Напоминание

"Если дружба велика – будет Родина крепка!"


Автор: Комарова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка СП д/с "Родничок"
Населённый пункт: с. Кротовка, Самарская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Если дружба велика – будет Родина крепка!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ СОШ «Образовательный центр» структурное подразделение детский сад «Родничок» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Если дружба велика – будет Родина крепка!» Конспект составила Старший воспитатель: Комарова Н.А. с. Кротовка – 2008 г.

Тема:
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Задачи:
Обучающие  Учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.  Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба». Активизировать словарь по данной теме.  Обобщить знания детей о Государственном флаге. Развивающие  Развивать коммуникативные навыки, эмпатию, чувства толерантности.  Развивать познавательный интерес к созданию герба.  Развивать мыслительную активность, культуру речи. Воспитывающие  Воспитывать осознанные взаимно доброжелательные отношения друг с другом.  Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.  Воспитывать эмоционально-чувственное отношение к музыке.
Методические приёмы:
1. Словесная игра «Подбери словечко» 2. Чтение, слушание стихов. 3. Беседа - обращение к личному опыту детей. 4. Просмотр презентации «Дружба» (использование технических средств обучения) 5. Релаксационная пауза, как средство улучшения эмоционального состояния детей. 6. Тактильное взаимодействие. 7. Восприятие музыкального образа. 8. Разыгрывание ситуаций. 9. Сюрпризный момент. 10. Рассматривание флага и герба - символов России. 11. Создание герба группы, как средство активизации познавательной активности. 12. Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество).
Материалы и оборудование:

уголок «Символы России», выставка рисунков «Моя Родина», «тропинка», коврик, игрушка или книга, сундучок, атрибуты для создания герба, мольберт, музыкальный центр, аудиозаписи, фотопрезентация «Друзья», компьютер, проектор, фотографии детей.
Предварительная работа
:  беседа с детьми о дружбе, о Родине;  рассматривание российского флага и герба, чтение произведений об их создании; слушание гимна;  разучивание стихов, песен; пословиц о дружбе, о Родине;  рассматривание иллюстраций о родном крае;  организация выставки рисунков «Моя Родина»;  фотосессия «Друзья» для презентации.
Ход занятия.
Дети под музыку («Улыбка») входят в группу и становятся возле стульчиков.
Воспитатель.
Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро! - солнцу и птицам. Доброе утро! - улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера. Дети " просыпаются" и встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. затем, быстро опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.
Воспитатель.
Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте ребята! К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, когда мы заходили в группу, звучала песня. Я не случайно её включила. Кто из вас догадался, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? Верно, о доброте, о дружбе.
Мы будем с вами играть в интересные игры, вспомним пословицы, стихи о дружбе, о Родине, которые учили, поговорим о символах нашего государства и попробуем сделать герб нашей группы. Поэтому занятие наше так и называется «Если дружба велика – будет Родина крепка» Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подбери словечко». Придумайте к слову «родная», «родной» подходящее слово. Вспоминайте, кого или что мы можем назвать «родная», «родной»? Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, д/сад, город, край и т.д
Воспитатель
. Молодцы! А теперь давайте послушаем, как эти слова могут звучать в стихотворении.
Ребенок
читает стихотворение «Мама»: Много мам на белом свете Всей душой их любят дети! Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я Родная мамочка моя!
Воспитатель.
Вот послушайте еще раз: «родная мамочка моя!». А сейчас давайте послушаем Никиту. Он расскажет про наш родной детский сад.
Ребёнок
читает стихотворение «Детский сад»: Рано утром Детский сад Малышей встречает. Там игрушки для ребят В уголке скучают. Красный мяч, Синий мяч, Куклы, медвежата… Детский сад! Родной наш сад!
Любят все ребята!
Воспитатель
. А как вы понимаете выражение «родная сторона»? Как вы думаете, это что? Предполагаемые ответы детей: дом, земля, поля, леса, город и т.д.
Воспитатель.
Родная сторона – это то место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное. Как это место по-другому называется? Правильно - Родина! А как называется наша Родина?
Ребенок
читает стихотворение «Россия, Родина моя!»: Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, И наших близких За все спасибо говорим! И кланяемся низко!
Воспитатель.
Послушайте, как гордо звучат эти слова: «Родина», «Россия». Ребята, давайте встанем и все вместе скажем эти слова гордо и торжественно: «Родина», «Россия».
Воспитатель.
Хорошо. Ну, а теперь поиграем. Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
Воспитатель
. Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения: Настроение упало, - опускают руки вниз Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями Но еще не все пропало, - разводят руками Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Дети садятся. Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина»
Воспитатель.
С чего начинается родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, вместе работают, отмечают общие праздники. А как вы живете в группе? Предполагаемые ответы: дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо.
Воспитатель.
А по - вашему, что такое дружба? Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).
Воспитатель
. Давайте посмотрим, как должны поступать настоящие товарищи. Фотопрезентация «Друзья». Звучит песня «Когда мои друзья со мной».
Ребёнок
. Любое дело спорится Когда никто не ссорится. Только вместе, только дружно, Только так работать нужно. Даже песни, если честно
Вместе петь нам интересно
Воспитатель.
Как хорошо жить в мире
,
когда все вокруг относятся друг к другу дружелюбно, по - доброму, стараются быть великодушными. А про какого человека говорят «великодушный»? Верно, великодушным называют человека, который умеет прощать. У него — великая душа. Великая, большая — не по размеру, а по доброте. Если мама, папа вас прощают, они поступают великодушно, то есть у них в душе много доброты. Давайте и мы с вами поучимся быть великодушными. Релаксационная пауза. Игра-упражнение «Чаша доброты». Звучит тихая, спокойная мелодия.
Воспитатель,
обращаясь к детям, предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе любимая чашка... Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опус- тела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка до- броты!».
Воспитатель
. Плохо, когда люди не понимают друг друга, ссорятся, не умеют или не хотят договориться. Некоторые говорят друг другу грубые слова, обзывательства. Совсем плохо, когда происходит драка, война. Какое страшное слово - война. Ведь на войне гибнут ни в чём неповинные люди, дети, солдаты, которые защищают свою страну, свою Родину, своих родных и близких. К, сожалению, и в наши дни в разных уголках нашей прекрасной Земли ещё звучат выстрелы и льются слезы. И всё это происходит потому, что люди не смогли решить проблемы мирным путём, не смогли договориться, уступить друг другу.
Ребёнок.
Давайте люди, дружить друг с другом, Как птицы – с небом, как травы – с лугом
Как ветер – с морем, поля – с дождями, Как дружит солнце со всеми нами.
Ребёнок.
Берегите Россию, Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть. Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию- Нет России другой!
Воспитатель
. А что мы можем сделать для того, чтобы Россия была сильной, могучей, непобедимой страной? Правильно, мы должны быть дружными. Нам нужно научиться уступать друг другу, договариваться. Тогда будет мир. Ведь недаром говорится «Если дружба велика – будет Родина крепка» Помните, мы читали с вами про двух баранов, которые не захотели уступить друг другу дорогу и поэтому произошло несчастье - они оба утонули в реке. Давайте представим, что мы тоже оказались с вами высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу и постараетесь сделать так, чтоб никто из вас не свалился в пропасть. Игра «Горная тропинка». Во время игры звучит песня «Дорога добра из к/ф «Маленький Мук»» Отработка сотрудничества и взаимодействия. Описание игры: пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25—30 см ограничены веревкой или очерчены мелом. Дети разбиваются на пары. Двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.
Итог.
Какая пара прошла лучше всех? Почему? Оценивается активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

Вывод:
Только помогая друг другу, внимательно прислушиваясь к партнеру, отказываясь от глупого упрямства можно преодолеть трудности.
Воспитатель
. У меня, для вас есть небольшой сюрприз (показывает сундучок). Достался мне этот сундучок от моей родной бабушки. Хотите узнать, что в нём лежит? Открывает сундук и достаёт красивый коврик.
Воспитатель
. А ковер-то надо выбить, давно он тут лежит, много пыли в нём. Воспитатель чистит коврик, вдруг ковёр начинает кашлять.
Воспитатель.
Кто это тут кашляет?
Ковёр
. Это я, коврик! («голос за кадром»)
Воспитатель.
Надо же, он еще и говорящий!
Ковёр
: Я ведь не простой коврик, а волшебный. Я «Коврик мира»! Я могу вас всех помирить. Если у вас возникнет спор, “противники” могут сесть на меня и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Игра «Коврик мира»
Воспитатель.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты маленький коврик, а на него — красивую книжку с картинками или занятную игрушку) Представьте себе, что Полина и Катя хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на “коврик мира”. (Дети занимают место на ковре.) Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)
Воспитатель.
Пусть этот коврик останется у нас в группе. Он научит нас разрешать все споры мирным путём.
Воспитатель
. Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой?
Дети
. Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением, природой.

Воспитатель
. Многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными. А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза).
Дети.
Россия, как из песни слово, Березок юная листва. Кругом леса, поля и реки - Раздолье, русская душа. Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю все то, что называют Одним широким словом Русь!
Воспитатель
. Назовите основные символы нашей страны (дети называют герб, флаг, гимн). Расскажите о Государственном флаге, его цветах? (Ответы детей). Да, каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет — цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий - цвет неба, воды, моря - символ свободы. Красный - цвет мужества, силы, могущества и жизни. А где вы видели Государственный флаг? Флаг развивается над Администрацией нашего села. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах. Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
Воспитатель.
Ребята, а давайте мы, сейчас сделаем герб нашей группы. Как вы думаете, что на нём может быть изображено, какие символы могут рассказать о
нашей группе? Конечно, «солнышко» и вы - дружные ребята. Ведь наша группа именно так и называется – «Солнышко». Дети выкладывают на мольберте герб своей группы. В это время звучит песня «Настоящий друг
Воспитатель.
Вот какое доброе ласковое солнышко получилось! Но чего-то ему не хватает. Верно - лучей. А лучиками нашего солнышка будут пословицы о дружбе. Давайте их вспомним. Дети рассказывают пословицы: Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги. Друзья познаются в беде. Не бросай друга в несчастье. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Где дружбой дорожат там и враги дрожат. Сам себя губит - кто других не любит. Дружба и братство дороже любого богатства. Дружба в делах помощница. Дружба как стекло разобьешь - не сложишь. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. На гору десятеро тянут, под гору один столкнет С миру по нитке – голому рубаха Одной рукой и узел не завяжешь Один в поле не воин Старый друг лучше новых двух Друзья познаются в беде
Воспитатель.
Вот наше солнышко и засияло!
Ребёнок
. Давай с тобой обнимемся, И над землей поднимемся. Тепло сердец соединим И станем солнышком одним. Упражнение «Не сердись, улыбнись,!

Воспитатель
. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки и скажи: « Не сердись, улыбнись!», и добро растопит злость без следа. Дети делают круг, берутся за руки, играют в игру каждый ребенок поворачивает голову к рядом стоящему партнеру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково, сердечно улыбаясь « не сердись, улыбнись!» игра заканчивается, когда все дети обратятся друг к другу с этой просьбой).
Воспитатель.
Наше занятие подходит к концу. И мне хотелось бы закончить его таким вопросом: А что значит для вас Россия?
Дети:
Для меня Россия - белые березы. Для меня Россия - утренние росы, Для меня Россия ты всего дороже. У моей России длинные косички. У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи. На меня Россия ты похожа, очень. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами. Ведь Россия наша - это Мы с друзьями!!!
Воспитатель
. Пока вы ещё маленькие. Но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и не забывайте, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Звучит гимн России. Взрослые и дети встают.


В раздел образования