Напоминание

Использование устного счета на уроках математики


Автор: Торбина Татьяна Вадимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ЕУВК "Интеграл"
Населённый пункт: г. Евпатория
Наименование материала: статья
Тема: Использование устного счета на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад





Использование устного счета на уроках математики
Математическое образование рассматривают как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки выпускников школ. Внедрение нового Федерального образовательного стандарта основного общего образования в изучении предмета «Математика» указывает на необходимость овладения навыками устных и письменных вычислений. Особое внимание уделяется оценке того, насколько учащиеся овладели различными навыками устного счета. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся развивается математическое мышление учащихся, формируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными формами восприятия устного счета являются: беглый слуховой (читается учителем или учеником), зрительный (плакаты, картинки, таблицы), комбинированный. Устные упражнения – это система задач, организующая и направляющая учебную деятельность учащихся на различных этапах урока, решение которых производится в уме за короткий промежуток времени. Вопросы составления и использования упражнений при обучении математике рассматриваются в работах Я.И. Груденова, Ю.М. Колягина, Е.И. Лященко, Ю.Н. Макарычева, К.С. Муравина, Г.И. Саранцева, С.Б. Суворовой и др.. В указанных работах и диссертационных исследованиях рассматриваются общие принципы построения системы упражнений, роль упражнений в формировании понятий, обучении математическому языку, расширении фонда знаний и умений учащихся, особенности фронтальной и самостоятельной работы с упражнениями. Здесь речь идет об упражнениях устных и письменных. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового
материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др. Имеются задания тренировочного, контролирующего и обобщающего характера. Учитель по своему усмотрению может использовать их при подготовке к изучению нового материала, при первичном ознакомлении, закреплении, при ликвидации пробелов в знании учащихся, при формировании умений и навыков в новых ситуациях. Такими, например, являются упражнения вида: 1. Какое число получится в конце цепочки? . 2. Восстановите цепочку вычислений:
Контрольный устный счет проводится в форме диктанта в одном или двух вариантах: учащиеся получают или готовят бланк для записи ответов, например такой: Учитель диктует задания, а учащиеся, считая устно, вписывают ответ в соответствующую клетку (если нет ответа, ученик ставит прочерк). Очень часто на уроках математики используются следующие формы организации устного счета:
«Беглый счет».
Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют друг друга, но последние задания предлагаются без карточек, а только устно. Ниже содержание двух карточек записано в рамках, а без рамок даны примеры, которые предлагаются исключительно устно: 3,8 + 8,7 – 1,8 =? 3,9 + 8,7 – 2,6 =? Здесь можно отработать два вида устного счета:
Первый
– это тот, при котором учитель не только называет число, с которым можно оперировать, но и демонстрирует их (таблиц, плакат, запись на доске). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удержания данных числе в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений.
Второй
вид устного счета – слуховой. Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Второй вид сложнее первого. Он эффективен в методическом смысле – этим видом счета удается увлечь всех учащихся. Две карточки могут демонстрировать одновременно, так, как показано ниже: Выполнив действия, ученики должны сообщить, на какой карточке ответ, больше или меньше. Для такой работы подбираются упражнения, в которых особенно заметен эффект прикидки, приближенные значения.
«Равный

счет».
Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются, ученики должны на слух воспринимать названные числа и определять, верно ли составили пример.
1. Сложение чисел с перестановкой слагаемых. 179 + 236 + 421 =(179 + 421)+ 236 = 600 + 236 = 836 118 + 249 + 482 + 151 (1000) 524 + 37 + 176 + 263 + 41 (1041) 471 + 354 +29 + 146 (1000) 456 + 522 + 327 +73 + 278 (1656)
«Счет



дополнение».
Учитель записывает на доске какое-то число, например, 1,5. Затем медленно называет число, меньше 1,5. Ученики должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5. Числа не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
«Молчанка».
На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы учащиеся дают молча, написав с данным числом верный результат указанного действия. Задание легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.
«Лесенка»
«Подниматься» по лесенке можно одному ученику, можно командой – 5 ступенек – 5 человек. Ошибочно вычислили – упали со ступеньки. Заменяют игрока. Участвуют две команды. Какая команда доберется до площадки первой?
По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоем. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках. Устный счёт является незаменимым упражнением для развития внимания и памяти, вызывает интерес, повышает культуру математических вычислений. Методика подбора и проведения устных упражнений может быть весьма разнообразной. Но при этом необходимо, чтобы учитель
подбирал их не

случайно, а обдуманно и целенаправленно:
- для уточнения вводимых новых понятий, терминов, для лучшего уяснения вновь устанавливаемых законов, зависимостей, взаимных положений, геометрических объектов; - для тренировки в логических мышлениях, в обосновании своих суждений, заключений, в частности при доказательстве теорем; - для развития пространственного мышления; - для развития навыков вычислительно характера; - для повторения и
заключения
в памяти пройденного материала.


В раздел образования