Автор: Правдивцева Елена Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Светлячок" Населённый пункт: город Жердевка, Тамбовская область Наименование материала: Проект Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Аннотация проекта
Наименование проекта: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Автор проекта: Воспитатель Правдивцева Елена Валентиновна, МБДОУ детский
сад №2 «Светлячок».
Проблема:
Формирование
у
дошкольников
основ
здорового
образа
жизни,
активного
осмысленного
отношения
к
своему
здоровью
и
укреплению
его
с
детских лет
через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ
.
Гипотеза: Влияют ли здоровьесберегающие технологии на укрепление здоровья
детей?
Актуальность проекта: Формирование здорового подрастающего поколения - одна
из
главных
стратегических
задач
развития
страны.
Сегодня
направление
государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей
регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это
Закон
РФ
«Об
образовании»,
где
определены
принципы
государственной
политики
в
области
образования,
первым
из
которых
является
приоритет
общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, Закон РФ «О санитарно-
эпидемиологическом
благополучии
населения»,
Указы
президента
РФ
«О
неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», «Об утверждении
основных
направлений
государственной
социальной
политики
по
улучшению
положения детей в РФ», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция
о правах ребенка».
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и
поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят
перед
обществом.
Именно в
дошкольном
возрасте
формируется
здоровье,
привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность
организма и другие качества, необходимые для всестороннего развития ребенка,
для полноценного развития личности.
Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
1.
Условия и образ жизни, питание — 50 %;
2.
Генетика и наследственность — 20 %;
3.
Внешняя среда, природные условия — 20 %;
4.
Здравоохранение — 10 %.
Как видим, первостепенная роль в сохранении, формировании и укреплении
здоровья все же принадлежит самому человеку.
Обеспечение охраны, сохранение и укрепление здоровья ребенка всегда было
приоритетным
направлением
в
работе
ДОУ. В.А. Сухомлинский писал: «Я не
боюсь
еще
и
еще
повторить:
забота
о
здоровье
–
это
важнейший
труд
воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение,
умственное
развитие,
прочность
знаний,
вера
в
свои
силы».
Значимым фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания
и
обучения.
Начинать
формировать
здоровье
нужно
в
раннем
детстве,
когда
наиболее
прочно
закладывается
опыт
оздоровления, когда
стимулом
является
природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать. Дети
дошкольного
возраста
наиболее
восприимчивы к информации, к воздействиям
окружающих,
поэтому
целесообразно
использовать
здоровьесберегающие
технологии для обучения детей основам здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных
на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающий
процесс
–
это
специально
организованное,
развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы
взаимодействие
детей
дошкольного
возраста
и
педагогов,
направленное
на
достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования,
воспитания и обучения.
Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей,
привитие им навыков
здорового образа жизни, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи проекта:
•
Охрана
жизни
и
здоровья
детей,
создание
безопасных
условий
пребывания в ДОУ. Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья
за период нахождения в ДОУ.
•
У детей дошкольного возраста формировать представления о здоровье
как одной из главных ценностей человеческой жизни. Формировать понимание
необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми
и
вести
здоровый
образ
жизни.
Воспитывать
бережное
отношение
к
своему
здоровью через различные виды деятельности.
• Дать представление о значении для здоровья человека витаминов и
физической
культуры. Прививать
любовь
к
физическим
упражнениям,
закаливанию.
Повышать сопротивляемость и защитные свойства организма
ребенка. Профилактика некоторых заболеваний.
• Повышать уровень компетентности и профессионализма педагогов по
вопросу
здоровьесбережения. Повышать
грамотность
родителей
в
вопросах
воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Обогащение
социального
опыта
дошкольников,
расширение
их
кругозора;
2.Формирование
у
детей
представления
о
здоровом
образе
жизни;
3.Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
4.Вовлечение
родителей
в
единое
пространство
«семья
–
детский
сад»;
5.Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников;
6.Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения
в здоровьесбережении.
Описание проекта
На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового
образа жизни: ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены,
накапливает
представления
о
своем
организме,
о
рациональном
питании,
закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом,
уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье.
В работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса
средствами здоровьесберегающих технологий в рамках основ здорового образа
жизни
должен
быть
использован
интегрированный
подход,
предполагающий
взаимосвязь
игр,
комплексов
различных
видов
упражнений,
разных
видов
гимнастик.
В
работе
с
детьми
следует
использовать
здоровьесберегающие
технологии
различных
видов
деятельности
ребенка:
физическую
культуру,
комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы,
оздоровительные минуты, игры, праздники, литературные произведения и др.
Вид проекта: краткосрочный - сентябрь 2016г.
Участники проекта – воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный. Разработка и проведение диагностики на выявление
знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана совместной
работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для
занятий, бесед, игр с детьми. Оформление папок-передвижек для родителей по
теме
проекта,
подборка
фотографий,
литературы.
Беседы
с
родителями
о
необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-
образовательному процессу в ДОУ.
2 этап: основной -
реализация проект а. Формировать у детей представления о
здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение
выделять
компоненты
здоровья
человека
и
устанавливать
их
взаимосвязь;
закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины»,
«полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и
потребности здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в
работе с детьми:
- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале (в
зависимости от погодных условий);
- Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю;
- Подвижные и спортивные игры: «Воробушки и автомобили», «Жмурки», «Лиса
в курятнике», «Ловишки», «Лохматый пес», «Найди себе пару», «Трамвай», «У
медведя во бору», «Цветные автомобили», «Добеги до флажка», «Кто быстрее?»,
«Самый ловкий», самостоятельная двигательная активность детей;
- Спортивное развлечение «Веселые старты», спортивный праздник «Теремок»;
- Физкультминутки на занятиях (в качестве профилактики при утомлении);
-
Артикуляционная
гимнастика
(вырабатывает
полноценные
движения
и
определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для
правильного произношения звуков);
- Бодрящая гимнастика (проводится ежедневно после дневного сна для поднятия
настроения и мышечного тонуса);
- Дыхательная гимнастика (способствует правильному развитию дыхания, умению
регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов);
- Зрительная гимнастика (для укрепления мышц глаза, развития остроты зрения,
восприятия);
- Логоритмика (стихотворная ритмическая речь вырабатывает правильный темп
речи, ритм дыхания, развивает речевой слух, речевую и двигательную память);
- Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм (для развития
мелкой моторики рук, способствующей развитию мозговых центров речи);
- Ритмопластика (развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение
правильно и красиво двигаться, укрепляет мышцы и осанку);
- Суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней);
-
Профилактика
сохранения
правильной
осанки
и
плоскостопия
(с
помощью
традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря);
-
Релаксация
перед
сном
(использование
спокойной
классической
музыки,
колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и успокаивают
организм);
-
Закаливающие
мероприятия:
максимальное
пребывание
детей
на
свежем
воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение босиком по траве, песку и
асфальту во время прогулок; ходьба по полу, массажным коврикам, по «дорожкам
здоровья»
в
помещении;
обливание
ног
контрастной
водой;
проветривание
помещений;
- Соблюдение режима дня; режима двигательной активности;
- Правильное сбалансированное питание; витаминизация;
- Соблюдение правил безопасности на улице и в помещении.
- Беседы:
«О режиме дома и в детском саду»; «Витамины я люблю - быть
здоровым я хочу»; «Я такой. Строение тела человека»; «Чтоб здоровым быть
всегда, нужно заниматься!».
- Чтение художественной литературы:
А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту»; К.
Чуковский
«Доктор
Айболит»,
«Мойдодыр»,
«Федорино
горе»;
Ю.
Тувим
«Овощи»; Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»; В. Маяковский «Что
такое хорошо и что такое плохо», загадки об овощах и фруктах, ягодах.
- Заучивание потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «От водички, от
водицы…», «Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода…» (используем при
умывании), стихотворений: «По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь
смелым»,
«Никогда
не
унываю,
и
улыбка
на
лице,
потому
что
принимаю
витамины А, Б, С».
-
Рассматривание
иллюстраций,
сюжетных
картинок
о:
здоровье,
гигиене,
витаминах, строении тела человека и т.п. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
- Сюжетно-ролевые и дидактические игры, направленные на привитие культурно-
гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Поликлиника», «Больница»,
«Магазин продуктов», «Сделаем куклам красивые прически»; «Оденем куклу на
прогулку», «Купание куклы», «Вредно – полезно», «Узнай на ощупь», «Узнай по
вкусу», «Умею – не умею».
-
Художественное
творчество:
аппликация
«Фрукты
на
тарелке»,
лепка
из
пластилина «Овощи в корзинке», рисование «Натюрморт».
Взаимодействие с родителями:
Одним из основных направлений по формированию физически и психически
здорового ребенка является работа с родителями. Чтобы вырастить нравственно и
физически здоровое поколение, необходимы совместные усилия детского сада и
семьи, направленные на оздоровление дошкольника, культивирование здорового
образа
жизни.
В
целях
повышения
педагогической
культуры
родителей
и
включения их в воспитательно-образовательный процесс предложено:
-
Памятка
для
родителей:
«Безопасность
ребёнка
на
улице»,
«Безопасность
ребёнка дома»;
- Родительское собрание: «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка 4-5
лет»;
- Индивидуальные беседы о физических качествах, умениях и навыках ребенка,
о значении совместной двигательной деятельности с детьми;
- Печатные консультации: «Нестандартное физкультурное оборудование своими
руками», «Укрепляем здоровье детей», «Закаляйся, если хочешь быть здоров».
3 этап: обобщающий.
Обобщение
результатов
работы,
анализ
и
выводы
по
реализации проекта. Презентация проекта.
Данный проект не ставит своей целью достижение высоких результатов за
короткий отрезок времени. Главное в нем: помочь детям проявить их собственные
потенциальные возможности, научить заботиться о своем здоровье, беречь его,
заинтересовать физической культурой, чтобы, взрослея, ребенок хотел и был готов
вести здоровый образ жизни.
В процессе реализации проекта созданы условия для приобретения детьми
опыта самостоятельной и совместной с взрослыми познавательной, продуктивной,
творческой,
физической
деятельности.
На
информационных
стендах
для
родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств.
Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений
опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой
моторики, пальчиковые игры. Создана картотека для родителей по ознакомлению
с видами гимнастик – дыхательной, пальчиковой, после дневного сна. Постоянно
меняется
информация
в
папках-передвижках
по
ознакомлению
родителей
с
подвижными
играми,
зарядкой
и
физкультурными
занятиями,
развлечениями
детей на прогулках, в группе, в спортзале. Помимо теоретических рекомендаций,
семьи воспитанников имеют возможность ознакомиться с фотографиями детей,
занимающихся физической культурой в помещении детского сада и на улице во
время прогулок.
Применение
полученных
знаний
помогает
детям
и
родителям
изменить
отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, повышает интерес к
физическим упражнениям и спорту. Повышение
компетентности родителей в
вопросах,
касающихся
здорового
образа, совместное
участие
с
детьми
в
оздоровительных
мероприятиях,
несомненно,
способствует
формированию
близких и доверительных семейных отношений.
Родители принимают активное участие в создании развивающей среды группы,
в изготовлении атрибутов для подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр:
Силами родителей сделаны: пожарный щит, макет улицы со светофорами и
машины;
уголок
по
ПДД
пополнен
фуражкой
и
жезлом
полицейского,
приобретены книги, настольные игры; приобретены плакаты и иллюстрации по
соблюдению правил безопасности на улице и в помещении.
Для витаминизации детей и профилактики гриппа и ОРВИ родители приобрели
несколько контейнеров для посадки лука на перо, приносят репчатый лук и
чеснок.
Ес л и
в зр о с л ы е ,
во с п и т ы ва ющи е
р е бе н ка ,
с а ми
о бл а д а ю т
здоровьесберегающими
технологиями:
понимают
общие
для
всех
людей
проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку важность
сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают ему в формировании
опыта здоровьесбережения, являются для ребенка личным примером – только
тогда мы сможем сохранить и укрепить здоровье наших детей и создать у ребенка
стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список использованной литературы:
1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. Волгоград: Учитель, 2008.
2.Карепова
Т.Г.
Формирование
здорового
образа
жизни
у
дошкольников.
Волгоград: Учитель, 2009.
3.Павлова
М.А.,
Лысогорская
М.В.
Здоровьесберегающая
система
ДОУ.
Волгоград: Учитель, 2009.