Напоминание

"В дивном мире сказки и музыки"


Автор: Кашкирова Надежда Васильевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ОГ КУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ в г.Димитровграде"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В дивном мире сказки и музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема: В дивном мире сказки и музыки
( по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»).
Цель:
пробуждение у детей желания по-новому взглянуть вокруг себя, увидеть чудесное в обыденной жизни, уверенность в победе добра над злом; знакомство детей с музыкой балета.
Задачи:

коррекционно-образовательные
: знакомить детей с музыкой балета и сюжетом сказки; ввести детей в атмосферу сказки Э.Т.А. Гофмана учить детей чувствовать характер музыки, просмотреть фрагменты балета;
коррекционно-развивающие
: развивать творческое видение учащихся, воображение, память; развивать коммуникативные навыки, развивать культуру общения;
коррекционно-воспитательные:
– подвести детей к сознанию того, как важно с т р е м и т ь с я п о н я т ь д р у г и х и е с л и э т о н е о бход и м о , п о м оч ь и м ; подготовить детей к восприятию главной идеи художественных произведений: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано.
Оборудование.
Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король. Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик», видеозапись балета – феерии в 2-х действиях. Портрет Э.Т.А. Гофмана. Портрет П.И. Чайковского. Либретто балета. ХОД ЗАНЯТИЯ: Давайте познакомимся со сказкой Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик". «Щелкунчик и Мышиный Король» – одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом. Эта сказка необыкновенная. Не потому, что есть в ней злая колдунья и прекрасный принц они встречаются и в других сказках. А потому, что сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" является самой по себе загадочной - то ли история со Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле. Необыкновенная эта сказка ещё и потому, что она музыкальная. И помогать рассказывать ее будет музыка - озорная и грустная, нежная и торжественная, которую написал замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. По мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский — музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия.
Так вот, слушайте. Произошло все в новогоднюю ночь. ...Мари и Фриц, дети советника медицины Штальбаума, и их маленькие друзья толпились перед закрытыми дверьми, сгорая от любопытства: из гостиной уже давно доносились таинственные звуки - там, куда их пока не пускают, взрослые наряжают елку. А новогодние подарки! Ах, какие, наверное, замечательные подарки расставляют там сейчас под елкой! Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику не трудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчику сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную . Когда праздник закончился и все дети отправил спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчик взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышидьда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: "Ты не мог погибнуть, ведь я люблю тебя". И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку - и они отправились в королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Давайте побываем" на празднике. Нас встречает ёлка в доме Штальбаума. (ТАНЕЦ ДЕТЕЙ НА ЁЛКЕ). Какая музыка у этого танца? Задорная, весёлая, озорная и жизнерадостная, как сами дети. (Сцена сражения Щелкунчика с мышами). Какие чувства передает музыка? (Сцена в лесу. Вальс снежинок.) О чем теперь рассказывает музыка? (Танцы игрушек (по выбору). Заключительная сцена балета. Как рассказывает музыка о том, что чувствуют Мари и Принц? Какие же слова можно придумать рассказывая об этой музыке? (грациозная, искрящаяся светом, волшебством). Заключение. Рефлексия.
Что вам больше всего запомнилось в сказке? Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? 12 часов… да ещё в Рождественскую ночь… Самое время чудес! Что же произошло в зале, где стояла ёлка? Какие сцены из балета произвели на вас большое впечатление? Почему? Как меняется музыка в сценах детского праздника, появления Мышиного короля, зимнего леса, встречи Мари с Принцем? Дополнительная образовательная программа «Книга – дар бесценный» по библиотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Раздел 1. В мире фантастики и приключений. Возрастная группа: 12-18 лет. Дата (неделя): первая неделя.\
Тема 1. В дивном мире сказки и музыки.

Цель
: формирование у учащихся эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета, укрепление понимания взаимосвязи музыки, хореографии, изобразительного искусства, литературы; привитие навыков музыкального и художественного вкуса .

Задачи
:
коррекционно-воспитательные
: обеспечить восприятие и осознание учащимися представлений о средствах музыкальной и художественной выразительности; уметь анализировать, используя эти средства музыки и художественной литературы; познакомить учащихся со сказкой Ш. Перро «Спящая красавица», прочитать её и ответить на вопросы по содержанию;
коррекционно-развивающие
: развитие познавательных умений, ассоциативного образного мышления и художественного воображения; развивать творческое видение учащихся, воображение, память; развивать коммуникативные навыки, развивать культуру общения; развивать навык беглого выразительного чтения, речь;
коррекционно-воспитательные:
подвести детей к сознанию того, как важно с т р е м и т ь с я п о н я т ь д р у г и х и е с л и э т о н е о бход и м о , п о м оч ь и м ; подготовить детей к восприятию главной идеи художественных произведений: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано.
Оборудование.
1. Чайковский П.И. балет «Спящая красавица» видеозапись спектакля Большого театра. 2. Шарль Перро. Сказка «Спящая красавица». 3. Билеты на балет. 4. Пазлы по сказке «Спящая красавица». Ход занятия. Сегодня мы познакомимся с произведением Шарля Перро, с его сказкой «Спящая красавица» и одноимённым балетом П.И. Чайковского Биография Шарля Перро. ( Это был сказочник. Родился почти 400 лет назад, прожил 75 лет. Шарль в 23 года стал адвокатом, а позже – учёным, написал научные труды по физике, анатомии, по грамматике французского языка. Он также писал стихи, поэмы. Сказки начал писать поздно, в 65 лет. Первая его сказка вышла под названием «Спящая красавица», а затем, через год, сборник из 9 сказок, которые получили невероятный успех. Его сказки переведены на все языки мира. Впервые сказки на русский язык были переведены в 18-м веке. 2. Словарная работа: Обет давать- дать торжественное обещание, обязательство. Богомолье – молить бога, просить подарить ребёнка Приданое – наследство от родителей, родственников, крёстного отца или крёстной мамы. Достоинства (или добродетели)– положительные качества личности, доброта, вежливость, справедливость, дружелюбие, уважение к людям, почтительность, скромность, смелость и т.д. Почётные гости – знатные, известные люди, родственники. Литое золото – чистое золото.
Полог кроватки – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, устаревшее слово – полог, новое – занавеска. Досада – обида. Каморка – маленькая комнатка Фрейлины – состоящая при королевстве придворная дама, имеющая хорошую родословную, подружки принцессы Гувернантки – воспитатели, учителя Горничные – прислуга, убирающаяся в комнате( не на кухне) Дворецкие – старшие слуги, следят за порядком во дворце Привратники – охрана, стража короля у ворот Пажи – мальчики, служащие у короля Четверть часа – 15 минут Миля – путевая мера длины, различная в разных странах, больше 1 км Шабаш – сборище ведьм Суженый – жених Латники – воин в латах Кавалеры – женихи Карабин – облегчённая винтовка Покои – спальни 3. Чтение сказки цепочкой. А как вы думаете, могла ли эта сказка вдохновить композиторов на создание музыкального произведения, например балета? Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей и вот, королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос, рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье, что когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, а добрая фея Сирень, сказала, что она не умрет, а уснет. Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу, она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.
Физкультминутка.
Вопросы для беседы. -Как начинается сказка Ш. Перро? ( Жили на свете король и королева) - Какое было горе в королевской семье? -Что делали король и королева, чтобы у них появился ребёнок? - Кто родился в королевской семье? - Кого пригласили на праздник? Теперь мы отправляемся на королевский бал. Посмотрим видеофрагмент из балета «Спящая красавица». Все гости веселятся и танцуют под звуки плавной, словно льющейся мелодии. Как называется такой танец? (Вальс) - Какая посуда была у гостей? ( из самого чистого золота самой тонкой работы, усыпанные алмазами и рубинами) - Кем стала для фей принцесса? ( крестницей)
- Что не хватило старой фее? - Почему забыли позвать старую фею? ( потому что более 50 лет она не выходила из своей башни и все думали, что она умерла). - Какой вы себе представили старую ведьму, какой бы вы её нарисовали? Две волшебницы предстанут перед нами на этом балу. Обратите внимание как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает, какую музыкальную палитру использует композитор. Первой появляется фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. Заключение. - Кто поспешил помочь маленькой принцессе? А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок. А какие разные мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени - они плавные и мягкие. - Почему фея спряталась? ( хотела, чтобы её желание стало последним. Она знала, что в споре побеждает последний, она хотела помочь ) - Как вы относитесь к поступку старой феи? ( плохо, отрицательно, ведь фея наказала невинное дитя). …Прошло 100 лет) Сцена появления Принца, разрушение злых чар, торжество добра, любви, справедливости. - Что вам понравилось в этой части? - Зачитайте, как выглядела принцесса. - Чему учит эта сказка? ( нельзя наказывать невинное дитя за поступки родителей) Рефлексия. Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. Возьмите свои «билеты на балет» на стороне с солнышком записываем «Я узнал….», «Я научился…», «Я проявил себя …», на стороне с тучкой «Я не понял…», «Я затруднялся…». Составила: педагог- библи отекарь Н.В. Кашкирова.


В раздел образования