Развитие речи детей раннего возраста"Человек мыслящий - человек говорящий"
Автор: Голубцова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ Д/сад №3 ЛГО Населённый пункт: Приморский край гЛесозаводск Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Развитие речи детей раннего возраста"Человек мыслящий - человек говорящий" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Развитие речи детей раннего возраста
«Человек мыслящий – человек говорящий»
Что является источником развития речи? С одной стороны – это биологические характеристики, с другой
– потребность в общении, а с третьей – это деятельность взрослого, вынуждающая ребенка называть свои
желания, ясно оформлять словами свои мысли. Если взрослые ловят каждое желание ребенка и тут же
удовлетворяют его, у него исчезает стимул к развитию речи.
Общение дает основу для взаимной радости и понимания друг друга.
Покажите вашему ребенку, что вы его любите, пытаясь поймать его взгляд, улыбаясь и копируя
выражение его лица, звуки. Это является отправной точкой для ощущения взаимного внимания и
контакта, чувства близости и любви.
Будьте внимательны к тому, что ваш ребенок хочет или к чему он проявляет инициативу, и
попытайтесь, насколько возможно, приспособить к этому желанию ваше поведение.
Говорите медленно и четко. Медленная речь дает ребенку время для обработки услышанных слов,
а четкая речь помогает вычленить новые слова.
Говорите с малышом
по очереди. Иногда воспитатель в ответ на «Ба-ба-ба да-да» отвечает
фразами типа: « Слышу – слышу!», как будто звуки, произносимые ребенком, имеют для него
огромное значение. Интонация взрослого поощряет дальнейшие попытки ребенка выразить себя в
звуках.
Называйте словами то, что воспринимает ребенок, и его действия это помогает ребенку выучить
или узнать новые слова. Когда ребенок находится в звучащей языковой среде, совпадающей с тем,
что они делают, их словарный запас растет очень быстро.
Когда
малыш
говорит
с
помощью
одного
или
двух
слов,
взрослому
необходимо
расширить
сказанное, добавляя больше значимой информации. Например, если малыш говорит: « Вон та
кошка», взрослый развивает эту мысль в предложении: « Да, у этой кошки серая шерсть и
пушистый хвост».
Старайтесь объяснять ребенку, что будет происходить дальше, будь то приближающейся обед,
время сна или необходимость одеваться. Ребенок начнет понимать
и запоминать, что следует
делать в приближающейся ситуации, особенно если эти указания одновременно объясняют, почему
мы это делаем. Когда малыш слышит предложение: « Когда мы уберем игрушки, тогда пойдем
гулять. Игрушки будут на месте», он
будет получать важную информацию о планировании,
настойчивости, саморегуляции, окончании действия.
Огромное значение в развитии речи играют игры. В общении с ребенком используйте такие
игры, как «Каравай – каравай», «Пузырь», «Коза – рогатая», «Сорока – сорока». Сначала ребенок
просто
с
интересом
наблюдает
за
игрой,
затем
начинает
двигать
руками
в
такт.
Взрослый
намеренно пропускает последнее слово в стишке, стимулируя малыша произнести знакомое слово.
Повседневные процедуры, такие как смена одежды, прием пищи – благоприятные моменты для
развития языковых навыков.
Чтение ребенку – самая важная деятельность для языкового развития ребенка. Малышу нужно
читать каждый день. Маленькие дети любят пролистывать книги и удивляться картинкам. Не
обязательно читать книгу целиком. Можно просто рассматривать цветные картинки в книге.
Малыш, с увлечением рассматривающий картинку с зайчиком, может быть не готов к восприятию
новой страницы, и взрослый должен чутко реагировать на такие моменты. Спрашивайте малыша: «
Что ты видишь?» Важно не прочесть всю книгу целиком, а дать ребенку возможность неспешно
изучать книгу. Часто дети любят слушать одну и ту же книгу снова и снова. Необходимо, чтобы
дети слушали народные песенки, потешки, народные и авторские сказки.
Большинство маленьких детей любит музыку. Пение вместе с малышами не только создает
хорошее настроение, развивает чувство ритма, но и прививает любовь и языку. Для напевания
вовсе не требуется запоминать особый репертуар – можно напевать, объявляя обед: « Время обеда,
время обеда. Будем обедать сейчас». Мелодию вы можете придумать сами или использовать
мелодию вашей любимой песни. Включайте пение в повседневные дела: при одевании, при
укладывании ребенка спать, при выходе на прогулку.
Общаясь
с
ребенком,
взрослые
должны
принимать
речь
ребенка
даже
с
понятийными
или
грамматическими ошибками, но сами должны подавать пример правильной речи.
Учась говорить, малыши часто ходят по пятам за взрослыми и задают вопросы типа: « Что это?»,
принося
различные
предметы,
и
просят
их
назвать.
При
этом
внимательно
наблюдают
за
артикуляцией взрослого. Взрослым это надоедает. Однако следует помнить, что терпение и чуткие
ответы имеют жизненно важное значение для языкового развития ребенка.
Ставить перед ребенком новые задачи и стимулировать их – дело хорошее, но следует помнить, что
говорить с ним нужно четко и просто. Длинные предложения и много предложений просто
приведут детей в смятение.
Ничто
не
может
заменить
ребенку
ясную
и
четкую
речь,
описывающую
ситуацию,
в
которой
он
находиться, что он делает, на что смотрит. Причем это должна быть речь, направленная на ребенка со
стороны того, кто заботиться о нем.
2