Автор: Топилина Лилия Гарибальдиевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ОГБПОУ УКИКСТ Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие видов искусства на занятиях ФО Раздел: дополнительное образование
Л.Г. Топилина,
преподаватель ОГБПОУ УКИКСТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО КАК
УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА - МУЗЫКАНТА
«..любое искусство все время пытается
быть похожим на музыку..»
А.П. Чехов
Требования,
предъявляемые
сегодня
к
современному
педагогу
искусства
продиктованы
необходимостью
формирования
человека
мобильного, универсального, способного к интеграции знаний, что поможет
ему
в
дальнейшем
ориентироваться
на
рынке
труда
На
расширение
функциональных возможностей выпускника направлены стандарты третьего,
четвертого поколения.
Среди множества профессий – профессия педагога не совсем обычная.
Педагоги заняты «приготовлением» нашего будущего, они воспитывают тех,
кто завтра сменит нынешнее поколение.
Актуальными
проблемами
современного
музыкального
образования
являются использование комплексного подхода в преподавании музыки на
основе
взаимодействия
различных
видов
искусств;
внедрение
новых
образовательных
технологий;
использование
современных
методов
инновационных форм работы. музыкального воспитания.
Изучением взаимосвязей между видами искусств занималимсь такие
ученые
и
искусствоведы,
В.Д.Остроменский,
В.В.Медушевский,
Д.К.Кирнарская, А Г.Юсфин и др.
Определяя «музыку, как живое искусство, несущее в себе чувства и
мысли человека, жизненные идеи и образы», Д.Б. Кабалевский считал, что
весь
педагогический
процесс
необходимо
дополнить
полихудожественной
направленностью. Его
программа
может
служить
ярким
примером
взаимодействия
музыки
и
живописи,
где
на
первый
план
выходит
формирование
целостного
восприятия
музыкального
и
художественного
образа, умение «видеть музыку» и «слышать живопись».
Под
полихудожественным
воспитанием
студентов
подразумевается
такая
форма
приобщения
к
искусству,
которая
позволяет
понять
истоки
разных
видов
художественной
деятельности
и
приобрести
базовые
представления и навыки в области каждого искусства.
Виды
искусства
многочисленны,
границы
между
ними
гибки
и
подвижны. В полном объеме художественная картина мира не может быть
дана средствами какого-нибудь одного из них.
Мысль Леонардо да Винчи, что музыка ― это главнейший из видов
искусств, должна быть заложена в сознание студентов. Фортепиано с его
универсальными
возможностями
и
богатейшим
тембро-
динамическим
потенциалом несомненно является основой для взаимодействия разных видов
искусства
–
музыки,
изобразительного
искусства,
слова
–
в
процессе
совершенствования
профессиональных
компетенций
будущего
педагога
искусства.
Итальянский
пианист
и
теоретик
пианизма
Фурруччо
Бузони
называл рояль «великолепным актером, К.С. Станиславский в своей книге
«Работа
актера
над
собой»,
так
характеризует
процесс
создания
роли
актером: «мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора и
режиссера, оживляем его и дополняем своим воображением». Эти слова
применимы
к
музыканту.
Комплексное
сочетание
музыки,
слова,
изобразительного
искусства
на
уроках
форт е пиа но способствует
формированию
комплекса
профессионально
значимых
качеств
будущего
педагога искусства: умение образно, увлекательно представить музыкальный
материал,
усиливая эмоциональное
воздействие
музыки
на
учащихся,
помогает
осознать себя не только как «инструмент» передачи информации
учащимися,
но
прежде
всего
,
как
человека
,
транслирующего
духовные
ценности.
Взаимодействие
искусств
способно
раскрыть
перед
студентами
множество градаций ощущений и представлений, которые помогут найти
нужный
штрих,
динамику,
выстроить
форму
произведения
:
В
процессе
работы над музыкальным произведением мы добиваемся от студента нужного
прикосновения к инструменту, должной динамики, целостной музыкальной
формы
произведения.
«Оркеструя»
фортепианную
фактуру,
используя
слуховые ассоциации со звучанием других музыкальных инструментов, с
выразительностью
человеческой
речи,
мы
добиваемся
воплощения
соответствующего настроения в музыке, т.е. взаимодействие искусств на
занятиях
фортепиано
наглядно
демонстрирует
достижение
нужного
результата.
В процессе работы над музыкальным произведением мы охватываем
разные
эпохи,
жанры,
стили,
проводим
аналогии,
сопоставляя
виды
искусства
литературу,
живопись,
театральное
искусство.
Изобразительное
искусство
использует
цвет,
форму,
пропорции,
композицию,
детальное
воспроизведение
на
фоновой
окраске.
Линия
на
бумаге
может
отражать
прием исполнения пьесы. Цветные ассоциации «срабатывают» при образном
восприятии
музыки:
светлые
тона
соответствуют
светлому,
спокойному
настроению
музыки,
темные
тона
тревожному
характеру
произведения.
Использование живописной техники также может соответствовать характеру
музыки. Композиция может соответствовать форме пьесы - начало действия,
его развитие, завершение. «Оркеструя» фортепианную фактуру, используя
слуховые
ассоциации
мы
сравниваем
звучанием
других
музыкальных
инструментов,
с
выразительностью
человеческой
речи,
добиваясь
воплощения соответствующего настроения в музыке.
Наиболее
близкие
и
продуктивно
значимые
связи
музыка
имеет
с
литературой и живописью. Применяя специфическую терминологию, можно
сопоставить
стихотворные
размеры
в
литературе
(ямб,
хорей,
анапест,
дактиль, амфибрахий) и музыкальные размеры - двух, трех, четырех и т.д..
Действие
в
литературном
произведении
развивается
поэтапно
(пролог,
завязка,
основная
часть,
эпилог).
Музыка
создает
образы
посредством
мелодии,
гармонии,
ритма,
динамики,
особой
интонации.
Литература
связывает
в
единое
целое
слова,
образные
определения
и
сравнения,
метафоры,
эпитеты
и
т.д.
Литература
и
музыка
имеют
общие
корни
в
структуре изложения материала.
На основе общих средств художественной выразительности, опираясь
на свой музыкальный и жизненный опыт, обучающийся находит параллели в
различных видах искусства, раскрывая художественный образ музыкального
произведения, что помогает создать целостное представление о музыкальном
произведении.
Таким
образом
взаимодействие
искусств
на
занятиях
в
классе
фортепиано способствует более глубокому и точному пониманию образного
содержания музыкального произведения,
мотивирует студента к созданию
модели
учебных
занятий
с
использованием
разных
видов
искусств
и
становится
необходимым
педагогическим
условием
для
формирования
профессиональных компетенций будущего педагога музыканта.
Список литературы
1.
Абдуллин
Э.
Теория
и
практика музыкального
обучения
в
общеобразовательной школе. М., 1983.
2.
Азаров Ю. Искусство воспитывать. М., 1979.
3.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978.
4.
Галеев Б. Светомузыка в системе искусств. Казань, 1991.
5.
Галеев Б. Театрализованные представления «Звук и Свет» под
открытым небом. Казань, 1991.
6.
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
7.
Кабалевский Д. Музыка и музыкальное воспитание: статьи и
выступления разных лет. М., 1984.
8.
Кабалевский Д. Педагогические размышления. М., 1986.
9.
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? М., 1989.
10.
Кирнарская Д. Музыкальные способности, М., 2004.
11.
Кирнарская Д. Музыкальное восприятие, М., 1997.
12.
Кирнарская Д. Классическая музыка для всех, М., 1998.
13.
Коган Г. Работа пианиста. М., 2004.
14.
Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
15.
Ме д у ш е в с к и й
В .
О
з а ко н ом е р н о с т я х
и
с р е д с т в а х
художественного воздействия музыки. М., 2010.
16.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988.
17.
Нейгауз Г. Воспоминания, письма, материалы. М., 1992.
18.
Рубинштейн С. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
19.
Холодная М. Психология интеллекта: парадоксы исследования.
М., 1997.