Напоминание

Развитие речи детей раннего возраста"Человек мыслящий - человек говорящий"


Автор: Голубцова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/сад №3 ЛГО
Населённый пункт: Приморский край гЛесозаводск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие речи детей раннего возраста"Человек мыслящий - человек говорящий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей Развитие речи детей раннего возраста «Человек мыслящий – человек говорящий» Что является источником развития речи? С одной стороны – это биологические характеристики, с другой – потребность в общении, а с третьей – это деятельность взрослого, вынуждающая ребенка называть свои желания, ясно оформлять словами свои мысли. Если взрослые ловят каждое желание ребенка и тут же удовлетворяют его, у него исчезает стимул к развитию речи.  Общение дает основу для взаимной радости и понимания друг друга.  Покажите вашему ребенку, что вы его любите, пытаясь поймать его взгляд, улыбаясь и копируя выражение его лица, звуки. Это является отправной точкой для ощущения взаимного внимания и контакта, чувства близости и любви.  Будьте внимательны к тому, что ваш ребенок хочет или к чему он проявляет инициативу, и попытайтесь, насколько возможно, приспособить к этому желанию ваше поведение.  Говорите медленно и четко. Медленная речь дает ребенку время для обработки услышанных слов, а четкая речь помогает вычленить новые слова.  Говорите с малышом по очереди. Иногда воспитатель в ответ на «Ба-ба-ба да-да» отвечает фразами типа: « Слышу – слышу!», как будто звуки, произносимые ребенком, имеют для него огромное значение. Интонация взрослого поощряет дальнейшие попытки ребенка выразить себя в звуках.  Называйте словами то, что воспринимает ребенок, и его действия это помогает ребенку выучить или узнать новые слова. Когда ребенок находится в звучащей языковой среде, совпадающей с тем, что они делают, их словарный запас растет очень быстро.  Когда малыш говорит с помощью одного или двух слов, взрослому необходимо расширить сказанное, добавляя больше значимой информации. Например, если малыш говорит: « Вон та кошка», взрослый развивает эту мысль в предложении: « Да, у этой кошки серая шерсть и пушистый хвост».  Старайтесь объяснять ребенку, что будет происходить дальше, будь то приближающейся обед, время сна или необходимость одеваться. Ребенок начнет понимать и запоминать, что следует делать в приближающейся ситуации, особенно если эти указания одновременно объясняют, почему мы это делаем. Когда малыш слышит предложение: « Когда мы уберем игрушки, тогда пойдем гулять. Игрушки будут на месте», он будет получать важную информацию о планировании, настойчивости, саморегуляции, окончании действия.  Огромное значение в развитии речи играют игры. В общении с ребенком используйте такие игры, как «Каравай – каравай», «Пузырь», «Коза – рогатая», «Сорока – сорока». Сначала ребенок просто с интересом наблюдает за игрой, затем начинает двигать руками в такт. Взрослый намеренно пропускает последнее слово в стишке, стимулируя малыша произнести знакомое слово.  Повседневные процедуры, такие как смена одежды, прием пищи – благоприятные моменты для развития языковых навыков.
 Чтение ребенку – самая важная деятельность для языкового развития ребенка. Малышу нужно читать каждый день. Маленькие дети любят пролистывать книги и удивляться картинкам. Не обязательно читать книгу целиком. Можно просто рассматривать цветные картинки в книге. Малыш, с увлечением рассматривающий картинку с зайчиком, может быть не готов к восприятию новой страницы, и взрослый должен чутко реагировать на такие моменты. Спрашивайте малыша: « Что ты видишь?» Важно не прочесть всю книгу целиком, а дать ребенку возможность неспешно изучать книгу. Часто дети любят слушать одну и ту же книгу снова и снова. Необходимо, чтобы дети слушали народные песенки, потешки, народные и авторские сказки.  Большинство маленьких детей любит музыку. Пение вместе с малышами не только создает хорошее настроение, развивает чувство ритма, но и прививает любовь и языку. Для напевания вовсе не требуется запоминать особый репертуар – можно напевать, объявляя обед: « Время обеда, время обеда. Будем обедать сейчас». Мелодию вы можете придумать сами или использовать мелодию вашей любимой песни. Включайте пение в повседневные дела: при одевании, при укладывании ребенка спать, при выходе на прогулку.  Общаясь с ребенком, взрослые должны принимать речь ребенка даже с понятийными или грамматическими ошибками, но сами должны подавать пример правильной речи.  Учась говорить, малыши часто ходят по пятам за взрослыми и задают вопросы типа: « Что это?», принося различные предметы, и просят их назвать. При этом внимательно наблюдают за артикуляцией взрослого. Взрослым это надоедает. Однако следует помнить, что терпение и чуткие ответы имеют жизненно важное значение для языкового развития ребенка.  Ставить перед ребенком новые задачи и стимулировать их – дело хорошее, но следует помнить, что говорить с ним нужно четко и просто. Длинные предложения и много предложений просто приведут детей в смятение. Ничто не может заменить ребенку ясную и четкую речь, описывающую ситуацию, в которой он находиться, что он делает, на что смотрит. Причем это должна быть речь, направленная на ребенка со стороны того, кто заботиться о нем. 2


В раздел образования