Автор: Конева Ольга Леонидовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 9" Населённый пункт: Коркино Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа внеурочной деятельности "Проба пера" Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Коркино
РАССМОТРЕНО:
На заседании МС
Протокол № ____
от « ___» __________2016г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
__________ С.А. Степанова
« ___» ____________ 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ «СОШ № 9»
__________ Е.С. Тельминова
« ___» _____________ 2016 г.
Программа
внеурочной деятельности
«Проба пера»
духовно-нравственного направления
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 11-12 лет (5 класс)
Автор программы:
Конева Ольга Леонидовна
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проба пера» в 5 классе составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
стандарта
на
основе
программы
дополнительного
образования
«Путешествие
в
страну
Поэзия»
(автор
И.Э.Гуткина) // М.: Изд. «Просвещение», 2014г.
и
Концепции
духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа рассчитана на 5 класс - 35 часа (1 час в неделю.)
Возраст ребят, участвующих в реализации программы – 10-11 лет.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к
творческой
работе,
развитию
у
детей
стремления
более
глубоко
изучать
поэтические
произведения,
познать
основы
художественного
слова
создана
программа
внеурочной
деятельности «Проба пера». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме,
познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают
писать стихи, малую прозу, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания
художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний допускают ошибки,
чувствуют неуверенность в своих силах. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои
творческие способности. Литературное творчество – это путь нравственного и идейного
становления ребёнка, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к
жизни, свое место в ней. Литературное творчество - всегда форма общения, поэтому в процессе
его
развиваются
такие
ключевые
компетенции
учащихся,
как
коммуникативная,
общекультурная,
ценно стно-смысловая,
а
т акже
компетенции
л и ч н о с т н о го
самосовершенствования, что способствует самовоспитанию и самовыражению учащихся.
Тот, кто приобщается к творчеству в каком- либо виде искусства, всегда более
компетентно
и
заинтересованно
судит
о
произведениях
искусства
в
данной
области,
обнаруживает
более
глубокие
знания
и
эрудицию.
Литературно-творческие
занятия
способствуют идейно-эстетическому воспитанию и развивают культуру чтения художественных
произведений.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности
ребёнка,
создают
благоприятные
условия
для
развития
творческого
воображения,
полёта
фантазии,
развития
правильной,
грамотной
речи,
развивают
способность
свободно,
нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Важно вовремя увидеть
творческие
способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность
проявить себя.
Цель программы:
Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать
умение
анализировать лирические произведения авторов; формировать компетентность в
области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Задачи внеурочной деятельности:
Программа ставит следующие задачи:
1)
освоение
детьми
более
глубоких
знаний
по
различным
аспектам
литературного
творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
2)
умение наблюдать, выражать свое мнение словом, правильно отбирать при этом языковые
средства, совершенствовать написанное, формировать представление о языке.
3)
формирование любви к поэзии, бережного отношения к слову
4) развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передавать свою мысль в
письменной и устной форме;
5) преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении
литературной деятельности;
6) формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры
общения со сверстниками.
Педагогические условия реализации программы:
В основе работы лежит принцип добровольности.
Основными
педагогическими
принципами,
обеспечивающими
реализацию
программы,
являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
*доступность.
Средства реализации целей и задач: лекции по теории стихосложения, беседы по отдельным
вопросам, практикумы, поэтические гостиные, творческие отчеты, оформление рукописной
книги, выступления перед различными аудиториями, встречи с местными поэтами, участия в
конкурсах
В
каждом
ребенке
заложены
огромные
творческие
возможности,
и
чтобы
их
развить,
желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности.
Увлечение
литературой,
стихосложением,
возможность
попробовать
самому
создать
художественное
произведение
способствуют
расширению
кругозора,
лучшему
усвоению
предмета в школе.
Используются следующие педагогические технологии:
проблемное, развивающее обучение,
игровая,
личностно-ориентированная,
интеграционная,
информационно-компьютерная
технологии.
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд
на
мир
в
его
органичном
единстве
и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской поэзии и поэзии других стран;
Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Умение
ориентироваться
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности,
Участие в поэтической жизни класса, школы и др.;
Развитие
художественного
вкуса,
проявляющего
себя
в
эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Предметные результаты
Формирование представления о роли поэзии в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
Формирование общего представления о поэзии;
Знание основных законов стихосложения,
Умение анализировать лирическое произведение, видеть
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих поэтических возможностей;
Формирование
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условием
ее
реализации
в
процессе
познания
содержания
художественных
образов;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные УУД:
понимание социальных функций поэзии (познавательной, коммуникативной, эстетической,
практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
понимание
жизненного
содержания
поэзии
на
основе
эмоционального
и
осознанного
отношения к разнообразным явлениям поэтической культуры своего региона, России, мира,
знаний о поэзии и поэтах, стихотворчества, участия в исследовательских проектах, различных
конкурсах поэтического творчества;
владение
первичными
навыками
работы
с
информационно-
компьютерными
средствами
(компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпены, Интернет).
Познавательные УУД:
наличие устойчивых представлений о поэтическом языке произведений;
владение словарем литературных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о
поэтическом произведении, а также во время собственного словотворчества;
поиск и использование в практической деятельности информации о поэзии (жанры, стили,
язык), поэтах, исторической эпохе (в том числе, с применением компьютерных средств);
владение
умениями
и
навыками
самостоятельного
интонационно-
образного
и
жанрово-
стилевого анализа художественных произведений на основе понимания природы поэзии и
использования различных видов словотворчества;
осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия поэзии;
закрепление
понимания
связи
поэзии
с
другими
видами
искусства
–
музыкой,
изобразительным искусством, кино, театром;
умение
проводить
сравнения,
сериацию,
классификацию
поэтических
произведений
различных жанров; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в
процессе размышлений о лирическом произведении (диалогический и монологический типы),
выполнения
диагностических
тестов,
самостоятельных
и
контрольных
работ,
участия
в
индивидуальных и групповых мини-исследованиях;
владение
умениями
постановки
и
формулирования
проблемы,
разработки
алгоритмов
поэтической деятельности при решении задач учебной деятельности, а также – творческого,
поискового,
исследовательского
характера
(включая
работу
в
сети
Интернет
с
помощью
родителей);
владение
формами
рефлексии
при
индивидуальной
оценке
восприятия
и
исполнения
поэтических произведений разных жанров, стилей, эпох;
участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов в учебной и
внеурочной деятельности (праздники, конкурсы, творческие вечера и др.);
использование знаний о поэзии и поэтах, полученных на уроках, при составлении домашней
библиотеки, фонотеки, видеотеки и пр.
Регулятивные УУД:
владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и создании
поэтических сочинений;
планирование собственных действий в процессе восприятия, создания поэтических текстов, а
также при организации проектно-исследовательской деятельности;
прогнозирование результата поэтической деятельности: форма выполнения, осмысленность,
обобщенность
действий,
критичность,
умение
применять
в
новой
учебной
и
жизненной
ситуациях, развернутость анализа лирического произведения;
понимание и оценка воздействия поэзии на собственное отношение к ней, собственной
поэтической деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к
мобилизации сил) в процессе работы над созданием стихотворения на уроке, внеурочных и
внешкольных формах деятельности.
Коммуникативные УУД:
совершенствование
умений
планирования
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками в процессе словотворчества;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о
поэзии, поэтах в процессе анализа и собственного словотворчества;
поиск
способов
в
разрешении
конфликтных
ситуаций
в
процессе
восприятия
поэзии,
размышлений
о
ней,
ее
исполнения;
формирование
навыков
развернутого
речевого
высказывания
в
процессе
анализа
лирического
произведения
(с
использованием
литературоведческих терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах
работы (включая исследовательскую деятельность и словотворчество);
совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной
и групповой поэтической деятельности;
совершенствование представлений учащихся о литературе своей Родины.
Ожидаемые результаты:
* рост познавательной и творческой активности у ребят;
* увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
* формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
* развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
*
повышение
уровня
обученности
школьников
и
качества
знаний
в
области
литературы,
культурологи, эстетики.
*создание рукописного альманаха, включающего собственные произведения учащихся
Оценка результативности:
В
качестве
форм
подведения
итогов
организуются
публичные
чтения
произведений
собственного
сочинения,
выступление
на
концертах,
общешкольных
линейках,
участие
в
различных конкурсах.
Тематическое планирование
№
Раздел, тема
Кол-
во
часов
Х а р а к т е р и с т и к а
о с н о в н ы х
в и д о в
деятельности
1
Вводное
занятие.
Что
т ако е
поэзия?
1
Беседа
о
поэзии
и
ее
назначении.
Проведение
викторины
по
творчеству
русских поэтов
2
Жанры поэзии.
1
Знакомство с лирическими жанрами; игра
«буриме»
3
Содержание
стихотворения.
Тема
и идея.
1
Знакомство
с
алгоритмом
а н а л и з а
произведения; определение темы и идеи в
стихах русских поэтов.
4
Лирический герой
1
Выявление
лириче ских
образов
в
стихотворении
5
Композиция
с т и хо т в о р е н и я .
Понятие строфы.
1
Анализ строфики стихотворения
6
Изобразительно-выразительные
средства
поэтического
языка.
Эпитет и сравнение.
1
Игра «Подбери тропы».
7-8
Практикум «Времена года»
2
Чтение и анализ стихотворений
русских
поэтов о природе
9
Метафора и ее разновидности
1
Анализ
стихотворений,
поиск
метафор,
создание собственных метафор
10-
11
Литературный
вечер
«Осенняя
пора. Очей очарованье…»
2
В ы с т у п л е н и е
с
п р о и з в е д е н и я м и
собственного сочинения об осени
12
Литота и гипербола. Перифраз
1
Анализ художественных средств
13
Анализ языка. Синтаксис.
1
Анализ синтаксических средств языка
14-
15
М е т р и к а .
Р а з м е р
с т и х а .
Двусложные размеры
1
Конкурс
на
написание
четверостиший,
написанных двусложным размером.
16-
17
Трехсложные размеры
1
написание
четверостиший
трёхсложным
размером.
18-
19
«В мастерской художника» (анализ
стихотворений)
2
Анализ стихотворений по плану
20
М у з ы к а
с л о в .
З в у к о в а я
организация стиха.
1
Анализ фонетического строя речи
21-
22
Поэзия и живопись
2
Рассматривание
различных
репродукций.
Переложение на стихотворный текст.
23-
24
«В
жизни
всегда
есть
место
подвигу…»
(пишем
стихи
о
защитниках Отечества)
2
Чтение
и
анализ
стихов
собственного
сочинения о защитниках Отечества
25-
26
Поэзия и музыка
2
П р о с л у ш и в а н и е
м у з ы к а л ь н ы х
произведение, создание стихотворений.
27-
28
Весенний пейзаж в лирике поэтов
XIX века. Конкурс стихов о весне
«Весенняя капель»
2
Конкурс стихов о весне «Весенняя капель»
29-
31
« П оход
з а
в д о х н о в е н ь е м » .
Экскурсия как способ получения
красочных образов
3
сочинение стихотворений
32-
34
И т о го в о е
з а н я т и е .
В ы п у с к
сборника «Проба пера».
3
Выпуск сборника «Проба пера».
IV.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?
Цель,
задачи,
содержание
программы
обучения.
Понятие
слов
«поэзия»,
«лирическое
произведение».
Решение
проблемы:
как
понимать
–
«Поэтом
можешь
ты
не
быть,
а
гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 2. Поэтические жанры.
Знакомство с лирическими
жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня,
стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Тема 3.Содержание стихотворения. Тема и идея.
Выявление лирического сюжета. Понятие переживания. Тема и идея. Истолкование названия.
Алгоритм анализа стихотворения.
Тема 4.Лирический герой.
Характеристика
лирического
героя.
Лирический
герой
и
автор.
Характеристика
иных
лирических образов (аллегорических, символических, образа-переживания, предметного мира).
Тема 5. Композиция стихотворения. Понятие строфы.
Композиционные части: кульминация, повествовательный, описательный фрагменты, строфы,
выражающие
чувства
и
эмоции,
строфы,
выражающие
прямое
высказывание.
Виды
композиций: кольцевая, композиция, основанная на контрасте, на антитезе. Строфика. Понятие
строфы. Виды строф по количеству строк и способу рифмовки: терцет, катрен, пятистишие,
шестистишие
(секстет),
октава,
нона,
триолет,
рондо,
терцин,
сонет,
одическая
строфа,
онегинская строфа и др. Рифмовка и ее виды( смежная, перекрестная, кольцевая). Сквозная и
вольная рифмы.
Тема 6. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Эпитеты. Сравнение.
Анализ
языка.
Лексические
средства
выразительности.
Эпитеты
и
их
виды:
постоянные,
изобразительные, лирические, сложные, метафорические. Сравнения и их роль в тексте.
Тема 7. Практикум «Времена года».
Анализ произведений русских классиков о природе с целью определения в них изобразительно-
выразительных поэтических средств. Сочинение собственных эпитетов и сравнений.
Тема 8. Метафора и ее разновидности.
Метафора. Олицетворение. Метонимия. Синекдоха.
Тема 9. Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…»
Выступление с произведениями собственного сочинения об осени.
Тема 10. Литота и гипербола. Перифраз.
Перифраз как употребление описательного выражения вместо названия или имени. Примеры
перифраза в произведениях русских классиков. Понятия литоты и гиперболы.
Тема 11. Анализ языка. Синтаксис.
Фигуры. Повторения (анафора, эпифора, стык, рефрен). Параллелизм. Перенос. Инверсия.
Умолчание. Риторические фигуры.
Тема 12. Метрика. Размер стиха. Двусложные размеры.
Выявление организации поэтической речи. Системы стихосложения. Размер и ритм. Стопа.
Рифма и ее виды. Двусложные размеры(ямб, хорей).
Тема 13. Трехсложные размеры.
Дактиль,
анапест,
амфибрахий.
Акцентный
стих.
Важнейшие
факторы
ритма:
пиррихий,
спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма, слово.
Тема 14. В мастерской художника» (анализ стихотворений)
Анализ стихотворений русских поэтов по плану.
Тема 15. Музыка слов. Звуковая организация стиха.
Анализ фонетического строя речи. Звукопись. Аллитерация и ассонанс.
Тема 16. Поэзия и живопись.
Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Рассматривание картин художников-абстракционистов (Петр Вальнюс и др.)с целью получения
необычных образов и выражений.
Тема 17. «В жизни всегда есть место подвигу…»
Создание стихотворений о защитниках Отечества
Тема 18. Поэзия и музыка.
Прослушивание музыкальных фрагментов разных жанров и направлений с целью получения
необычных образов и выражений. Связь музыки и поэзии. Настроение.
Тема 19. Весенний пейзаж в лирике поэтов XIX века. Конкурс стихов о весне «Весенняя
капель»
Анализ произведений русских поэтов о весне, о весенней природе. Создание собственных
стихотворений о весне.
Тема 20. «Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов.
Экскурсия в парк им. Федько. Краски и звуки природы как источник вдохновения. Создание
лирических произведений.
Тема 21. Итоговое занятие. Выпуск сборника «Проба пера».
Обобщение знаний и подведение итогов. Литературный вечер, на котором читаются стихи
собственного сочинения.
Литература:
Список использованной литературы для учителя:
1.
Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2001.
2.
Гаврилова Т.Н. Маленькое чудо. – М., 2001
3.
Карсалова Е. В.. "Стихи живые сами говорят…". – М., 2003.
4.
Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 1999.
5.
Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2003.
6.
Ратникова М.С. Солнышко между строк». – М., 2002.
7.
Эткинд Е. Разговор о стихах.
8.
. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. – М., 2006
Список использованной литературы для учащихся:
1.
Воителева Т.М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2002.
2.
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2001.
3.
М а т в е е в а
Т . В . О т
з в у к а
д о
т е к с т а .
–
В о л г о г р а д ,
2 0 0 5