Напоминание

"Применение краеведческого материала на уроках естественного цикла и во внеурочной деятельности"


Автор: Завьялова Галина Антоновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Новожилкинская СОШ"
Населённый пункт: с.Новожилкино
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Применение краеведческого материала на уроках естественного цикла и во внеурочной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад





Районная августовская конференция

Секция РМО учителей географии, биологии и химии, 23.08. 2016 год

МБОУ «Новожилкинская СОШ» Усольского района

Учитель географии Г.А. Завьялова

«Применение краеведческого материала на уроках естественного цикла

и во внеурочной деятельности»

Без географии мы нигде.

Юрий Пармузин


Каждый учебный предмет, в том числе география, является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Краеведческая деятельность – это такая область краеведческого познания, с которой связан каждый человек, живущий на данной территории. Ему легче будет приспособиться к жизни в этой природной и социальной среде, он эффективнее будет строить свою трудовую деятельность. Чем богаче будет копилка знаний, сведений и сведений о природе, обществе, культуре нашего края, тем ученики, да и мы сами больше можем приобрести, стать богаче, грамотнее, расширить свой кругозор. Поэтому в краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый человек, кто здесь живёт и трудится. Личностным результатом обучения географии в школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций. А успешной личностью может стать человек, который знает и любит свою малую родину, ценит и бережёт её. География – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Наблюдается связь с жизнью. Это позволяет формировать у учеников комплексное представление о географической среде, целостном восприятии мира.

Более 20 лет в нашем коллективе сформировалась группа творчески работающих учителей. Проводим интегрированные уроки. На любом таком уроке обязательно рассматривается наша область, район, село.
Технология межпредметной интеграции
Цель: оптимизация процесса обучения на основе информационного, организационно- деятельного и эмоционального единства преподавателей разных учебных дисциплин и учащихся школы. Задачи: - формировать у школьников целостное представление об окружающем мире. - повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. - формировать навыки исследовательской деятельности. - активизировать творческую деятельность всех участников учебного процесса. - развивать коммуникативные способности. - создавать ситуацию успеха. Вот некоторые темы интегрированных уроков, проводимых в нашей школе в разные годы:
…. Генетика и жизнь ( география, биология, история, литература);

…. Жизненные ценности (обществознание, география, психология);

…. Симметрия в нашей жизни (математика, биология, география, история);

…. Носители информации;

…. В лесу родилась ёлочка, а может в мастерской (информатика,

география, история, музыка, ИЗО);

…. Познание как деятельность (география, биология, история);


…. Озеро Байкал и рациональные числа (география, математика);

…. Земле Усольской 90 лет (история, география, физика, химия, биология, литература);

…. Перекрёсток семи дорог (география, биология, психология);

… Дорога, которую ты выбираешь;

… На краю пропасти;

… Экология природы – экология души и другие.

Что даёт интеграция
- творческие разработки -творческие уроки - творческие проекты - педагогическое взаимодействие, сотрудничество учителей друг с другом и с учениками. Более 20 лет успешно занимаюсь
научно-исследовательской деятельностью с учениками.
Помогаю в личностном становлении. Исследовательский элемент был, есть и будет важнейшим элементом педагогической деятельности. Темы работ затрагивают экологию, географию, демографию
родного края
.Затем использую этой богатый материал на своих уроках по различным темам.
Темы научно-исследовательских работ:
- ЭГХ совхоза «Усольский»; - Экологические проблемы села Новожилкино; - Уровень жизни и демографические проблемы населения села Новожилкино; - Тенденция изменения демографической ситуации в стране на примере жителей села Новожилкино; - Перепись населения РФ 2002 года на примере своего села; - Дети рубежа эпох – жизнь в постсоветской России (по материалам автобиографий учеников и жителей села); - Роль семьи в современном обществе; - Мобильная связь и здоровье человека; 80% обучающихся, с которыми я работала, выбрали профессию, связанную с темой исследовательской работы. В этом году были затронуты актуальные темы: «Влияние телевидения на социализацию подростков на примере учеников школы села Новожилкино» (Лиханчан Кристина, 10 класс) и «Усольская аномалия – торфяные пожары» (Шамёнов Андрей, 7 класс). Отрадно отметить, что ученики, с которыми я работала стали призёрами или победителями районной и региональной НПК «Шаг в будущее, Сибирь!» На протяжении 6 лет вела элективный курс «Природный комплекс села Новожилкино», который сама составила. Он был утверждён в ИПКРО. В 2015 году, к юбилею Усольского района, учителям истории и географии было предложено участие в районном проекте «Я живу в Усольском районе» . Наслаждаюсь общением со своими учениками, их любовь согревает душу, их энергия придает сил. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Познавательная работа захватывает и ученика и учителя. Думаю, что нет одарённых детей как таковых, просто нам, учителям, нужно раскрыть в детях эти «искорки». Мои выпускники успешны в учебной деятельности, в жизни. «Ученик, превзойди своего
учителя». А это ли не главное в жизни, когда твои дети нашли свою нишу на жизненном пути, стали успешными.


В раздел образования