"Применение краеведческого материала на уроках естественного цикла и во внеурочной деятельности"
Автор: Завьялова Галина Антоновна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Новожилкинская СОШ" Населённый пункт: с.Новожилкино Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: "Применение краеведческого материала на уроках естественного цикла и во внеурочной деятельности" Раздел: полное образование
Секция РМО учителей географии, биологии и химии, 23.08. 2016 год
МБОУ «Новожилкинская СОШ» Усольского района
Учитель географии Г.А. Завьялова
«Применение краеведческого материала на уроках естественного цикла
и во внеурочной деятельности»
Без географии мы нигде.
Юрий Пармузин
Каждый учебный предмет, в том числе география, является отражением научного знания о
соответствующей области окружающей действительности. Краеведческая деятельность – это
такая область краеведческого познания, с которой связан каждый человек, живущий на данной
территории. Ему легче будет приспособиться к жизни в этой природной и социальной среде, он
эффективнее будет строить свою трудовую деятельность. Чем богаче будет копилка знаний,
сведений и сведений о природе, обществе, культуре нашего края, тем ученики, да и мы сами
больше можем приобрести, стать богаче, грамотнее, расширить свой кругозор. Поэтому в
краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый человек, кто здесь живёт
и трудится. Личностным результатом обучения географии в школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций. А успешной личностью
может стать человек, который знает и любит свою малую родину, ценит и бережёт её.
География – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает
многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Наблюдается
связь с жизнью. Это позволяет формировать у учеников комплексное представление о
географической среде, целостном восприятии мира.
Более 20 лет в нашем коллективе сформировалась группа творчески работающих
учителей. Проводим интегрированные уроки. На любом таком уроке обязательно
рассматривается наша область, район, село.
Технология межпредметной интеграции
Цель: оптимизация процесса обучения на основе информационного, организационно-
деятельного и эмоционального единства преподавателей разных учебных дисциплин и учащихся
школы.
Задачи:
- формировать у школьников целостное представление об окружающем мире.
- повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
- формировать навыки исследовательской деятельности.
- активизировать творческую деятельность всех участников учебного процесса.
- развивать коммуникативные способности.
- создавать ситуацию успеха.
Вот некоторые темы интегрированных уроков, проводимых в нашей школе в разные годы:
…. Генетика и жизнь ( география, биология, история, литература);
…. Симметрия в нашей жизни (математика, биология, география, история);
…. Носители информации;
…. В лесу родилась ёлочка, а может в мастерской (информатика,
география, история, музыка, ИЗО);
…. Познание как деятельность (география, биология, история);
…. Озеро Байкал и рациональные числа (география, математика);
…. Земле Усольской 90 лет (история, география, физика, химия, биология, литература);
…. Перекрёсток семи дорог (география, биология, психология);
… Дорога, которую ты выбираешь;
… На краю пропасти;
… Экология природы – экология души и другие.
Что даёт интеграция
- творческие разработки
-творческие уроки
- творческие проекты
- педагогическое взаимодействие, сотрудничество учителей друг с другом и с учениками.
Более 20 лет успешно занимаюсь научно-исследовательской деятельностью с учениками.
Помогаю в личностном становлении. Исследовательский элемент был, есть и будет важнейшим
элементом педагогической деятельности. Темы работ затрагивают экологию, географию,
демографию родного края .Затем использую этой богатый материал на своих уроках по
различным темам.
Темы научно-исследовательских работ:
- ЭГХ совхоза «Усольский»;
- Экологические проблемы села Новожилкино;
- Уровень жизни и демографические проблемы населения села Новожилкино;
- Тенденция изменения демографической ситуации в стране на примере жителей села
Новожилкино;
- Перепись населения РФ 2002 года на примере своего села;
- Дети рубежа эпох – жизнь в постсоветской России (по материалам автобиографий учеников и
жителей села);
- Роль семьи в современном обществе;
- Мобильная связь и здоровье человека;
80% обучающихся, с которыми я работала, выбрали профессию, связанную с темой
исследовательской работы. В этом году были затронуты актуальные темы:
«Влияние телевидения на социализацию подростков на примере учеников школы села
Новожилкино» (Лиханчан Кристина, 10 класс) и «Усольская аномалия – торфяные пожары»
(Шамёнов Андрей, 7 класс).
Отрадно отметить, что ученики, с которыми я работала стали призёрами или победителями
районной и региональной НПК «Шаг в будущее, Сибирь!»
На протяжении 6 лет вела элективный курс «Природный комплекс села Новожилкино», который
сама составила. Он был утверждён в ИПКРО.
В 2015 году, к юбилею Усольского района, учителям истории и географии было предложено
участие в районном проекте «Я живу в Усольском районе» .
Наслаждаюсь общением со своими учениками, их любовь согревает душу, их энергия придает
сил. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.
Познавательная работа захватывает и ученика и учителя. Думаю, что нет одарённых детей как
таковых, просто нам, учителям, нужно раскрыть в детях эти «искорки».
Мои выпускники успешны в учебной деятельности, в жизни. «Ученик, превзойди своего
учителя». А это ли не главное в жизни, когда твои дети нашли свою нишу на жизненном пути,
стали успешными.