СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор: Боброва Неля Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа № 17 Населённый пункт: город Феодосия Республика Крым Наименование материала: статья Тема: СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Раздел: начальное образование
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные
образовательные
стандарты
второго
поколения
происходит
смена
образовательной
парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности
учащихся. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а
в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря, - формирование умения учиться. Разработаны новые стандарты, в их основу
положен
системно-деятельностный
подход.
Возможно,
впервые
школьный
стандарт
построен
на
основе
фундаментальных
наук
о
ребенке.
Впервые
стандарты
разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны.
Переход
к
модели
обучения
на
основе
деятельностного
подхода
предполагает
изменения самой методики обучения. Современный подход к обучению ориентирован на
управления учителем познавательной деятельности школьников и к окончанию обучения в
школе он должен осуществляться по определенной схеме: планирование учениками своей
деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение новых знаний в
процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – рефлексия школьниками
результатов работы. Система образования ориентирована на воспитание гражданских,
демократических убеждений. Но самое главное и трудное – это изменение роли учителя и
перестройка
сознания
учителя:
обучение
по
новым
стандартам
требует
от
учителя
освоения новых профессиональных умений, проектирование учебного процесса и его
осуществление на основе развивающих технологий.
Деятельностный подход- это подход к организации процесса обучения, в котором
на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью
деятельностного
подхода
является
воспитание
личности
ребенка
как
субъекта
жизнедеятельности. Задача школы – не нагрузить объемом знаний, а научить учиться. Это
составляет систему учебных универсальных действий (УУД). Стандарт нового поколения
- это стандарт, который помогает научить учиться, тем самым овладеть УУД, без которого
ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование
гражданской
идентичности,
указывает
и
помогает
отследить
ценностные
ориентиры,
которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Реализация
технологии
системно-деятельностного
метода
в
практическом
преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:
- принцип деятельности – заключается в том, что ученик получает знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержания и формы своей учебной
деятельности,
понимает
и
принимает
систему
ее
норм,
активно
участвует
в
их
совершенствовании,
что
способствует
активному
успешному
формированию
его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
- принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и
этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей;
- принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире
и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)
- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
(определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его
усвоения
на
уровне
социально
безопасного
минимума
(государственного
стандарта
знаний).
-
принцип
психологической
комфортности
предполагает
снятие
всех
стрессообразующих
факторов
учебного
процесса,
создание
в
школе
и
на
уроках
доброжелательной
атмосферы,
ориентированной
на
реализацию
идей
педагогики
сотрудничества, развития диалоговых форм общения;
- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях
выбора;
- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном
процессе,
приобретение
учащимися
собственного
опыта
творческой
деятельности.
Сформированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и
достаточных
условий
организации
непрерывного
процесса
обучения
деятельностной
парадигме образования.
Системно
–
деятельностный
подход
в
образовании
неразрывно
связан
с
воспитательным
процессам.
Только
в
условиях
деятельностного
подхода
человек
выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя,
оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность,
деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое
общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей
установки на самостоятельность, свободу выбора и готовят их к жизни – это и есть
системо-деятельностный подход, который приносит свои плоды не сразу, но приведет к
достижениям.
Системно - деятельностный подход в образовании – это своего рода философия
образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, создавать,
становится
в
содружестве
с
учащимися
мастером
своего
дела,
работать
на
высокие
результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия – таким образом,
готовить учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся
условиях.
Список литературы:
1.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов
нового поколения. \А.Г. Асмолов\\ Педагогика 2009 №4 с. 18-22
2.
Кондаков
Н.Г.
и
др.
Концепция
федеральных
государственных
образовательных стандартов общего образования – М: Просвещение. 2008
3.
Кудрявцева
Н.Г.
Системно-деятельностный
подход
как
механизм
реализации ФГОС нового поколения
4.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система
«Школа 2000»