Русская лапта как средство реализации личностно- ориентированного подхода на уроках физической культуры
Автор: Кравцова Ирина Владимировна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46 Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: Русская лапта как средство реализации личностно- ориентированного подхода на уроках физической культуры Раздел: среднее образование
Русская лапта как средство реализации личностно - ориентированного
подхода на уроках физической культуры.
МБОУ СОШ №46
Кравцова Ирина Владимировна
Своей главной задачей учителя физической культуры считаю
сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения. Стараюсь, чтобы
в каждый урок были включены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым
образом жизни. Считаю необходимым повышать мотивацию каждого ребенка
к учебной деятельности развивать интерес к занятиям, поощрять стремление
к достижению высоких результатов.
Главная цель - достижения высокого уровня здоровья, как никогда актуальна
сегодня. Игра
оздоровительно влияет на основные системы организма:
опорно-двигательный аппарат, сердечно сосудистую, дыхательную, нервную
системы. Лапта - старинная игра, была известна уже в десятом веке нашей
эры. Игры на Руси никогда не были простыми забавами, а являлись одним из
средств
подготовки подрастающего поколения к жизни. Дети, стремясь
подражать взрослым, имитировали в своих действиях трудовую, семейную,
боевую
деятельность
взрослых.
"Дочки-матери"
копировали
семейную
жизнь. Перетягивание каната заимствовано из трудовой практики моряков,
рыбаков,
строителей.
Лапта
же
была
игрой,
имитирующей
боевую
оборонительную деятельность. В её основе лежит борьба за город. Не одно
поколение выросло на этой игре. С большим увлечением в лапту играл
великий полководец А.В. Суворов создатель "Науки побеждать". Основные
принципы: быстрота, глазомер, натиск и другие - как будто взяты из лапты.
На протяжении многих веков лапта, конечно, видоизменялась. Появилось
множество
вариантов.
В
том
числе
и
американский
бейсбол,
который
является нашей лаптой приспособленной к местным условиям. Её через
Дальний восток и Аляску принесли в Калифорнию наши переселенцы. Во
многих исторических памятниках письменности сохранилось упоминание об
этой игре. При раскопках древнего Новгорода были найдены деревянные
биты и самодельные мячи. Лапту называли по-разному : «шибка», «битка»,
«хлопка», игра « в беглые», «в шары» и т.д. Автор игры неизвестен, да и
наверное,
его
нет,
это
игра
народная.
Совершенствуясь
из
поколения
в
поколение, она дошла до нас ещё далёкая от совершенного вида. Известно,
что и во времена Петра 1 лапта пользовалась большой популярностью. В
похожие на лапту игры играют в настоящее время и за рубежом: в Польше,
Румынии,
Финляндии,
США
и
других
странах.
В
Америке
существуют
частные национальные клубы, это клубы, в которых стараются сохранить
народные традиции. Эти клубы содержат выходцы из России. В Финляндии
эта игра называется «пессопалло», в Германии – «шлагбал», в Румынии –
«ойна», в Болгарии – «народка топка»…
Точность, сила, быстрота, ловкость, выносливость, внимание,
смекалка,
твердость удара руки, глазомер и сила броска все это развивает
игра в лапту. Одно из ценнейших качеств, которые приобретаются в игре -
умение
видеть
все,
что
происходит
вокруг,
и
молниеносно
принимать
решения
в
зависимости
от
быстро
меняющейся
ситуации.
Решение
поставленных задач на уроке осложняется тем, что в классах обучаются дети
с разным уровнем физического развития, подготовленности, медицинских
групп. Лапта позволяет решать поставленные задачи с любым контингентом
учащихся.
По
сути,
лапта
-
это
повторный
метод
тренировки
в
легкой
атлетике.
Именно
в
этом
ее
огромное
преимущество.
Дети
менее
подготовленные стремятся подражать сильным игрокам, выполняя при этом
дифференцированную нагрузку, соответствующую их подготовке. Сильные и
подготовленные
дети
в
игровой
ситуации
выполняют
максимально
возможную нагрузку "заражая" своим примером остальных. Игра вызывает
живой интерес у большинства детей. Хочу отметить, что среди доступных
разновидностей этой игры, помимо мини-лапты существует пляжная лапта,
лапта
на
коньках.
Это
свидетельствует
о
том,
что
лапта
способствует
раскрытию творческих способностей человека.
Использование игры «Русская лапта» как средства личностно
ориентированного
подхода
в
оздоровительных
целях,
несомненно,
будет
способствовать
формированию
и
совершенствованию
жизненно
важных
двигательных
умений
и
навыков,
повышению
функциональных
возможностей всех систем и органов организма занимающихся. Потребность
в общении со своими сверстниками и ориентация играющих на здоровый
образ жизни, формирует личностные качества и позитивные черты характера.
Кроме
того,
Русская
лапта
должна
повышать
анаэробные
возможности
человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в
экстремальных ситуациях. Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-
осенние
периоды,
без
сомнения,
должна
последовательно
повышать
устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а
также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Изменения, произошедшие в социальных условиях жизни человека
интенсификация
его деятельности, слабая физическая подготовка детей и
подростков, понижение двигательной активности людей зрелого и старшего
возраста, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных
внешних
факторов
прямо
или
косвенно
приводят
к
негативным
нравственным и функциональным изменениям в состоянии здоровья детей.
В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как
помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически
выгодный путь избрать.
Решению
этой
проблемы
способствуют
занятия
народной
игрой
«Русская лапта».
Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли
взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость. Воспитывала
удаль,
смелость,
находчивость,
ловкость,
решительность,
выдержку,
взаимоуважение между соперниками. Развивала быстроту и выносливость,
укрепляла здоровье.
Ценность
этой
игры,
как
личностно
–
ориентированного
средства
заключается
в
том,
что
начинать
заниматься
ею
можно
с
дошкольного
возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того,
для
игры
не
нужны
дорогостоящий
инвентарь,
специальная
спортивная
форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем,
так
как
включает
естественные
двигательные
действия
и
не
требует
от
игроков специальной подготовки.
Таким образом, эта игра - ценнейшее средство физической
подготовки подрастающего поколения. Она может быть рекомендована для
широкого применения в школах и других учебных заведениях. С помощью
игры в лапту решаются задачи физического и нравственного оздоровления
личности,
достижения
личностных
и
метапредметных
результатов
в
освоении предмета «физическая культура».
Литература:
В.И.Ковалько
Г.А.Колоднецкий
В.С.Кузнецов Л.Б.Кофман
В.А.Лепешкин