Напоминание

Определение уровня речевого развития старших дошкольников средствами психодиагностики


Автор: Лагутова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 810
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Определение уровня речевого развития старших дошкольников средствами психодиагностики
Раздел: дошкольное образование





Назад





Определение уровня речевого развития старших дошкольников

средствами психодиагностики
Проблемы речевого здоровья детей за многие годы значительно возрастают. С ростом нервно-психических и соматических заболеваний дошкольников, задерживается формирование у детей всех психических функций и, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи, тогда как в настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. У нормально развивающихся дошкольников к началу школьного обучения происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. По данным Института возрастной физиологии РАО 1 (2010г.), по тем или иным причинам затруднения в обучении насчитывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательных школ, причем, для более 50 % неуспевающих школьников характерна задержка речевого развития. Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что причины этого явления установились еще в дошкольном возрасте. В данной возрастной категории встречается большинство детей, посещавших речевые детские сады. Для определения уровня речевого развития старших дошкольников средствами психодиагностики был проведен констатирующий эксперимент. Исследование проводилось 21 октября 2016 года на базе дошкольного образовательного учреждения «Искорка» города Москва. В эксперименте участвовали дети 5-6 лет в количестве 10 человек.
Цель экспериментальной работы
– провести диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста, проанализировать коммуникативные умения детей. 1  Институт возрастной физиологии создан в 1944 г. на базе лаборатории НИИ теории и истории педагогики.
Коммуникативно-риторические умения связаны, во-первых, с умением анализировать и оценивать общение; во-вторых, с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации. Показатели оценки речи детей: - умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, кто говорит, к кому обращается говорящий и с какой целью; - способность анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.; - владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи); - наличие культуры слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего; - правильно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; - соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями). Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялся метод диагностики «Развитие речи по программе «Радуга». Диагностика детей старшей группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям. 1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие? Были предложены следующие задания: а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком «с». «Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель,- вот какие слова: сумка… стул … косметика … Теперь твоя очередь. Продолжай!» б) Предлагается игра. Ребенку даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово берег. Слышишь звук б в этом слове? Он слышится в
начале слова или в середине? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове берег буква б находится вначале слова. Теперь другое слово - ковбой. Где слышится звук б? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово лесоруб. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или нет? Теперь попробуй самостоятельно. Я буду говорить слово, ты повторяй его за мной и ставь фишку в нужное оконце: море … домик … килограмм». 2. Для проверки понимания речи и объема словарного запаса предлагалось следующее. а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка заболела лапа. Ему больно и он скулит, ему необходимо твоё внимание. Что ты ему скажешь? Начни со слов: «Ты мой…» б) Детям предлагается рассмотреть картинку с цыплятами. Задается вопрос, что с ними произошло. Предлагается составить рассказ и придумать к нему название. Воспитатель дает задание внимательно рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и грязных цыплят; необходимо описать её состояние. Она… . 3. Художественная литература. а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение. б) Предлагают перечислить сказки, которые ребёнок готов слушать неоднократно. Если он не знает название сказки или забыл ее, допускается начать рассказывать её, возможна подсказка педагога. в) Ребенка просят перечислить писателей, чьи книги он читал в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.
Оценка выполнения заданий:
9-12 баллов (высокий уровень) – отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.
5-8 баллов (средний уровень) – на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно. 1-4 баллов (низкий уровень) – на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно. Анализ полученных данных заносили в индивидуальную карту ребенка, где указывались данные о ребенке. Сводная таблица данных об испытуемых по все трем видам заданий представлена в таблице. Таким образом, в результате диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что только у 2 детей из 10 высокий, т.е. нормальный уровень развития речи, у 5 детей – средний (удовлетворительный) уровень, а у 3 детей – низкий. Процесс определения особенностей связной речи у старших дошкольников позволил сделать вывод, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении и построении не только сложного, но даже простого предложения; пользуются однообразными способами связи п р ед л оже н и й в т е кс т е . Н е кото р ы е д о ш кол ь н и к и н а р у ш а ю т последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Также выяснилось, что речь детей сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя: трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднений в понимании лексико- грамматических конструкций, недостаточной сформированностью связной речи. Также наблюдается нарушение внимания, недо ст аточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, своеобразие словесно-логического мышления, низкая способность к запоминанию вербального материала, недостаточный уровень развития самоконтроля. Учитывая многообразие форм и различную степень речевых дефектов, учителю-логопеду важно овладеть системными методами психолого- педагогического исследования, которое реализуется в ходе учебно-
коррекционного процесса. На основе описания качественного своеобразия речевой и познавательной деятельности детей с нарушениями речи может быть составлена определенная психолого-педагогическая типология, что позволит учителю-логопеду осуществлять диагностическую деятельность, которая я вля ет ся неотъемлемой ч астью индивидуа льного и дифференцированного подхода. Сводная таблица данных об испытуемых. № п/ п Ф.И.О Звуковая культура речи Понимание речи, активный словарь Художественная литература 1 Марина В. 8 баллов 7 баллов 5 баллов 2 Артем Б. 6 баллов 7 баллов 6 баллов 3 Слава Т. 4 баллов 3 баллов 2 баллов 4 Роман С. 9 баллов 11 баллов 10 баллов 5 Диана Н. 10 баллов 10 баллов 9 баллов 6 Константин Д. 6 баллов 5 баллов 7 баллов 7 Рита М. 4 баллов 4 баллов 3 баллов 8 Света В. 7 баллов 8 баллов 6 баллов 9 Даниил Ж. 5 баллов 6 баллов 6 баллов 10 Алина Л. 3 баллов 2 баллов 2 баллов Автор Статьи: Лагутова Наталья Николаевна Воспитатель ГБОУ Школа 810 город Москва



В раздел образования