Напоминание

О воспитании и обучении в музыкальной школе


Автор: Дайнеко Елена Витальевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБОУ "Керченский учебно-воспитательный комплек-интернат лицей искусств"
Населённый пункт: г.Керчь, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: О воспитании и обучении в музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дайнеко Елена Витальевна Преподаватель фортепиано ГБОУ «КУВКИ ЛИ» «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат лицей искусств) Крым, г. Керчь, ул. Курортная 4, тел. 3-20-52
О воспитании и обучении в музыкальной школе.
Огромную роль в формировании нравственного и всестороннего развития молодого поколения играет в нашем Российском государстве – эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – это, прежде всего воспитание чувств. Человек, чувства которого невоспитанны, «глух» и «слеп», ему неведома красота мира, а значит, он едва ли способен и на красивые благородные поступки. Не потеряли своего значения и сегодня слова Д. Кабалевского о том, что «ни один учебник арифметики не объяснит, что такое добро и что такое зло, а вот искусство еще с дошкольных лет помогает это объяснить». 1 Составной частью общеэстетического воспитания является музыкальное. Человек, любящий музыку, умеющий ее слушать и слышать, умеет слушать и других людей, сочувствовать им, сострадать и сопереживать. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость и является могучим источником мысли. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей работе с детьми большое внимание уделял их музыкальному воспитанию. Необходимо полностью согласиться с его мыслями, что «без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности». 2. В ряду разнообразных музыкальных учреждений развивающих в ребенке любовь к прекрасному, художественное начало, важнейшая роль принадлежит детской музыкальной школе. 1. Выступление Д. Кабалевского на IV съезде композиторов «Советская музыка» 1969г. №3. 2. Сухомлинский В. «Сердце отдаю детям». 1974г.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос о педагогике школьного возраста. Задачи современной музыкальной школы велики и не должны ограничиваться только воспитанием профессиональных навыков игры на том или ином инструменте. Детская музыкальная школа в нашей стране призвана также формировать личность ребенка, его мировоззрение, как будущего члена российского общества, прививать ему чувство патриотизма, любви к родине. Школа должна заботиться о развитии музыкальной культуры и художественного вкуса ученика, научить его сознательно слушать музыкальное произведение, содействовать пробуждению у него активного интереса и любви к музыке, формировать его как музыканта-исполнителя, подготавливая его в художественном и техническом отношениях к практической музыкальной деятельности. К сожалению, во многих музыкальных школах внимание педагогов сосредотачивается главным образом на узкопрофессиональных вопросах. В них недостаточно внимания уделяется общему музыкально-культурному развитию ребенка. В этом заключается одна из причин того, что выпускники музыкальных школ, поступая в музыкальное училище, часто оказываются неприспособленными к самостоятельной работе, не всегда умеют применять свои знания в практической деятельности. Многие учащиеся окончив музыкальную школу, прекращают занятия музыкой, не испытывая потребности в ней. В программах для детских музыкальных школ выдвигаются требования, направленные на то, чтобы сделать музыкальное образование широким и многосторонним. «Перед всем педагогическим коллективом школы и, особенно перед педагогом по специальности, который является основным руководителем и воспитателем ученика, - отмечается в методической записке, - поставлена ответственная задача воспитания и формирования мировоззрения, морального облика, 3.Программа по классу специального ф-но для детских музыкальных школ. М.,1965г.
эстетических взглядов и профессионального мастерства учащегося. Педагог должен прививать ученику интерес к знаниям и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах». 3 Этим важнейшим задачам педагоги школы часто уделяют мало внимания. Текущая работа над произведениями, подготовка к выступлениям, концертам, а главная основная задача – воспитание личности музыканта порой выпадает из поля зрения. Эта задача требует от педагога не только больших знаний, но и умений организовывать работу с учащимися. Преподаватель детской музыкальной школы должен не только владеть пианистическим мастерством, общей и музыкальной культурой, методикой обучения, - он должен любить свою специальность, быть преданным делу учителя-воспитателя. Виднейшие музыканты-педагоги считали первоначальный этап обучения одним из самых трудных и ответственных для педагога. Можно согласиться с мнением известного пианиста И. Гофмана, который писал: «Начало – это дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее.… Для начала нужен учитель основательный, внимательный, добросовестный, бдительный и опытный, обладающий глубокой музыкальностью и пониманием детской психологии». 4 Аналогичные мысли высказывают и другие известные методисты, в частности К. Мартинсен: «Для первоначального обучения главное – высокообразованный музыкант и педагог.… Так как здесь закладывается фундамент для всего остального. Вести первоначальное обучение – высокая обязанность, по меньшей мере, столь же ответственная, как и преподавание в классах мастерства». 5 Л. Ауэр в книге «Моя школа игры на скрипке» - пишет: «Крупная ошибка таится во мнении, что для этого (первоначального обучения) пригоден любой учитель». 6 4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о ф-ной игре. М., 1961г. 5. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М., 1966г.
Виднейший русский музыкант, пианист и педагог профессор С. Савшинский отмечает: « Именно в этот период большей частью решается вопрос о том, быть ли ребенку музыкантом». 7 Известный композитор А. Эшпай очень ярко и вдохновенно сказал о влиянии, которое оказывает личность первого педагога на развитие музыкального дарования ребенка: «От нашего первого шага, от того, кто нам открыл интересный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему. Педагог должен обладать большими знаниями, широтой взглядов, учительским даром. Должен воспитать в ученике святое отношение к музыке, строгость музыкальных суждений, безупречный вкус». 8 В области исполнительского искусства существует мнение будто бы педагог – это неудавшийся исполнитель и что всякий крупный исполнитель, если захочет, может стать педагогом. Истоки подобных заблуждений кроются в массовости педагогической профессии. Между тем, педагогический талант столь же редок как любой другой. Профессия музыкального педагога предполагает наличие разнообразных навыков, знаний и сложного комплекса способностей, требует глубокой разносторонней подготовки. Педагог должен обладать интуицией музыканта- исполнителя в сочетании с искусством анализа и точного обоснования того, что он слышит. Для высокопрофессионального педагога мало быть только музыкантом, надо выработать в себе особое педагогическое мышление, умение проникнуть во внутренний мир ученика, умение учитывать его индивидуальные особенности. Педагогу-музыканту надо многое знать и в области общей педагогики, и в области психологии. Успех педагогической деятельности в детской музыкальной школе определяют три фактора: педагогическая направленность, педагогические способности и педагогическое мастерство. 6. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Л., 1933г. 7. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961г.
1. Педагогическая направленность выражается в любви к педагогической деятельности, которая тесно связана с любовью к детям, А. Горький писал: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великого терпения и четкой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира». 9 Любовь к педагогической деятельности заключается в том, что человек рассматривает ее как смысл своей жизни, знает и любит свой инструмент, переживает успех и неуспех в работе, постоянно стремится совершенствовать свое мастерство. Любовь к детям проявляется в чутком, внимательном отношении к ученикам, в искреннем, простом, сердечном обращении с ними. Нельзя воспитывать ребенка в нервозной обстановке. Развитие учащегося зависит от общей атмосферы классных уроков. Ученик должен быть уверен в доброжелательном и заинтересованном отношении к нему педагога. Профессор А. Гольденвейзер говорил: «Если у вас было уже десять учеников и входит одиннадцатый, а у вас на лице написано – какая досада, еще один идет!- этого ученик вам никогда не простит. Как бы вы не устали, вы должны давать урок так, как будто вам особенно приятно в данную минуту заниматься именно этим делом». 10 Никогда нельзя «подрезать творческие крылья» ученика, пришедшего в класс уже играющим, фразой « о коренной ломке». Надо поддерживать в нем надежду на дальнейшее продвижение. Очень вредно критиковать работу предшествующего педагога, это может разрушить цельность детского характера, нуждающегося в авторитете. Занимаясь с учеником нельзя забывать о его ближайшем окружении – семье. Родители должны стать помощником педагога. 9.Горький А. Собрание сочинений т. 24. М., 1953г.
Подлинный педагог обладает педагогическим оптимизмом, верой в то, что педагогическое воздействие способно побороть даже недостатки человека. 2. Педагогические способности, как и всякие другие качества человека, развиваются в процессе его практической работы. Они включают в себя: умение ясно, доходчиво, интересно и увлекательно передавать детям свои знания, понимать психологию ученика, уметь наблюдать, быть чутким, творчески мыслящим педагогом, избегать штампов в работе, уметь анализировать, критиковать свой опыт. Педагог также должен иметь и определенные организаторские способности: уметь планировать работу, учитывая конкретную обстановку, возможности ученика, организовать индивидуальную работу ученика в классе и дома. Необходимо иметь в виду, что дети часто болеют, поэтому для того, чтобы пройти необходимую программу, работа должна планироваться с некоторым резервом времени. Это даст возможность изменить направление занятий в случаях серьёзной болезни учащегося. Большое значение имеет и индивидуальные черты характера педагога. Педагог должен обладать волей, ц е л еу с т р е м л е н н о с т ь ю , требовательностью, умением довести дело до конца и в срок, настойчивостью в преодолении трудностей. Работа педагога – очень сложная, направлена на формирование личности, - невозможно без настойчивости, которая требует больших усилий воли, выдержки, терпения, владения своими чувствами, настроениями. Многое зависит от того, как сказать и указать ученику на его недостатки. Педагоги несдержанные, не обладающие достаточной силой воли, легко раздражающиеся и действующие под влиянием аффекта, заниматься педагогикой (особенно с детьми) не имеют права. Это не значит, что педагог должен вообще скрывать свои эмоции. Он должен быть хозяином своих поступков. Быть предельно честным и справедливым
по отношению к ученикам. В таком случае строгость и требовательность педагога будут восприниматься как высшая справедливость, которую дети прекрасно чувствуют и в которой они нуждаются. 3. Педагогическое мастерство тесно связано со знанием своего предмета. Нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Обучая, педагог растворяется в ученике, отдает себя ему бескорыстно и безвозмездно. Педагогическое творчество, как и всякое иное, преобразует самого творца, углубляет его, обогащает. Педагог должен непрерывно заниматься самовоспитанием, постоянно пополнять свои знания. Воспитывать других – значит воспитывать самого себя. Обычно наиболее талантливыми педагогами бывают люди, обогащающие свой предмет материалом, почерпнутым из книг, нот, жизненных наблюдений, имеющих разностороннюю теоретическую и практическую подготовку. Педагог должен следить за специальной литературой, изучать опыт выдающихся педагогов, обобщать собственный опыт. Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» пишет: «Учитель игры на любом инструменте – должен быть, прежде всего, учителем, то есть разъяснителем и толкователем музыки. Учитель должен донести до ученика не только, так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен одновременно и историком музыки, теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано». 11 11 . Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1958г. И все же, как бы ни был эрудирован педагог, одних знаний ему недостаточно. Учителю необходимо так же уметь применить их на
практике. Общеизвестно, что бывают педагоги, хорошо знающие предмет и в то же время беспомощные в его передаче. Педагогическое мастерство теснейшим образом связано с педагогическим творчеством – умением подобрать материал сообразно склонностям ученика. Педагог должен уметь продумать примеры, упражнения, подобрать яркие сравнения для активизации творческого воображения ученика и т. д. Педагогу необходимо учитывать то, что нравится и что хочет учить ребенок. Безусловно, ему необходимо вести и большую работу по развитию музыкального вкуса школьника. Вспомним по этому поводу слова, сказанные выдающимся советским композитором Д. Кабалевским: «Формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы хорошая народная, классическая современная музыка входила в круг детских интересов и в те же ранние годы, когда и умная и добрая книга. Только любовь и привычка к подлинному искусству может стать надежным иммунитетом против пошлости и дурного вкуса». 12 Для педагога чрезвычайно важно вызывать у ученика интерес к работе. Существенную роль в этом играет его собственная увлеченность предметом. Это неоднократно отмечали многие видные педагоги, психологи, музыканты. Интерес – лучшее средство сосредоточить внимание ученика, собрать волю, усилить слуховой контроль. Заинтересованность музыкой возникает тогда, когда в классе царит подлинная художественная атмосфера, когда сам педагог- музыкант умеет раскрыть красоту и смысл изучаемого произведения. 12. Кабалевский Д. Техника и музыкальная культура современности. Советская музыка. 1968г. Общеизвестно, что у детей младшего школьного возраста мышление конкретное, образное.
Поэтому для того, чтобы вызвать интерес ребенка к изучаемой пьесе, учителю полезно придумать рассказ или сделать рисунок близкий к музыкально-образному содержанию пьесы. Нужно умело сочетать процесс освоения знаний, привитие навыков к труду с постоянно поддерживающимся у ученика интересом, любовью к музыке. Современная музыкальная школа должна воспитывать ученика активным, самостоятельным, жизнеспособным музыкантом, готовым служить строительству современной культуры. А это во многом зависит от того, насколько полно будут раскрыты в процессе обучения, заложенные в ученике возможности, насколько широко будет развита его индивидуальность. Педагог должен глубоко изучить положительные и отрицательные стороны личности ученика и в зависимости от этого строить свою работу с ним. Далеко не изжит в педагогиче ской практике форма льный метод о бу ч е н и я , сказывающийся и в подборе репертуара и в последовательности его прохождения, и в манере обращения с учащимися. Нет и двух учеников, в обучении которых можно было бы применить одинаковые приемы. Каждый ученик представляет сложную музыкальную проблему, и педагогу надо обладать интуицией, чтобы распознать с детства «изюминку» данной индивидуальности. Известны случаи, когда многообещающее д арование превращалось в посредственного пианиста. Одной из причин этого может быть неправильный метод обучения в школе, при котором педагог навязывал ученику свое понимание в музыке, подавлял волю ученика, не развивал активность и воображение и добивался, во что бы то ни стало, от него выполнения всех мельчайших нюансов, всех «оттенков» созданного самим педагогом интерпретационного плана. Такой метод обучения губителен для развития индивидуальности ребенка. Педагог не должен искусственно форсировать развитие ученика. Надо уметь ждать и развивать его духовные силы, его
творческую инициативу, всегда имея в виду интересы ученика. Проблема воспитания индивидуальности зависит и от умения педагога найти ту или иную форму воздействия на ученика в зависимости от особенностей его темперамента, типа нервной деятельности. Каждый тип нервной деятельности, характера учащегося т ребует индивидуального подхода в выборе репертуара и темпа развития. В педагогической деятельности важен также учет возрастных особенностей ученика. Много трудностей возникает при обучении детей переходного возраста. Случается, что подростки начинают нервничать, боятся уроков, избегать публичных выступлений. Педагог обязан спокойно выяснить причины, быть осторожным в своем общении с учеником, не оказывать на него давление. Хорошее знание психологии ученика, внимательное изучение его индивидуальных и возрастных особенностей, интересов и переживаний помогут педагогу найти необходимые методы и приемы работы. Огромное значение при обучении имеет педагогический такт, бережное, чуткое и внимательное отношение к ученику, соединенное с уважением к его личности. Бестактность поведения педагога во время занятия весьма отрицательно влияет на учеников. Они становятся замкнутыми, озлобленными, теряют веру в свои силы, у них появляется желание делать все наперекор, возникает желание бросить занятия. Не следует делать замечания по поводу недостатков, независящих от воли ученика. Ирония, насмешки, унижения личности ученика оскорбительными замечаниями и характеристиками недопустимы в работе педагога. Незыблемым в глазах ученика должен быть и авторитет педагога. Тогда его влияние на ученика любого возраста будет обеспечено. Уважение учащихся к педагогу определяется его личностными качествами и педагогическим мастерством. Рост авторитета учителя зависит от ряда обстоятельств. Очень важна первая встреча, когда
интерес и внимание учащихся к личности педагога особенно велики. Профессиональный авторитет педагога должен сочетаться с его высоким идейно-моральным обликом и общей культурой. Нельзя забывать, что поведение учителя находится под сильнейшим контролем его учеников. Один ложный шаг, неосторожное слово могут подорвать уважение к учителю. Восстановить потерянный авторитет очень трудно. Педагог должен всегда помнить об этике своего труда, о взаимоотношениях в коллективе – детском и взрослом. Товарищеская этика должна им строго соблюдаться даже в самых сложных условиях. Только преданность и любовь к своему делу, работа над повышением с в о е й к в а л и ф и ка ц и и , т а к т и ч н ы й п од ход к у ч а щ и м с я , доброжелательная критика работы товарищей могут в глазах учащихся и других учителей завоевать и удержать авторитет педагога. Одной из основных задач педагога является воспитание самостоятельности у ученика. Умение самостоятельно мыслить приходит к нему не сразу. Важно чтобы в работе с учеником педагог не требовал от него слепого послушания. Надо научить ученика понимать авторский замысел. Педагог здесь не должен оберегать учащегося от творческих мук. Поэтому поводу Г. Нейгауз пишет: «Считаю что одна из главных задач педагога – сделать так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему самостоятельность мышления, методом работы, самопознания и умения добиваться цели». 13 13. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1958г. Проблема развития самостоятельности – это, прежде всего проблема выработки у учащегося сознательного отношения к музыкальному искусству. Ученик 8-9 лет должен уметь рассказать словами то, что он играет. Умение самостоятельно мыслить не приходит само собой. Педагог должен воспитывать в ученике волю, целеустремленность при работе над произведением, настойчивость в преодолении трудностей,
которые могут возникнуть. Известный пианист П. Серебряков на вопрос, что он считает главным в трудном деле воспитания молодежи, ответил так: «Основной задачей педагога я считаю умение воспитать самостоятельно мыслящего музыканта, не ученика, с готовностью выполняющего любое твое требование, а именно музыканта, умеющего умно возражать, логично спорить, иначе говоря, музыканта, способного в будущем к самостоятельной творческой деятельности». 14 Такое воспитание надо начинать с детства, в детской музыкальной школе, с обучения элементарной музыкальной грамотности, с выработки у ученика умения сознательно разбираться в трудностях и преодолевать их. В процессе музыкального обучения большую роль играет хорошо налаженная домашняя работа учащихся, развитие навыков сознательного отношения к труду, регулярная проверка педагогом домашних заданий. Часто педагоги музыкальных школ чрезмерно опекают учеников, не верят в их силы, не стимулируют развитие их самостоятельности. Необходимо систематически развивать в ученике пытливость, научить его работать и любить свой труд. Огромное значение для педагогической работы имеет знакомство всех педагогов с опытом лучших представителей фортепианного исполнительского искусства. 14. Фостончина Н. К 60-летию П. Серебрякова. «Советская музыка» 1969г. Им необходимо постоянно изучать передовые методы работы, изживать ремесленнические принципы воспитания учащихся. Педагог должен критически относиться к своей работе, внимательно прислушиваться к советам коллег болезненная реакция на дружескую критику – недостаток работы коллектива школы молодые педагоги
м у з ы ка л ь н ы х ш кол п о с тоя н н о н уж д а ют с я в ч у т ком и доброжелательном отношении со стороны своих старших товарищей. Педагогический труд – огромная радость, но и еще большая ответственность. Именно под влиянием учителя закладываются фундамент знаний, основы мировоззрения человека, формируется характер. Все качества, определяющие облик современного человека, - его чувство сознательности, любовь к труду, патриотизм, гуманность – воспитываются под воздействием и при активном участии учителя. И кем бы ни стал в дальнейшем ученик, – музыкантом, врачом или рабочим, - задача педагога музыканта – воспитать в нем творческое мышление, эмоциональную отзывчивость. Эти качества скажутся впоследствии в любой сфере деятельности.
Список литературы 1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Л., 1933г. 2. Выступление Д. Кабалевского на IV съезде композиторов «Советская музыка» 1969г. №3. 3. Гольденвейзер А. Советы мастера. Советская музыка, М., 1965г. 4. Горький А. Собрание сочинений т. 24. М., 1953г. 5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о ф-ной игре. М., 1961г. 6. Кабалевский Д. Техника и музыкальная культура современности. Советская музыка. 1968г. 7. Макуренкова Е. «О педагогике В. Листовой». М., 1971г. 8. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М., 1966г. 9. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1958г. 10. Программа по классу специального ф-но для детских музыкальных школ. М.,1965г. 11. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961г. 12. Сухомлинский В. «Сердце отдаю детям». 1974г. 13. Фостончина Н. К 60-летию П. Серебрякова. «Советская музыка» 1969г.


В раздел образования