Напоминание

Организация и руководство процессом формирования самостоятельной игры у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО


Автор: Тараненко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация и руководство процессом формирования самостоятельной игры у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация и руководство процессом формирования самостоятельной игры

у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО
Тараненко Е.В.., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк «Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых» Януш Корчак Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Игра имеет большое образовательное значение. Ее эффективность зависит от уровня развития предметной деятельности. В игре ребенок учится самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями и практическими умениями, которые формировались на предыдущем этапе. Нередко игра служит поводом для закрепления полученных навыков и умений в действиях с предметами, которые формировались в процессе развития предметной деятельности. (рисунок 1) 1
Рисунок 1 «Классификация игр детей дошкольного возраста» Быстрый темп общего развития ребенка как бы подсказывает взрослым, что необходимо обновлять методические приемы и решения постоянно возникающих новых задач воспитания. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим В процессе общения с взрослыми развивается сюжетно – отобразительная игра, в которой ребенок отражает заинтересовавшие его действия взрослых и сверстников, а также поведение животных. Малыш в игре подражает только тому, что привлекло его внимание, что, тронуло его чувства. В игровом подражании он лучше осознает заинтересовавшие его действия, познание окружающего становится более осмысленным, эмоционально окрашенным. Поэтому в игре создаются большие возможности для становления нравственно ценного или, напротив, неприемлемого в обществе поведения и проявления соответствующих чувств. (рисунок 2) Рисунок 2 «Функции игры» Например, ребенок может ласкать куклу – «дочку», а может бить ее. Ребенок, играя, «упражняется» в тех или иных чувствах и поступках и переносит их затем в реальную жизнь. Игру можно назвать школой приобретения нравственного опыта . 2
В игре как бы продолжается анализ заинтересовавшего его действия (кормит, ласкает куклу). Выполнение тех же действий с разными игрушками (кормит мишку, собачку и т.д.) – это обобщение и перенос усвоенного в другие ситуации . В сюжетно – отобразительной игре ребенок использует вместо реальных предметов игрушки и другие предметы – заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг – игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Такое замещение одного предмета другим возможно только на основе анализа, выделения, обобщения разных предметов по какому – либо признаку. Поэтому действие замещения – важный показатель умственного развития ребенка. Если ребенок играет часто, все более длительно и разнообразно, то постепенно у него формируются предпосылки творческого воображения, а значит, и предпосылки творчества – одного из ценнейших качеств личности . Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. В деятельности ребенка заложены большие возможности для его полноценного, разностороннего развития . Только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметной, игровой и др.) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляться задачи всестороннего развития ребенка. Эффективность их решения зависит от того, насколько полно педагог учитывает особенности возраста и изменяет педагогические методы и приемы по мере овладения ребенком теми или иными навыками, умениями, способами действий, знаниями, постепенно усложняя их деятельное освоение. Овладение действиями с предметами влияет на освоение других видов деятельности. Предметная деятельность – основа, из которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. Мария Монтессори (итальянский педагог и гуманист) в ходе многолетний работы с детьми установила сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к усвоению знаний и умений. Понятие сензитивные периоды у М. Монтессори является одним из ключевых для представления процесса развития ребенка. Сензитивные периоды являются универсальными, они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть различными у конкретных детей. Тем не менее, имеются приблизительные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Весь образовательный процесс в данной системе строится в соответствии с сензитивными периодами:  сензитивный период развития речи и языка (от 0 до 6 лет); 3
 сензитивный период восприятия порядка (от 0 до 3 лет);  сензитивный период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет);  сензитивный период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет);  сензитивный период интереса к маленьким предметам или развитие мелкой моторики рук (от 1,5 до 2,5 лет);  сензитивный период движений и действия с предметами (от 0 до 4 лет). Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т.д.), затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т.п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой причесывает куклу и т.п.). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия постепенно усложняются При самостоятельном выполнении действия ребенок принимает или сам ставит цель, ориентируется в условиях, исполняет, осуществляет элементарный контроль (соотнесение с целью и условиями выполнения действия). Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно: от совместного к совместно – раздельному действию, а затем и действию по показу и т.д. Педагог при этом должен учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так, один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить его по показу, по образцу . Таким образом, при обучении детей предметным действиям взрослые должны учитывать последовательность развития действия, особенности становления его структурных компонентов на каждом этапе. Взрослый при любой степени самостоятельности ребенка находится рядом, поощряет его за успехи, поддерживает его радость при успехах и помогает при неудачах. Предметная деятельность, как и общение, не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности. Предметные действия осваиваются ребенком при взаимодействии с взрослым, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослый организовывает действия ребенка по образцу, поощряя и контролируя ход осуществления и формирования этих действий. Связь действия с предметами проходит три фазы развития:  ребенок выполняет с предметом все известные действия; 4
 употребляет предмет только по назначению;  производит различные действия. при твердом усвоении основной функции предмета. Таким образом, появляются зачатки игровой ситуации. Высший этап игры дошкольников – ролевая игра. Дети, общаясь, друг с другом, начинают отображать, моделировать знакомые им трудовые и общественные отношения. Наблюдения показывают, что с появлением ролевой игры предшествующие ей этапы не исчезают бесследно. Дети продолжают в самостоятельной деятельности овладевать и физическими свойствами, и назначением новых для них предметов, и др. При умелом педагогическом руководстве недавно появившиеся качества могут стать основой для новых интересных игр детей. Намеренное ускорение более сложных этапов игры в ущерб предыдущим недопустимо, так же как длительное «застревание» на одном каком-либо этапе игры. Это неблагоприятно сказывается не только на дальнейшем совершенствовании игровой деятельности, но и на общем психическом развитии ребенка. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует ее определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений. Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе ее развития. Термин «руководство игрой», обозначающий в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями, используется в единстве с термином «формирование». Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и играющего коллектива в целом .(Приложение1) При поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия для ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия. Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, т.е. поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами. 5
Достижение цели в проблемных игровых ситуациях всегда связано с затруднительными моментами, (как правило, с новыми, необычными условиями). Если эти затруднительные моменты лежат в «зоне ближайшего развития», то ребенок решает игровую задачу сам или с небольшой помощью старших.
В

одних

игровых

проблемных

ситуациях
дети ставятся перед необходимостью отображать и комбинировать в игре новые знания о мире.
В других – решать игровые задачи более сложными способами
.
В третьих – учатся ставить игровые цели
, планировать пути к их достижению.
В четвертых – овладевают умениями

самостоятельно
готовить или преобразовывать условия для игры. Таким образом, если игровые проблемные ситуации постепенно усложняются в разных направлениях, игра всегда интересна детям, они с удовольствием решают игровые задачи, проявляя максимум самостоятельности, активности . Для развития игры как самостоятельной детской деятельности, начиная с первых этапов ее развития, важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому решать их поэтапно усложняющимися способами и средствами. Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, но и единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры. Компоненты комплексного метода следующие:  планомерное обогащение жизненного опыта детей;  совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;  своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;  активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. Если жизненный опыт детей постоянно расширяется за счет более глубокого понимания интересных, новых явлений, конкретного назначения предметов, сущности взаимоотношений людей, это постепенно обогащает содержание игры. Передача игрового опыта может быть организована двумя формами:
1) специальные обучающие игры;

2) игра воспитателя с детьми
, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным. 6
Потребность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности, приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе; .
Литература
1. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2 – е изд. – Мн.: Университет, 1999. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, 1997. 3. Голубева Л.Г.и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г.Голубева, М.В.Лещенко, К.Л.Печора; Под ред. В.А.Доскина, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ч. 1- 2 / Под ред. Н.В.Серебряковой, СПб., 1998. 5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. 6. Короткова Н.А., П.Г.Нежнов. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - №4. 7. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. 8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 9. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996. 11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., Воронеж, 1995. 12. Яковлева Ф.Д. Учимся играть. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 7

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 8

Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей
Ф.И.О. воспитателя__________________________________________ Группа_________________________ Кол-во детей_________________ Начало режимного момента__ч___мин, окончание__ч___мин Дата______ __________ __________ Примечания: Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 баллов. Баллы 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований. 2. Создание условий для игровой деятельности детей:  наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов;  эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.;  соблюдение игрового режима;  организация начала игры, побуждение детей к игре. 3. Готовность педагога к руководству игрой, используемые приёмы руководства, педагогический такт, эмоциональный фактор, стиль общения с детьми. 4. Приёмы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей: полное управление, занятие позиции «играющего партнёра», умение во время включиться в игру и взять инициативу на себя или незаметно выйти, передав инициативу детям. 5. Соблюдение методики проведения игры:  ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета; постановка задач, ц е л е й ; проектирование развития игры;  использование различных приёмов, направленных на повышение целеуст ремлённо сти, а к т и в н о с т и , самостоятель-ности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.);  Доиграли ли до конца  подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры 6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности. 7. Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей. Итого: Средний балл: Вывод:________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего______________________ Подпись проверяемого_________________________________ 9

Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей
Ф.И.О. воспитателя______________________________________ __________________________________________________ Группа________________ Кол-во детей_____________________ Дата______ __________ __________ Примечания: Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 балл. Баллы 1. Соблюдение игрового режима. 2. Оборудование игровых зон:  для сюжетно-ролевых игр;  для интеллектуально-познавательных игр;  для подвижных игр.  для строительно-конструктивных игр 3. Эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.; 4. Расположение и хранение игрушек (порядок, доступен ли игровой материал для использования его детьми) 5. Соблюдение правил пользования игрушками. 6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности детей. 7. Развитие чувства ответственности у детей за сохранение игрушек и умение приводить их в порядок. 8. Использование моделей, условных обозначений для самостоятельной игровой деятельности детей. 9. Роль родителей в изготовлении атрибутов для игровой деятельности Итого: Средний балл: Вывод:_____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего____________________ Подпись проверяемого_________________________________ 10

Выявление уровня игровых ЗУН у детей
Ф.И.О.воспитателя____________________________________________ ______ Группа___________________________________кол-во детей_______________ Начало режимного момента___ч____мин, окончание___ч____мин Дата Примечания: Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 балл. Баллы 1. Организация детьми игры: сговор на игру, планирование сюжета, обозначение и создание игрового пространства. 2. Умеет ли пользоваться моделями, схемами, чертежами? 3. Умеет ли отражать реальные факты или события, знания о профессиях взрослых и т.д.? 4. Умеют ли дети распределять роли? 5. Проявляет ли творчество, фантазию в создании игры, выборе тем и т.п., изменяет ли предметно-игровую среду с учётом практического и игрового опыта (игрушки- заместители, игровой материал)? 6. Умеет ли ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности? 7. Есть ли у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, формируются ли способности управлять своим поведением? 8. Выполняет ли этические нормы поведения во время игры: доброжелательность, умение договариваться, взаимопомощь, справедливость и т.п.? 9. Соблюдает ли правила пользования игрушками? 10 Имеет ли навыки по самообслуживанию: умение самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры? 11 Умение детей завершать игру. Итого: Средний балл: Вывод:________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: ______________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего______________________ Подпись проверяемого______________________ 11

Анализ театрализованной игры
Ф.И.О. воспитателя__________________________________________ Группа_________________________ Кол-во детей_________________ Начало режимного момента__ч___мин, окончание__ч___мин Название игры____________________________________________ Дата_____ ____________ Примечания: Критерии: полное выполнение требований – 3 балла; частичное – 2; невыполнение требований– 1 балл. Баллы 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований. 2. Кто является инициатором игры 3. Наличие атрибутики 4. 5. 6. Как осуществлялось распределение ролей Взаимоотношения детей в игре -Доброжелательность -Умение договариваться -Сопереживание -Чуткость -Справедливость -Взаимопомощь -Отзывчивость (нужное подчеркнуть) Отрицательные проявления во взаимоотношениях -Конфликт и его разрешение -Агрессивность -Споры -Желание всегда быть первым -Грубость в обращении (нужное подчеркнуть) Творческие проявления детей: В выборе темы игры, распределения ролей, движениях, создания и использовании условий и атрибутов, придумывании вариантов знакомых литературных произведений 7. Самостоятельность и выразительность в передаче образов 8. Роль воспитателя: -Предлагает тему для игры -Помогает распределить роли -Вносит интересные предложения по организации игры -Играет вместе с детьми -Наблюдает за играми детей, их поведением -Помогает советами -Оказывает помощь в реализации знаний, развития сюжета (нужное подчеркнуть) 9. Окончание игры, подведение итогов 10 Длительность игры Итого: Средний балл: Вывод:____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего ______________________ Подпись проверяемого _______________________ 12
13


В раздел образования