Напоминание

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.


Автор: Глушак Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: с Гордеевка Брянской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е

Цели урока
: - показать условия написания НЕ с наречиями на – О и - Е; - сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; - научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ; -развивать практическое и творческое мышление
Тип урока
: комбинированный
Форма урока
: урок-путешествие
Оборудование
: компьютерная презентация, компьютер, проектор, проекционный экран.
^ Ход урока

1.Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.
–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.
1 этап (побуждение)
цель побуждения к активной учебной деятельности через старые знания. ^ Каждый учащийся получает текст с лингвистической сказкой «Фамильная ненависть». Давно это было. Никто и
(не) вспомнит
сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и
(не)послушной
. Глагол она отвергала с (
не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не)

пишите
нас вместе. Смиряла свою гордость
(не)воспитанная
частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и
(не) мог
употребляться самостоятельно.
Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть
(не)приятное
соседство. Она и с другими частями речи была
далеко (не)ласковой
. Вела себя по отношению к ним
(не)дружелюбно
. Обращалась к ним с
(не)лепыми
предложениями.
(Не)малый, а значительный
вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия. Капризной НЕ казались
вовсе (не)интересными
отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали
(не)доверчивым, а подозрительным.
Вот до чего доводит фамильная (
не)нависть
.
1 слайд (Урок русского языка в 7 классе. Страна Орфография)

Слово учителя
. Сейчас мы прочитаем отрывок из книги Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык. Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка. Наше путешествие будет происходить в Стране изученных правил, которая называется Орфография, и мы с вами ненадолго вновь вернемся в детство. Мы переправимся через реку Невыученных правил, перейдём болото Ошибок, преодолеем горы Трудностей, пройдём сквозь лес Знаний и окажемся в городе НЕ. Я надеюсь, что вы сможете помочь частям речи разобраться в их отношениях с НЕ. Именно об этих сложных отношениях НЕ с различными частями речи и рассказывает нам сказка «Фамильная ненависть».
2 слайд (Лингвистическая сказка «Фамильная ненависть»)
Ученик читает сказку вслух. - О каких орфографических правилах идет речь? (речь идет о правописании частицы НЕ с глаголами, деепричастиями, существительными, прилагательными и причастиями). - Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с наречиями мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока …. (говорят учащиеся) (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е).

3 слайд (Тема и цели урока)
- Откройте тетради, запишите число, тему урока
«Слитное и раздельное

написание НЕ с наречиями на –О и –Е».
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (узнать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на – О и - Е; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ).
4 слайд (Река невыученных правил)
- Итак, мы начинаем путешествие по стране Орфографии. Вам предстоит перебраться через
^ Реку Невыученных или забытых правил. (Показ

слайда.)
Вспомним ещё раз, как пишется не с различными частями речи. Приготовьте ваши
сигнальные карточки.
Я буду зачитывать предложения, а вы, если согласны с утверждениями, показываете «Да» (зелёная карточка), если не согласны – «Нет» (красная карточка). 1. Не с существительными всегда пишется слитно. (Нет.) 2. Не пишется раздельно с существительными и прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а. (Да.) 3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. (Да.) Дополните это утверждение. 4. Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. (Да.) 5. Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не. (Нет.) А когда ещё не с прилагательными пишется слитно? 6. Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний пишутся слитно. (Нет). Назовите эти слова отрицания.
5 слайд (болото Ошибок)
- Молодцы! Правила вы знаете хорошо, а умеете ли ими пользоваться?
Перед нами
болото Ошибок
. Чтобы переправиться через болото, вернёмся к нашей сказке.
6 слайд (Лингвистическая сказка)
Назовите слова со скобками тех частей речи, правописание которых вы уже изучили, скобки раскройте, правописание объясните. - Мы выбрались из болота Ошибок. Молодцы! - Ребята, а какое слово с НЕ никто из вас не выбрал? (недружелюбно) Слово
недружелюбно
. А почему? (Это наречие, правило написания которого ещё не изучали).
7 слайд (Горы Трудностей), затем возврат к 6 слайду (к сказке)
- Перед нами
горы Трудностей.

1 задание:
вы должны образовать наречия, однокоренные прилагательным из данной сказки, которые пишутся слитно. С помощью какого суффикса вы будете это делать? (- о или – е). Запишите наречия в столбик. К каким наречиям можно подобрать синонимы? Запишите их в скобках. (Работа у доски, выделение орфограммы: не – приставка, не – часть корня, не – отрицательная частица, суффиксы -о или -е двумя чертами ). Непослушной – непослушно (капризно) Невоспитанной – невоспитанно (грубо) Неприятное - неприятно (досадно, обидно, горько) Нелепыми - нелепо (без не не употребляется) Недружелюбно (враждебно) - Сделайте вывод (НЕ с наречиями на – о и –е пишется слитно, если слово
не употребляется без НЕ или можно подобрать синоним без НЕ)
2 задание:
образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением; Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно. Не малый, а значительный – не мало, а значительно. - Сделайте вывод (Не с наречиями на –о и – е пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом а).
3 задание:
образуйте наречия, однокоренные прилагательным со словами – отрицаниями, которые усиливают утверждение; Далеко не ласковый – далеко не ласково Вовсе не интересными – вовсе не интересно - Сделайте вывод (Не с наречиями пишутся раздельно, если к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не) - Обобщим всё сказанное о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о и –е (проговаривание правила) - А теперь подтвердим наши выводы правилом из учебника на странице 104. - Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)
8 слайд (Море)

3. Релаксация
(под ф/запись «шум моря)».
-
Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. - Мы переправились через
Горы Трудностей.
А теперь немного отдохнём.
Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок… Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.
9 слайд (Лес Знаний)

^ 4. Отработка навыка.

2 этап (реализация)
- Перед нами
лес Знаний.
До города НЕ осталось совсем не много – нужно выполнить несколько заданий.
10 слайд (Составление слов – наречий)

1 задание.
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово, запишите их в столбик: а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко) б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко) в) танцы, игры, халат, орбита (тихо) Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов: а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно) б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо) в) смелость, парта, ульи, потолок (мало) - Слова какой части речи у нас получились? (наречия) -Запишите к каждому наречию синоним с не-:
Близко – недалеко Низко – невысоко Тихо – негромко Плохо – нехорошо Медленно – небыстро Мало – немного - Как вы написали не с наречиями? Ещё раз сделайте вывод, почему в этих парах НЕ с наречиями будет писаться слитно? (Подобрали синонимы без НЕ). Чем является НЕ в наречиях? (приставкой)
11 слайд (Соедините части слов, записанных в два столбика)

2 задание:
соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте  1) вовсе(не) 1) няв  2) (не) 2) довать  3) (не)дол 3) ливый  4) (не)ле 4) строит  5) (не)прав 5) а злой  6) (не)го 6) да  7) (не)веж 7) соко, а низко  8) (не)при 8) красиво  9) (не)вы 9) по  10) (не)добрый 10) го
Ответы: 1) вовсе не красиво 6) негодовать 2) не строит 7) невежливый 3) недолго 8) не приняв 4) нелепо 9) не высоко, а низко 5) неправда 10) не добрый, а злой
3 задание (резервное)
Распределительный диктант -Выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно. Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу, но я всё же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
^ НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно
немножко (наречие - мало) не вижу (не с глаголом) небольшой (прил. – маленькой) не выдаю (не с глаголом) несколько (отр. наречие) не знаю (не с глаголом) неясно (наречие – расплывчато, туманно) не могу (не с глаголом)
неподвижности (сущ. – покой, оцепенение) неожиданности (сущ. – внезапность) немедленно (нар. – быстро)
12 слайд (Тест)

4 задание (подготовка к ГИА).
Тест 1. В каких из данных слов не пишется слитно: А) (не)погода Б) (не)серьёзно, а беспечно В) (не)правильно пишет Г) (не)цветёт 2. В каких из данных слов не является приставкой: А) вовсе (не)легко сделать Б) (не)взлюбить В) (не)сложная задача Г) (не)годовать 3. Не с наречиями на –о, -е пишется слитно: А) поступил (не)лепо Б) написал (не)брежно, но правильно В) повторил (не)быстро, а медленно Г) выглядел отнюдь (не)красиво 4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно: А) (не)разумно, а глупо Б) (не)приятель В) (не)большой, но рыбный Г) ничем (не)выдаю
5. Не является частицей: А) (не)ряха Б) (не)ясная погода В) (не)навидит Г) (не)плохо, а хорошо
13 слайд (Ключ к тесту)
Ключ: 1. А), В) 2. Б), В) 3. А), Б) 4. А) 5. Г)
^ 5. Итоги урока. Рефлексия.

14 слайд (Город НЕ)
- И вот мы уже стоим перед воротами города Не. Осталось сделать один шаг – ответить на несколько вопросов:
15 слайд (Итоги урока)
Мы вспомнили, что – Мы поняли – Было интересно – Вызвало затруднение – Нужно выучить –

6. Оценки.

16 слайд (домашнее задание)

7. Домашнее задание.
1. Параграф 36, стр. 104, упр. 220 2. Заполните таблицу примерами Части речи Слитно Слитно Раздельно Раздельно Имя существительное Ненависть Неправда (Ложь) Не правда, а ложь Имя прилагательное Нелепый Нехороший (Плохой) Не хороший, а плохой Ничуть не хороший Наречие Нелепо Неглупо (умно) Не глупо, а умно Вовсе не глупо
17 слайд (желаю дальнейших успехов!)
- Ребята, закончился этот урок, но ваше путешествие по стране Орфографии не окончено. Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие в уроке и желаю дальнейших успехов!


В раздел образования