Напоминание

Русская лапта как средство реализации личностно- ориентированного подхода на уроках физической культуры


Автор: Кравцова Ирина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Русская лапта как средство реализации личностно- ориентированного подхода на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Русская лапта как средство реализации личностно - ориентированного подхода на уроках физической культуры. МБОУ СОШ №46 Кравцова Ирина Владимировна Своей главной задачей учителя физической культуры считаю сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения. Стараюсь, чтобы в каждый урок были включены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Считаю необходимым повышать мотивацию каждого ребенка к учебной деятельности развивать интерес к занятиям, поощрять стремление к достижению высоких результатов. Главная цель - достижения высокого уровня здоровья, как никогда актуальна сегодня. Игра оздоровительно влияет на основные системы организма: опорно-двигательный аппарат, сердечно сосудистую, дыхательную, нервную системы. Лапта - старинная игра, была известна уже в десятом веке нашей эры. Игры на Руси никогда не были простыми забавами, а являлись одним из средств подготовки подрастающего поколения к жизни. Дети, стремясь подражать взрослым, имитировали в своих действиях трудовую, семейную, боевую деятельность взрослых. "Дочки-матери" копировали семейную жизнь. Перетягивание каната заимствовано из трудовой практики моряков, рыбаков, строителей. Лапта же была игрой, имитирующей боевую оборонительную деятельность. В её основе лежит борьба за город. Не одно поколение выросло на этой игре. С большим увлечением в лапту играл великий полководец А.В. Суворов создатель "Науки побеждать". Основные принципы: быстрота, глазомер, натиск и другие - как будто взяты из лапты. На протяжении многих веков лапта, конечно, видоизменялась. Появилось множество вариантов. В том числе и американский бейсбол, который является нашей лаптой приспособленной к местным условиям. Её через Дальний восток и Аляску принесли в Калифорнию наши переселенцы. Во многих исторических памятниках письменности сохранилось упоминание об этой игре. При раскопках древнего Новгорода были найдены деревянные биты и самодельные мячи. Лапту называли по-разному : «шибка», «битка», «хлопка», игра « в беглые», «в шары» и т.д. Автор игры неизвестен, да и наверное, его нет, это игра народная. Совершенствуясь из поколения в поколение, она дошла до нас ещё далёкая от совершенного вида. Известно, что и во времена Петра 1 лапта пользовалась большой популярностью. В похожие на лапту игры играют в настоящее время и за рубежом: в Польше, Румынии, Финляндии, США и других странах. В Америке существуют частные национальные клубы, это клубы, в которых стараются сохранить народные традиции. Эти клубы содержат выходцы из России. В Финляндии
эта игра называется «пессопалло», в Германии – «шлагбал», в Румынии – «ойна», в Болгарии – «народка топка»… Точность, сила, быстрота, ловкость, выносливость, внимание, смекалка, твердость удара руки, глазомер и сила броска все это развивает игра в лапту. Одно из ценнейших качеств, которые приобретаются в игре - умение видеть все, что происходит вокруг, и молниеносно принимать решения в зависимости от быстро меняющейся ситуации. Решение поставленных задач на уроке осложняется тем, что в классах обучаются дети с разным уровнем физического развития, подготовленности, медицинских групп. Лапта позволяет решать поставленные задачи с любым контингентом учащихся. По сути, лапта - это повторный метод тренировки в легкой атлетике. Именно в этом ее огромное преимущество. Дети менее подготовленные стремятся подражать сильным игрокам, выполняя при этом дифференцированную нагрузку, соответствующую их подготовке. Сильные и подготовленные дети в игровой ситуации выполняют максимально возможную нагрузку "заражая" своим примером остальных. Игра вызывает живой интерес у большинства детей. Хочу отметить, что среди доступных разновидностей этой игры, помимо мини-лапты существует пляжная лапта, лапта на коньках. Это свидетельствует о том, что лапта способствует раскрытию творческих способностей человека. Использование игры «Русская лапта» как средства личностно ориентированного подхода в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся. Потребность в общении со своими сверстниками и ориентация играющих на здоровый образ жизни, формирует личностные качества и позитивные черты характера. Кроме того, Русская лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. Игра на свежем воздухе, особенно в весенне- осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды. Изменения, произошедшие в социальных условиях жизни человека интенсификация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной активности людей зрелого и старшего возраста, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным нравственным и функциональным изменениям в состоянии здоровья детей. В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать.
Решению этой проблемы способствуют занятия народной игрой «Русская лапта». Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость. Воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками. Развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье. Ценность этой игры, как личностно – ориентированного средства заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки. Таким образом, эта игра - ценнейшее средство физической подготовки подрастающего поколения. Она может быть рекомендована для широкого применения в школах и других учебных заведениях. С помощью игры в лапту решаются задачи физического и нравственного оздоровления личности, достижения личностных и метапредметных результатов в освоении предмета «физическая культура». Литература: В.И.Ковалько Г.А.Колоднецкий В.С.Кузнецов Л.Б.Кофман В.А.Лепешкин


В раздел образования