять взаимодействию с родителями. Целесообразно проводить такие мероприятия
как: круглый стол «Играем вмести с детьми», конкурс «Игра своими руками», КВН «Папа, мама и я — находчивая семья». Также необходимо применять в работе различные викторины, досуги, праздники, открытые занятия с использованием занимательных игр и участием родителей. Результаты такой работы, несомненно, приведут к положительной динамике показателей готовности детей с нарушениями речи к обучению в общеобразовательной школе. Таким образом, коррекционно-логопедиче ская работ а с воспитанниками с нарушениями речи, направленная на подготовку к обучению в общеобразовательной школе, должна разрабатываться не только с учетом степени проявления речевого дефекта детей, но и опираясь на психологические особенности детей с речевыми патологиями.
АВТОР СТАТЬИ Лагутова Наталья Николаевна

Воспитатель ГБОУ Школа810

Город Москва


В раздел образования