Напоминание

"Тема красоты и гармонии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком…", "Утес"


Автор: Шигапова Бария Халитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 имени Баки Урманче"
Населённый пункт: город Нижнекамск РТ
Наименование материала: конспект урока литературы в 6 классе
Тема: "Тема красоты и гармонии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком…", "Утес"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок литературы в 6 ом классе

«Тема красоты и гармонии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова

«Листок», «На севере диком…», «Утес»

Цель
: ознакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю.Лермонтова; продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста; углублять работу над понятием антитеза» воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.
Оборудование
: дубовый листок, репродукция картины И.Шишкина «На севере диком…».
Тип урока
: комбинированный.
Теория литературы
: антитеза.
ХОД УРОКА

I.Опрос по домашнему заданию

«Чтение с вдохновением»
- Удалось ли вашим одноклассникам передать интонацией чувства и переживания поэта? - Кому это удалось в большей степени? За счет чего?
II. Актуализация опорных знаний
- Кто автор прозвучавшего стихотворения? - Что вы о нем знаете?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня я принесла на урок дубовый листок. - Что вы можете сказать о нем? Какой он? - Могли ли вы посвятить этому листку стихотворение? - О чем бы вы в нем написали?
IV. Постановка цели и задач урока

V. Работа над темой урока

1. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Листок»

2. Анализ стихотворения

- О чем это стихотворение? -Что хотел рассказать нам Лермонтов? Какую историю?
Словарная работа
Чинара – дерево, восточный платан. - Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? (Листок замерзший, убитый горем, потому что он далеко от родины, чинара – высокомерна, молода, избалована.) - Откуда дубовый листок? (С севера) - Где растет чинара? (На юге)
3. Теория литературы

Запись в словарь литературоведческих терминов
Учитель. Мы с вами уже знакомы с понятием антитеза. - Что за прием? - Всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту? - На чьей стороне симпатии читателя? (На стороне пыльного листка, тоскующего по родине)
4. Выразительное чтение стихотворения учащимися по ролям
- продумайте интонацию стихотворения.
5. «Творческая лаборатория»
- Нарисуйте в тетради дубовый листок. - Напишите на его изгибах название чувств, эмоций, которые, по вашему мнению, испытывал поэт, когда писал это стихотворение. - Поменяйтесь тетрадями - Правильно ли вы почувствовали настроение автора?
6. Тема красоты и гармонии в стихотворении «На севере диком…»

1) «Картинная галерея»
- Рассмотрите картину И.Шишкина «На севере диком…». Какие чувства она у вас вызывает? - Какие краски использовал художник: теплые или холодные? Для чего? Как вы думаете, почему картина так называется?

2) Выразительное чтение стихотворения учителем

3) «Давайте разберемся»
- Использовал ли М.Ю.Лермонтов прием антитезы в стихотворении? Почему вы так считаете? - Как вы думаете, почему И.Шишкин нарисовал именно сосну, а не пальму? (Потому что родная природа Шишкину близка, ее легко изобразить.) - Какие эпитеты подобрал автор в стихотворении? Как они изменили стихотворение?
4) «Творческая лаборатория»
- Закройте глаза и представьте себя на месте сосны или пальмы. Помечтайте. - Расскажите, о чем вы мечтали, находясь в этом образе.
7. Выразительное чтение стихотворения «Утес»

8. Беседа
- Что объединяет стихотворения «Утес» и «На севере диком»? (Мотив одиночества) - Какие образы в стихотворении создал автор? (Образ утеса – великана и золотой тучки) - Можно ли что – то сказать о характерах образов? Какие они? Охарактеризуйте утес и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение? - Тучка – веселая, маленькая (молодая): тучка, а не туча, играет; умчалась. - Утес – великан, старый (в морщине); грустный (плачет); одинокий. - Почему плачет утес? О чем он задумался?
9. Творческое задание
- Придумайте, как можно помочь старому утесу. Что бы вы предложили, чтобы он не грустил? - Нарисуйте словесно утес и золотую тучку.
10. «Это интересно»
Русский писатель А.Приставкин первую строчку стихотворения «Утес» взял в качестве названия своего прозаического произведения, рассказывающего о страшных послевоенных годах взросления детей – сирот, их одиночестве.
VI. Рефлексия

1.Беседа
- Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?
- Какие бы вы создали образы, если бы писали стихотворение на тему одиночества?
2. «Приобретаем опыт»
1. Плохо, когда одиноко, нужно иметь друзей. 2. помоги тому, кому одиноко.
VII. Домашнее задание
Выучить по желанию одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова


В раздел образования