Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"


Автор: Правдивцева Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Светлячок"
Населённый пункт: город Жердевка, Тамбовская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация проекта Наименование проекта: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Автор проекта: Воспитатель Правдивцева Елена Валентиновна, МБДОУ детский сад №2 «Светлячок». Проблема: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ . Гипотеза: Влияют ли здоровьесберегающие технологии на укрепление здоровья детей? Актуальность проекта: Формирование здорового подрастающего поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон РФ «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, Закон РФ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Указы президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка». В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Именно в дошкольном возрасте формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для всестороннего развития ребенка, для полноценного развития личности. Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково: 1. Условия и образ жизни, питание — 50 %; 2. Генетика и наследственность — 20 %; 3. Внешняя среда, природные условия — 20 %; 4. Здравоохранение — 10 %. Как видим, первостепенная роль в сохранении, формировании и укреплении здоровья все же принадлежит самому человеку. Обеспечение охраны, сохранение и укрепление здоровья ребенка всегда было приоритетным направлением в работе ДОУ. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Значимым фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения. Начинать формировать здоровье нужно в раннем детстве, когда
наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать. Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к информации, к воздействиям окружающих, поэтому целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии для обучения детей основам здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни, используя здоровьесберегающие технологии. Задачи проекта: • Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ. Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ. • У детей дошкольного возраста формировать представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через различные виды деятельности. • Дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию. Повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка. Профилактика некоторых заболеваний. • Повышать уровень компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. Ожидаемые результаты реализации проекта: 1.Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора; 2.Формирование у детей представления о здоровом образе жизни; 3.Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни; 4.Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»; 5.Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников; 6.Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении. Описание проекта На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового образа жизни: ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает представления о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом, уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье.
В работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса средствами здоровьесберегающих технологий в рамках основ здорового образа жизни должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь игр, комплексов различных видов упражнений, разных видов гимнастик. В работе с детьми следует использовать здоровьесберегающие технологии различных видов деятельности ребенка: физическую культуру, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, игры, праздники, литературные произведения и др. Вид проекта: краткосрочный - сентябрь 2016г. Участники проекта – воспитанники средней группы, воспитатели, родители. Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
Разработка и проведение диагностики на выявление знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно- образовательному процессу в ДОУ.
2 этап: основной -

реализация проект
а. Формировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в

работе с детьми:
- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий); - Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю; - Подвижные и спортивные игры: «Воробушки и автомобили», «Жмурки», «Лиса в курятнике», «Ловишки», «Лохматый пес», «Найди себе пару», «Трамвай», «У медведя во бору», «Цветные автомобили», «Добеги до флажка», «Кто быстрее?», «Самый ловкий», самостоятельная двигательная активность детей; - Спортивное развлечение «Веселые старты», спортивный праздник «Теремок»; - Физкультминутки на занятиях (в качестве профилактики при утомлении); - Артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков); - Бодрящая гимнастика (проводится ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса); - Дыхательная гимнастика (способствует правильному развитию дыхания, умению регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов); - Зрительная гимнастика (для укрепления мышц глаза, развития остроты зрения, восприятия);
- Логоритмика (стихотворная ритмическая речь вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развивает речевой слух, речевую и двигательную память); - Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм (для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию мозговых центров речи); - Ритмопластика (развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет мышцы и осанку); - Суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней); - Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия (с помощью традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря); - Релаксация перед сном (использование спокойной классической музыки, колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и успокаивают организм); - Закаливающие мероприятия: максимальное пребывание детей на свежем воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение босиком по траве, песку и асфальту во время прогулок; ходьба по полу, массажным коврикам, по «дорожкам здоровья» в помещении; обливание ног контрастной водой; проветривание помещений; - Соблюдение режима дня; режима двигательной активности; - Правильное сбалансированное питание; витаминизация; - Соблюдение правил безопасности на улице и в помещении. - Беседы: «О режиме дома и в детском саду»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; «Я такой. Строение тела человека»; «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!». - Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту»; К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»; Ю. Тувим «Овощи»; Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», загадки об овощах и фруктах, ягодах. - Заучивание потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «От водички, от водицы…», «Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода…» (используем при умывании), стихотворений: «По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым», «Никогда не унываю, и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, Б, С». - Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок о: здоровье, гигиене, витаминах, строении тела человека и т.п. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». - Сюжетно-ролевые и дидактические игры, направленные на привитие культурно- гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Поликлиника», «Больница», «Магазин продуктов», «Сделаем куклам красивые прически»; «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «Вредно – полезно», «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу», «Умею – не умею». - Художественное творчество: аппликация «Фрукты на тарелке», лепка из пластилина «Овощи в корзинке», рисование «Натюрморт».
Взаимодействие с родителями:

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Чтобы вырастить нравственно и физически здоровое поколение, необходимы совместные усилия детского сада и семьи, направленные на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. В целях повышения педагогической культуры родителей и включения их в воспитательно-образовательный процесс предложено: - Памятка для родителей: «Безопасность ребёнка на улице», «Безопасность ребёнка дома»; - Родительское собрание: «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка 4-5 лет»; - Индивидуальные беседы о физических качествах, умениях и навыках ребенка, о значении совместной двигательной деятельности с детьми; - Печатные консультации: «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками», «Укрепляем здоровье детей», «Закаляйся, если хочешь быть здоров».
3 этап: обобщающий.
Обобщение результатов работы, анализ и выводы по реализации проекта. Презентация проекта. Данный проект не ставит своей целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в нем: помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, научить заботиться о своем здоровье, беречь его, заинтересовать физической культурой, чтобы, взрослея, ребенок хотел и был готов вести здоровый образ жизни. В процессе реализации проекта созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной с взрослыми познавательной, продуктивной, творческой, физической деятельности. На информационных стендах для
родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Создана картотека для родителей по ознакомлению с видами гимнастик – дыхательной, пальчиковой, после дневного сна. Постоянно меняется информация в папках-передвижках по ознакомлению родителей с подвижными играми, зарядкой и физкультурными занятиями, развлечениями детей на прогулках, в группе, в спортзале. Помимо теоретических рекомендаций, семьи воспитанников имеют возможность ознакомиться с фотографиями детей, занимающихся физической культурой в помещении детского сада и на улице во время прогулок. Применение полученных знаний помогает детям и родителям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, повышает интерес к физическим упражнениям и спорту. Повышение компетентности родителей в вопросах, касающихся здорового образа, совместное участие с детьми в оздоровительных мероприятиях, несомненно, способствует формированию близких и доверительных семейных отношений. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды группы, в изготовлении атрибутов для подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр: Силами родителей сделаны: пожарный щит, макет улицы со светофорами и машины; уголок по ПДД пополнен фуражкой и жезлом полицейского, приобретены книги, настольные игры; приобретены плакаты и иллюстрации по соблюдению правил безопасности на улице и в помещении. Для витаминизации детей и профилактики гриппа и ОРВИ родители приобрели несколько контейнеров для посадки лука на перо, приносят репчатый лук и чеснок.
Ес л и в зр о с л ы е , во с п и т ы ва ющи е р е бе н ка , с а ми о бл а д а ю т здоровьесберегающими технологиями: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку важность сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают ему в формировании опыта здоровьесбережения, являются для ребенка личным примером – только тогда мы сможем сохранить и укрепить здоровье наших детей и создать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Список использованной литературы: 1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. Волгоград: Учитель, 2008. 2.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. 3.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград: Учитель, 2009.


В раздел образования