Автор: Лаврентьева Наталья Анатольевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ КК "Камчатский медицинский колледж" Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский Наименование материала: план-конспект занятия Тема: Аминокислоты. Белки Раздел: полное образование
Тема: « Аминокислоты. Белки »
Тип занятия: изучение нового материала.
Цели:
1. Образовательные: изучить строение, номенклатуру, изомерию, свойства
аминокислот и строение, классификацию, свойства белков.
2. Развивающие: развитие умения делать выводы, выявлять существенное,
развитие логического мышления.
3. Воспитательные: воспитание коллективизма, профессиональной
компетентности студентов.
Задачи:
- научить писать формулы аминокислот и называть их по систематической
номенклатуре;
- уметь прогнозировать свойства на основе строения.
Ход занятия
Этап 1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
«Химико-графический диктант»
Студенты отвечают на вопросы в тетради. Ответ изображается в строчку, где
«Да» - изображается «_» , где «Нет» - изображается «^». В результате
ответов получится график.
1.
Углеводы - гетерофункциональные соединения.
2.
Мальтоза – виноградный сахар.
3.
Дисахариды состоят из двух моносахаридных остатков.
4.
Моносахариды подвергаются гидролизу.
5.
Глюкоза – это тетроза.
6.
Таутомерия – явление обратимой изомерии.
Ответ: _^_ ^^_
Этап 2. Мотивационно-целевой.
Студенты разгадывают кроссворд и формулируют тему занятия (слайд 1,2).
Сообщаются цели и задачи занятия (слайд 3).
Этап 3. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1.
Определение аминокислот.
2.
Номенклатура и изомерия аминокислот.
3.
Свойства аминокислот.
4.
Медико-биологическое значение аминокислот.
5.
Строение белков.
6.
Медико-биологическое значение белков.
7.
Свойства белков.
п.1 Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
Аминокислоты -
гетерофункциональные соединения, которые
обязательно содержат две функциональные
группы: аминогруппу
-NH
2
и карбоксильную группу -СООН , связанные с
углеводородным радикалом (слайд 4).
Общая формула аминокислот
( слайд 5).
п.2 Назовите типы номенклатуры органических веществ.
Выполнение задание №2 инструктивной карты. Студенты
самостоятельно дают названия по систематической номенклатуре.
Объяснения преподавателя - рациональная номенклатура и
тривиальные названия аминокислот.
Какое явление характерно для органических соединений? Какие виды
изомерии характерны для аминокислот?
Привести примеры:
H
2
N-СН
2
-СН
2
-СН
2
-СООН
Почему аминокислоты обладают оптической активностью?
Почему в природе обнаружены моносахариды только D-ряда, а белки
построены из L-аминокислот?
Просмотр видео « Стереоизомерия» (слайд 6).
п.3 Физ. свойства - студенты описывают на примерах аминокислот
Хим. свойства
Хим. эсперимент - рН водного раствора аминокислот.
Акцентируя внимание на том, что в составе одной молекулы находится
кислотная и основная группа, студенты формулируют, что аминокислоты -
органические амфотерные соединения.
Студенты работают с учебником, самостоятельно записывают уравнения
реакций: - взаимодействие с щелочами;
- взаимодействие с кислотами;
- реакция этерификации;
- реакции поликонденсации.
Демонстрация качественной реакции на аминокислоты с нингидрином.
п.4 Сообщение студента по теме «Медико-биологическое значение
аминокислот».
п.5 Студенты дают определение белков и рассказывают о структурах белка
( слайд 7,8 ).
п.6 Ф.Энгельса «Жизнь есть форма существования белковых тел…»
Чем жизненно необходимы белки каждому организму? (слайд 9).
п.7 Исследуя свойства белков, студенты делятся на три группы: 1ряд -
осаждение белков, 2ряд – денатурация белков, 3ряд – цветные реакции на
белки.
Инструктаж по ТБ.
Как исследуемые вами свойства белка можно использовать в вашей
профессиональной деятельности?
Этап 4 . Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Что мы узнали на занятии?
Решили мы нашу задачу?
Этап 5. Домашнее задание.
Г.М. Чернобельская «Химия», §20 (1-3),
Составить кроссворд по теме «Белки».