Автор: Сочнева Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ г.Омска "Гимназия №75" Населённый пункт: г.Омск Наименование материала: конспект Тема: Звезда по имени Солнце Раздел: начальное образование
Урок «Окружающий мир» по программе развивающего обучения Л.В.Занкова 2 класс.
Автор: Сочнева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, БОУ «Гимназия № 75» г. Омск
Тема: Звезда по имени Солнце.
Цели и задачи.
1.
Обучающие : - расширять знания учащихся о солнце;
- показать значение Солнца для человека в повседневной жизни;
- сформировать представление о связи смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
2. Развивающие: - развивать правильное представление о строении окружающего мира.
3. Воспитывающие:- воспитывать способность слушать и слышать собеседника;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение к миру, в котором мы живём.
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный
момент
- Отгадайте:
1) Без него плачемся,
А как появится – прячемся.
2) Кто – то утром, не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Слайд № 2
-Солнце
- Солнце
2
3
Актуализация
знаний
Постановка учебной
задачи
Слайд № 3
- Что можно увидеть на небе днём?
- Что такое Солнце?
Слайд № 4
- Почему мы видим его небольшим?
- Какой опыт демонстрирует, что всё живое
тянется к Солнцу?
- Сегодня мы поговорим о Солнце.
- Какое значение имеет Солнце для жизни на
Земле?
- Что произойдёт, если Солнце перестанет греть?
- Проделаем опыт . Слайд № 5
Возьмём мяч и поставим его перед лампой на
столе.
- Посмотрите, какая часть мяча не освещена
лампой?
- Подумайте, какое время суток наступает на
теневой стороне Земли?
- Солнце
- огромный раскалённый шар, светящееся тело, - звезда,
которую видно днём.
- находится на огромном расстоянии от Земли.
- всё живое тянется к Солнцу.
Можно взять картонную коробку и сделать в ней
отверстие сбоку. В неё вставить горшочек с
проросшими семенами, например, фасоли. Коробку
нужно поставить на подоконник и накрыть крышкой.
Регулярно поливая росток можно увидеть, что он
тянется в сторону света, Солнца.
- согревает Землю, источник всего живого.
- всё живое погибнет.
- Вторая половина мяча не освещена лампой, значит, на
теневой стороне Земли наступает ночь.
4
«Открытие» нового
знания
- Разыграем сценку, которая произошла на
одном уроке между Зоей и её учителем:
Слайд № 7
Спросил учитель:
- Почему день зимой короче,
А когда придёт июнь, день длиннее ночи?
Тянет руку кверху Зоя:
- Летом жарче, чем зимою.
День – то нагревается,
Вот и расширяется.
-А вы согласны с ответом Зои?
- Если трансляция хоккейного матча в Москве
днём, то, в какое время суток её увидят жители
Чукотки?
- можно ли по теням судить о времени суток –
утре, полудне и вечере?
Слайд № 8
- Ежедневно мы видим, как Солнце движется по
небосводу. Так ли это? Почему говорят «видимое
движение солнца»?
- Солнце заходит в одной точке или в разных? А
восходит?
- Как связано направление и длина тени с
положением солнца на небосводе?
- разные варианты ответов детей, объясняющие, связь
между изменением продолжительности дня в разные
времена года и обращением Земли вокруг Солнца.
- ночью, что объясняется вращением Земли вокруг
своей оси.
- самая короткая тень показывает полдень (самое
высокое солнце в полдень на юге);
- самая длинная - утро, чуть покороче – вечер.
- нам это только кажется. Земля вращается вокруг
Солнца. Мы же наблюдаем моменты восхода и захода
Солнца.
- в одной точке, только из – за вращения Земли и
наклона её мы видим немного по – другому. Восходит на
востоке, а заходит на западе.
- разные варианты ответов детей.
5
6
Первичное
закрепление
Самоконтроль и
самооценка
Слайд № 9
- по рисункам на странице учебника 46
определите, где показан путь Солнца летом, а где
зимой. Объясните, почему так думаете.
- наблюдения за тенью позволили человеку
создать прибор для определения времени –
солнечные часы. Тень от стержня служит в них
указателем времени . Слайд № 10
Слайд № 11
- какую форму имеет Солнце?
- чем Солнце отличается от планет)
-в чём причина смены дня и ночи?
- почему в разных местах Земли часы показывают
разное время?
- найдите правильный ответ:
1) Солнце – это …
а) планета;
б) шар;
в) звезда.
2) В какое время суток солнечные лучи несут
больше всего тепла?
а) утро;
б) полдень;
в) вечер.
3) Часы бывают …
а) солнечные;
- летом солнце выше на небосводе, чем зимой.
- разные варианты ответов детей.
- дети делают выбор правильных вариантов:
в) звезда;
б) полдень;
а) солнечные.
б) лунные;
в) земные.
Слайд № 12