Напоминание

Современные требования ФГОС к организации образовательного процесса в ДОО


Автор: Осокина Инга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные требования ФГОС к организации образовательного процесса в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Современные требования ФГОС

к организации образовательного процесса в ДОО
Осокина И.А.,воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» ,г.Новокузнецк Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно- воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества. Это можно осуществить через деятельностный подход в дошкольном образовании. (рисунок 1 ) Основная
идея деятельностного подхода
связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка, т. е. в процессе реализации принципиально нового содержания программного образования (системных научных и 1
Система оценки: переход от метода

«контроля» к модели «обеспечение

качества»

Система оценки: переход от метода

«контроля» к модели «обеспечение

качества»

Важнейшие особенности

Важнейшие особенности

Ориентация на результат

Ориентация на результат

Реализация

деятельностного подхода

Реализация

деятельностного подхода

Планируемые результаты как

элемент целеполагания

Планируемые результаты как

элемент целеполагания

Новые механизмы

Новые механизмы

Ориентация системы образования на достижение качественно

новых результатов образования посредством реализации

парадигмы деятельностного развития

Ориентация системы образования на достижение качественно

новых результатов образования посредством реализации

парадигмы деятельностного развития

систематизированных знаний), соответствующих им методов обучения (моделирование, схематизация и др.), а также специфических дошкольных форм образования (игры, общения, познавательно-исследовательских, продуктивных видов). Данный подход предполагает, что педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а содействует восхождению дошкольника в самый высокий уровень опыта человечества - в понимание нравственных категорий (cправедливость, честность, благодарность и т.д.) и в овладение духовными ценностями. Одним из важных моментов реализации программы является планирование образовательного процесса. «Стандарт» не накладывает ограничений на формы плани - рования образовательной деятельности ДОУ. Следует ориентироваться на тот вид планирования, который рекомендует Примерная ООП ДО, на основании которой ДОУ создает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования». 2

Вариативность принципов построения образовательного процесса

Предметно-средовой принцип

Комплексно-тематический принцип
Пример - система М. Монтессори (начало XX века). Проблема, которую решает система Монтессори, — организация среды, соответствующей потребностям деятельно- го ребенка.
Главное решение проблемы — дидак-

тический материал, действия с которым

развивают ребенка.
Роль взрослого — создатель данного материала. Следовательно, самое главное в системе Монтессори — создание предметно- развивающей среды. Пространство группы организуется в виде зон (центров, уголков), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы должны быть доступны детям. Оснащение уголков изменяется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. (Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагог получает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом ин- дивидуальных особенностей детей) Суть данного принципа -
работа по

организующим моментам.
Эта работа помогает определить задачи и ориентиры, которые бы эмоционально увлекли, захватили бы всех детей на длительный срок, например на время подготовки к празднику. В ДОО используют событийный принцип как разновидность комплексно- тематического планирования. «Совместная игра детей и взрослого строится на основе сюжетно-событийного принципа, когда все ее участники включаются в большую игру-проживание, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определенной тематики...» Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каждый проект — это тема, которой объединены все виды деятельности детей
Варианты моделей образовательного процесса
Вариант 1.
Планирование по видам детской деятельности
Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей Виды детской деятельности Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, по- знавательную и иссле- довательскую активности детей Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов 3
Вариант 2.
Планирование по структурным компонентам образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей Непосредственн о образовательная деятельность Образователь- ная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа с детьми В вариантах 1 и 2
Совместная деятельность
строится:  на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;  на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;  на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;  на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.). Основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе -наличие/отсутствие интереса
Непосредственно

образовательная

деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач
В

режимные

моменты
осуществляется работа по формированию культурно- гигиенических навыков, воспитанию организованности и дис циплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну
Индивидуальная работа
- это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка
Самостоятельная деятельность
(самодеятельность):  предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно- пространственной образовательной среды;  обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;  позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 4
 содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;  позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым
Соотношение видов детской деятельности форм образовательной деятельности
При планировании образовательного процесса перед педагогами часто встают вопросы:  Как распределить различные виды и формы детской деятельности в течение дня?  Какую деятельность целесообразнее и логичнее запланировать для режимных моментов и для непосредственно образовательной деятельности?
Двигательная деятельность

Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей  Игровая беседа с элементами движений;  интегративная дея- тельность;  утренняя гимнастика;  -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;  игра;  контрольно- диагностическая дея- тельность;  экспериментирование;  физкультурное занятие;  спортивные и физ- культурные досуги;  спортивные состязания;  проектная деятельность  Игровая беседа с элементами движений;  интегративная дея- тельность;  утренняя гимнастика;  совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;  игра;  контрольно- диагностическая дея- тельность;  экспериментирование;  физкультурное занятие;  спортивные и физ- культурные досуги;  спортивные состязания;  проектная деятельность  Двигательная активность в течение дня;  игра;  утренняя гимнастика;  самостоятельные спортивные игры и упражнения и др.
Игровая деятельность

Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей 5
 Наблюдение;  чтение;  игра;  игровое упражнения  проблемная ситуация;  беседа;  совместная с воспитателем игра;  совместная со сверстниками игра;  индивидуальная  игра;  праздник;  экскурсия;  ситуация морального выбора;  проектная деятельность;  интегративная деятельность;  коллективное обобщающее занятие  Игровое упражнение;  совместная с воспи- тателем игра;  индивидуальная игра;  ситуативный разговор с детьми;  педагогическая ситуация;  беседа;  ситуация морального выбора;  проектная деятельность;  интегративная деятельность  Сюжетно- ролевая игра;  игры с правилами;  творческие игры
Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей
 Совместные действия;  наблюдения;  поручения;  беседа;  чтение;  совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;  рассматривание;  дежурство;  игра;  экскурсия;  проектная деятельность  Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка
Познавательно-исследовательская деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно

образовательная

деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей
6
 Сюжетно-ролевая  и г р а ;  рассматривание;  наблюдение;  чтение;  игра- экспериментирование;  развивающая игра;  экскурсия;  интегративная деятельность;  конструирование;  исследовательская  деятельность;  рассказ;  беседа;  создание коллекций
;
 проектная деятельность;  экспериментирование
;
 проблемная ситуация  Рассматривание;  наблюдение;  чтение;  игра- экспериментирование;  развивающая игра;  ситуативный разговор с детьми;  экскурсия;  интегративная деятельность;  конструирование;  исследовательская  деятельность;  рассказ;  беседа;  создание коллекций;  проектная деятельность;  экспериментирование;  проблемная ситуация  Познавательно-  исследовательская деятельность по инициативе ребенка
Коммуникативная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно

образовательная

деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей
 Чтение;  обсуждение;  рассказ;  беседа;  рассматривание;  игровая ситуация;  дидактическая игра;  интегративная дея- тельность;  чтение;  беседа о прочитанном;  инсценирование;  викторина;  игра-драматизация;  показ настольного театра;  разучивание стихотворений;  театрализованная игра;  режиссерская игра;  Ситуация общения в процессе режимных моментов;  дидактическая игра;  чтение (в том числе на прогулке);  словесная игра на прогулке;  наблюдение на прогулке;  труд;  игра на прогулке;  ситуативный разговор;  беседа;  беседа после чтения;  экскурсия;  интегративная деятельность;  разговор с детьми;  разучивание стихов, потешек;  Сюжетно-ролевая игра;  подвижная игра с текстом;  игровое общение;  общение со свер- стниками;  хороводная игра с пением;  игра-драматизация;  чтение наизусть и отгадывание загадок  в условиях книжного уголка;  дидактическая игра 7
 проектная деятельность;  интегративная деятельность;  решение проблемных ситуаций;  разговор с детьми;  создание коллекций;  игра  сочинение загадок;  проектная деятельность;  разновозрастное общение;  создание коллекций
Восприятие художественной литературы и фольклора

Формы образовательной деятельности

Непосредственно

образовательная

деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей
 Чтение;  обсуждение;  рассказ;  беседа;  игра;  инсценирование;  викторина  Ситуативный  разговор с детьми;  игра (сюжетно- ролевая, театрализованная);  продуктивная деятельность;  беседа;  сочинение загадок;  проблемная ситуация  Игра;  продуктивная деятельность;  рассматривание;  самостоятельная деятельность в книжном уголке и в театральном уголке  (рассматривание, инсценировка)
Изобразительная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно

образовательная

деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей
 Занятия (рисование, аппликация, конструирование и художественное конструирование, лепка);  изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;  экспериментирование;  рассматривание эстети- чески привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;  Наблюдение;  рассматривание эстетически привле- кательных объектов природы;  игра;  игровое упражнение;  проблемная ситуация;  конструирование из песка;  обсуждение (про- изведений искусства, средств выра- зительности и др.);  создание коллекций  Украшение личных предметов;  игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);  рассматривание эстетически привле- кательных объектов природы, быта, про- изведений искусства;  самостоятельная изобразительная де- ятельность 8
 игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);  тематические досуги;  выставки работ декора- тивно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи;  проектная деятельность; создание коллекций
Музыкальная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образова-

тельная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей
 Слушание музыки; экспериментирование со звуками;  музыкально- дидактическая игра;  шумовой оркестр;  разучивание музыкаль- н ы х игр и танцев;  совместное пение;  импровизация;  беседа интегративного характера;  интегративная деятель- ность;  совместное и индивиду- альное музыкальное исполнение;  музыкальное упражнение;  попевка;  распевка;  двигательный пластиче- ский танцевальный этюд;  творческое задание;  концерт-импровизация;  танец;  музыкальная сюжетная игра  Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов;  музыкальная под- вижная игра на прогулке;  интегративная деятельность;  концерт-импровизация на прогулке  Музыкальная дея- тельность по инициативе ребенка
Конструирование из разного материала
9

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образова-

тельная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей
 Занятия (конструирование и художественное кон- струирование);  экспериментирование;  рассматривание эстети- чески привлекательных объектов;  игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые);  тематические досуги;  проектная деятельность;  конструирование по об- разцу, модели, условиям, теме, замыслу;  конструирование по простейшим чертежам и схемам  Наблюдение;  рассматривание эстетически привле- кательных объектов природы;  игра;  игровое упражнение;  проблемная ситуация;  конструирование из песка;  обсуждение (про- изведений искусства, средств выразительности и др.)  Игры (дидактиче- ские, строительные, сюжетно- ролевые);  рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;  самостоятельная конструктивная деятельность Личностный подход позволяет взглянуть на проблему развития ребенка с точки зрения развития его мотивационной сферы, с точки зрения осмысленности детской деятельности и самодеятельности. К основным принципам личностного подхода психологи относят следующие: 
самоактуализации
В каждом ребенке существует потребность в актуализации (проявлении) своего потенциала: интеллектуального, творческого, физического. Важно пробудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих природных задатков и способностей; 
индивидуальности
С о з д а н и е у с л о в и й д л я ф о р м и р о в а н и я индивидуальности личности ребенка и воспитателя -главная задача ДОУ. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию; 
субъектности
Индивидуальность присуща лишь человеку, обладающему субъектными полномочиями и умело использующему их в построении деятельности, общения и отношений; 
выбора
Без выбора невозможно развитие индивидуальности и с у бъ е к т н о с т и , с п о с о б н о с т е й р е б е н к а . Педагогически целесообразно, чтобы он жил, 10
обучался и воспитывался в условиях постоянного выбора; 
творчества и успеха
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать и н д и в и д у а л ь н ы е о с о б е н н о с т и р е б е н к а и уникальность группы. Благодаря творчеству он выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности с по с обс т вуе т формированию позитивной « Я - ко н ц е п ц и и » личности; 
доверия и поддержки
Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного по характеру образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности личностно- ориентированными технологиями образования детей. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению д о л ж н ы п р и й т и н а с м е н у и з л и ш н е й требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация ребенка усиливает успех обучения и воспитания.
Деятельностный подход
в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект, т.е. ребенок выступает как деятель, принимающий программу взрослого как свою, а не просто как исполнитель его воли.
Литература
1. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография [Текст] / В. А. Адольф, И. Ю. Cтепанова. – Красноярск, КГПУ, 2005. - 213 с. 2. Гендин А. М. Качество подготовки педагогических кадров и актуальные проблемы повышения их квалификации / А. М. Гендин, Н. И. Дроздов, М. И. Сергеев, Р. А. Майер, М. И. Бордуков - КГПУ, 2005. - 316 с. 11
3. Ильина, Н. Ф. Профессиональное образование как условие профессионального развития педагога [Текст] / Н. Ф. Ильина // Теория и практика профессионализации: опыт и перспективы : сборник статей / под общ. ред. Г.А. Гуртовенко. – Красноярск : ККИПКРО, 2005. – С. 16-27 4 . Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. – 1996. – № 2. – С. 14-21. 5. Леонтьев А.Н. Теория личности. // Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник – К.: Рута, 2001. – 174 с. 6. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова – М.: Магистр, 1997. – 223 с. 12


В раздел образования