Тестовый контроль - фактор успешности обучения учащихся на уроках химии
Автор: Данилова Ольга Николаевна Должность: учитель химии Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: статья Тема: Тестовый контроль - фактор успешности обучения учащихся на уроках химии Раздел: среднее образование
обучения обучающихся на уроках химии
Данилова Ольга Николаевна
учитель химии МОУ «СОШ № 26»,
высшая квалификационная категория
Одна из задач, стоящих перед учителем в современной школе, - такая
организация учебной деятельности школьника, при которой он мог бы успешно
овладевать механизмами, способами освоения основ научных знаний, продвигаться в
своем психическом развитии. Такая организация деятельности обучающихся на уроке
предполагает постановку и решение учебных задач.
При решении контрольной учебной задачи ученик усваивает всеобщий способ
ориентации в круге задач определенного типа. Учебные задачи решаются
посредством учебных действий:
преобразование условия задачи для обнаружения всеобщего отношения
изучаемого объекта;
моделирование выделенного отношения в предметной, графической или
буквенной форме;
преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом
виде;
построение системы частных задач, решаемых общим способом;
контроль за выполнением предыдущих действий;
оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной
задачи.
Каждое учебное действие включает в себя определенный операционный состав
и в своей исходной форме содержит совместное выполнение их группой обучающихся
в различных видах совместной и индивидуальной деятельности.
Одним из методических средств, способствующих повышению эффективности
усвоения учебного курса химии, на мой взгляд, могут служить тестовые задания. Они
могут быть включены в любой этап урока и не требуют его коренной перестройки.
Под педагогическим тестом следует понимать систему заданий специфической
формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая
качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.
Тестовые задания можно определить как дидактически и технологически
эффективным средством обучения. Задания теста выражаются не в виде вопросов
или задач, а представляют собой утверждения, которые в зависимости от ответов
испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания.
В тестовом задании учитель, прежде5 всего, обращает внимание на
содержание, которое можно определить как отражение фрагмента содержания
учебной дисциплины в тестовой форме. Анализ содержания заданий, а следовательно,
и теста в целом позволяет определить, какие знания, умения и навыки необходимо
привлечь для правильного его выполнения.
Тестовые задания оцениваются по следующим показателям:
конкретность и абстрактность;
глубина обобщенности;
полнота и чистота отображенных знаний.
Кроме точно определенного содержания и меры трудности тестовые задания
отличаются от всех прочих средств контроля знаний своими формами. Для
установления обратной связи, закрепления, повторения, систематизации и контроля
знаний обучающихся используют тесты следующих типов:
Тест дополнения представляет собой задание – предложение с пропуском
слова (цифры, формулы), отмеченным точками. Ответ на тестовое задание данного
типа должен быть лаконичным и однозначным. Такой тест можно использовать,
например, при повторении программного материала:
1.
Свойства неметаллов в пределах периодов с возрастанием порядкового
номера элемента … .
2.
Вещества, обладающие следующими физическими свойствами: твердостью,
тугоплавкостью, хорошей растворимостью в воде, - имеют …
кристаллическую решетку.
3.
Оксиды, взаимодействующие как с основаниями, так и с кислотами с
образованием соли и воды, называются … .
4.
Формула простого вещества – самого сильного неметалла – окислителя - …
(Ключ для проверки ответов обучающихся: 1. усиливаются; 2. ионную;
3. амфотерными; 4. F
2).
Тест напоминания представляет собой прямой вопрос, требующий только
однозначного ответа. При составлении теста напоминания задания следует
формулировать виде прямого вопроса, на который обучающиеся должны дать
однозначный ответы выразить его словом, числом, формулой и т.п.:
1.
Как называется процесс распада электролита на ионы, при растворении его
в воде или расплавлении?
2.
Какой ион характеризует свойство, общее для серной кислоты и ее
растворимых солей: давать осадок, при взаимодействии с растворимыми
солями бария?
3.
Какова формула газообразного вещества, образующегося в результате
реакции кристаллической поваренной соли с концентрированной серной
кислотой?
4.
Какова реакция среды раствора хлорида цинка?
(Ответы: 1. электролитическая диссоциация; 2. SO
4
; 3. HCl; 4. кислая.)
Альтернативный тест состоит из предложений, содержащих какие либо
утверждения, правильность или неправильность которых должен определить ученик.
При составлении альтернативного теста следует избегать слов, подсказывающих
ответ. Предложения надо формулировать лаконично и однозначно, правильные и
неправильные предложения располагать в разброс. Ответы на тестовые задания
данного типа обучающиеся могут давать словами «правильно» или «неправильно»,
«да» или «нет», либо обозначать знаками «+» - если – «да» или «-» - если «нет».
Тестовые задания данного типа можно использовать в графических заданиях.
Например, альтернативный тест, используемый при изучении азота и аммиака.
Обучающиеся, выполняющие вариант I, указывают свойства, характерные для азота, а
вариант II – для аммиака:
ТЕСТЫ
ранжирование
выборочный
альтернативный
напоминания
дополнения
сличения
комбинированный
Варианты:
I – азот
II – аммиак
1.
Газообразный при обычных условиях
2.
Не имеет запаха
3.
Не имеет цвета
4.
В воде мало растворим
5.
Легко сжижается
6.
Степень окисления азота равна – 3
7.
В молекуле между атомами ковалентные полярные связи
8.
В воздухе не горит
9.
Взаимодействует с водородом в присутствии катализатора
10. Горит в кислороде
11. Взаимодействует с кислотами с образованием солей
Ключ для проверки закодированных ответов обучающихся:
вариант
вопросы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
I
+
+
+
+
-
-
-
+
+
-
-
II
+
-
+
-
+
+
+
+
-
+
+
Выборочный тест состоит из заданий, которые включают как правильные, так
и неправильные ответы, а обучающиеся должны сделать выбор. При составлении
тестов данного типа желательно, чтобы ответов было не менее четырех:
1.
Электронная конфигурация атома углерода в свободном состоянии:
а) 1S
2
2S
2
2P
2
б) 1S
2
2S
2
2P
3
в) 1S
2
2S
2
2P
6
3S
2
3P
2
г) 1S
2
2S
2
2P
6
3S
2
3P
3
2.
Валентность углерода в органических соединениях:
а) I
б) IV
в) II
г) III
3.
Степень окисления углерода в соединении состава СН
4
:
а) 0
б) +2
в) +4
г) -4
Ключ для проверки ответов обучающихся:
Вопросы
Ответы
а
б
в
г
1
+
2
+
3
+
Тест сличения представляет собой задание, состоящее из связанных друг с
другом по содержанию данных, размещенных в двух столбцах под разными
порядковыми номерами. Выполнение задания сводится к поиску связанных между
собой данных. При составлении тестовых заданий данного типа необходимо, чтобы
один столбец состоял из лаконично сформулированных предложений, другой – из
слов, знаков, схем и т.п.; число предложений от пяти до пятнадцати (чтобы усложнить
работу по выбору правильного ответа); во втором столбце – данных на два-три
больше, чем, в первом; столбцы размещают на одной странице:
1.
Твердые однородные системы
компонентов с характерными
свойствами металлов.
2.
Самородные металлы.
3.
Металлы, реагирующие с водой при
обычных условиях.
4.
Вещество, выделяющееся на катоде
1.
Щелочные, щелочноземельные
металлы.
2.
Водород.
3.
Алюминий.
при электролизе водных растворов
щелочных и щелочноземельных
металлов.
5.
Пользуясь электрохимическим рядом
напряжения металлов, укажите
металлы, вытесняемые медью из
растворов их солей.
6.
Металл, применяемый в
электротехнике и металлургии для
получения малоактивных металлов, в
самолето- и автомобилестроении как
конструкционный материал, для
изготовления бытовой посуды.
4.
Ртуть, серебро, платина, золото.
5.
Сплавы.
6.
Цинк.
7.
Бериллий.
8.
Медь, серебро, платина, золото.
9.
Медь
(Ответы: 1-5; 2-8; 3-1; 4-2; 5-4; 6-3.)
Тест ранжирование представляет собой перечень объектов контроля (явлений,
величин, формул и др.), которые должны быть расположены по порядку. При
составлении тестовых заданий данного типа необходимо, чтобы наименования были
одно-порядковые и их было не более десяти:
1.
Расположите названия углеводородов в порядке увеличения числа атомов
углерода в их молекулах: пентан, декан, октан, гексан, бутан, этан, гептан.
(Ответ: этан, бутан, пентан, гексан, гептан, октан, декан).
2.
Какие из веществ, формулы которых приведены, гомологи метана: С
17
Н
36
; С
3
Н
8
;
С
10
Н
22
; С
6
Н
6
; С
12
Н
24
; С
6
Н
14
; С
2
Н
4
? В ответе формулы гомологов метана
расположите в порядке возрастания числа атомов углерода в их составе.
(Ответ: С
3
Н
8;
С
6
Н
14;
С
10
Н
22;
С
17
Н
36
).
3.
Напишите формулы следующих углеводородов, расположив их в порядке
увеличения углеродной цепи молекул: 3-этилпентан; 2,3-диметилбутан; 2-
метил,3-этилгептан; 2-метилпропан; 2,2,3-триметилгексан.
( Ответ: СН
3
СН
3
СН
3
СН
3
СН
3
– СН – СН
3
;
СН
3
– СН – СН – СН
3 ;
СН
3
– СН
2
– СН – СН
2
– СН
3 ;
СН
3
СН
3
– С – СН – СН
2
– СН
2
– СН
3 ;
СН
3
– СН – СН – СН
2
– СН
2
- СН
2
- СН
З
)
СН
3
СН
3
СН
3
С
2
Н
5