Урок – деловая игра по литературе в 9 классе "И это всё о ней…" (Н. М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза")
Автор: Дьячкова Оксана Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по увр Учебное заведение: МОУ "Новоигирменская СОШ № 3" Населённый пункт: п. Новая Игирма Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок – деловая игра по литературе в 9 классе "И это всё о ней…" (Н. М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза") Раздел: среднее образование
Дьячкова О. Н.,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
п. Новая Игирма
Иркутской области
Урок – деловая игра по литературе в 9 классе
Тема: «И это всё о ней…»(Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»)
Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи.
Д. Х. Джебран
Цель:
- дать понятие «сентиментализм»,
- определить признаки сентиментализма в повести, её жанровые особенности,
- воспитание нравственных качеств.
Ход урока:
I. Приветствие. Оргмомент.
II. Проблемная ситуация: (беседа)
- Прочитайте эпиграф к уроку. Что-то смутило в словах Д. Х. Джебрана?
- Как называются слова, которые по смыслу являются антонимами только в определённом
тексте? С какой целью автор может употребить данные пары слов?
- Встречались ли с понятием «сентиментализм»? В чём особенность произведений этого
литературного направления? Приведите примеры.
- Предлагаю разобраться в проблеме, представив себя журналистами, исследующими этот
вопрос по заданию журнала «Сверчок» (- Что вам известно о данном журнале?) на примере
прочитанной вами повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
(класс распределяется по группам)
III. Работа по теме урока.
1) Задания для групповой поисковой работы
1 группа «Биографы»: Исследовать материал учебника, дополнительные источники и
представить рубрику «Интересные факты из биографии Н. М. Карамзина» (прил. 1)
2 группа «Исследователи»: Изучив текст повести, представить рубрику «О беззаветной
любви и предательстве» (прил. 2)
3 группа «Критики»: Изучить статьи литературных критиков о повести «Бедная Лиза» и
о героине для рубрики «Критические заметки» (прил. 3)
4 группа «Иллюстраторы»: Найти иллюстрации к повести, описать их. Создать свои
иллюстрации, прокомментировать изображения (прил. 4)
5 группа «Знаете ли вы?»: Подобрать задания для проверки знания текста (прил. 5)
6 группа «Толковый словарь»: Дать толкование терминам («сентиментализм», жанровые
особенности, нравственные качества)
2) Группы работают с источниками, подбирают материалы и оформляют листы по
рубрикам (формат А2).
IV. Презентация рубрик - создание рукописного журнала «Сверчок».
V. Самооценка (оценочные листы)
VI. Домашнее задание: написать письмо героям повести от лица их современника.