"Школьный химический кабинет в работе учителя химии"
Автор: Суслова Ирина Викторовна Должность: учитель химии Учебное заведение: МОБУ СОШ №77 Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Школьный химический кабинет в работе учителя химии" Раздел: среднее образование
Эссе «Роль учебного кабинета в работе учителя химии»
Суслова Ирина Викторовна,
учитель химии
МОБУ СОШ №77 г. Сочи
Краснодарского края
«Класс только тогда перестаёт быть комнатой с доской,
партами и учебниками, когда в него входит учитель»
К. Д. Ушинский
Обучение химии проходит более успешно, если хорошо оборудован кабинет, в котором все
должно содействовать повышению эффективности труда учителя и ученика,
совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету.
В настоящее время оборудование школьного кабинета регламентируется
«Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного стандарта общего образования РФ». «Требования» включают
перечни книгопечатной продукции, демонстрационных печатных пособий,
информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения,
экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного
оборудования. Конечно, не подлежит сомнению тот факт, что каждому учителю,
в том числе и мне, хотелось бы иметь в своем кабинете все перечисленное в
«Требованиях». Это было бы идеальным вариантом, но в действительности мне,
как учителю, приходится работать в более скромных условиях.
В моем кабинете химии учащиеся получают знания, учатся отстаивать свою
точку зрения, здесь рождается наше совместное творчество, здесь ученики
вместе со мной проживают наши уроки, здесь всё дышит красотой, комфортом
и творчеством. Кабинет химии - помещение, оборудованное в соответствии с
целями и задачами изучения данного предмета. В нём проводятся уроки,
консультации, лабораторные и практические работы. При кабинете находится
лаборантская, где хранятся микролаборатории для химического эксперимента,
таблицы, шкафы с химическими реактивами и сейф, металлический шкаф для
хранения журналов прекурсоров. Есть план работы кабинета, инструкции по
технике безопасности, журнал прекурсоров. Все оборудование кабинета просто
в обращении, приятно в эстетическом отношении.
Стенды абсолютно рабочие, нужные не только в проведении уроков, но и для
углубления знаний обучающихся с учетом возраста. Переднюю часть кабинета
занимает – демонстрационный стол с вытяжным шкафом и электророзетками.
На боковой стене кабинета – стенды для решения задач: «Относительные
молекулярные массы веществ», «Таблица растворимости» и
«Электрохимический ряд напряжения металлов», «Периодическая система Д.И.
Менделеева». На задней стене – классный уголок. В кабинете находятся три
шкафа для литературы и наглядного оборудования. Все необходимое для урока
хранится в лаборантской. Удобный подбор рабочего места учителя, позволяет
контролировать каждого ученика и создает обстановку самостоятельности.
Цветовой
фон
кабинет а,
ж а люзи,
цветы
необходимы
д л я
обеспечения здоровой среды для занятий.
Мой учебный школьный кабинет химии создан с целью ( из паспорта моего кабинета
химии):
- обеспечения деятельности школы по обучению учащихся среднего звена и
старшеклассников химии;
- создания условий для учителя, способствующих успешному процессу обучения;
- создания условий для формирования профессиональной культуры педагога, развития
инициативы, творчества;
- повышения качества обучения химии.
Основными задачами моего школьного кабинета химии являются:
- учебно-методическое обеспечение работы учителя химии;
- создание системы методического сопровождения учебно-воспитательного процесса,
направленного на повышение качества обучения и заинтересованности учащихся в
изучении химии;
- накопление, изучение, внедрение и распространение эффективной педагогической
практики, инновационных технологий в процесс обучения предмета.
Несомненно, определяющая роль в создании школьного кабинета химии принадлежит
учителю. В своем кабинете , я выступаю во многих ролях: строитель, маляр, уборщик,
творец, дизайнер. Говорят, что школа - наш второй дом, а значит, кабинет химии – моя
вторая квартира, которую, как и любой хозяин, я люблю и преумножаю ее достояние.
Мой кабинет, как и всякий учебный кабинет, выполняет несколько функций:
- учебное помещение, где проходят уроки, дополнительные занятия с отстающими и
одаренными детьми;
- игровая площадка, где проводятся различные внеклассные мероприятия;
- методический центр, где собираемся с коллегами, на свои заседания методического
объединения;
- консультационный пункт для подготовки к конкурсам и предметным олимпиадам;
- библиотека, где можно найти справочную, методическую и энциклопедическую
литературу по предмету.
Каждый день, входя в кабинет химии, традиционно по – хозяйски его оглядываю: всё ли в
порядке? Всё ли готово к новому рабочему дню? Хотя накануне, стараюсь все подготовить
к предстоящему дню. Только в хорошо приспособленном и оборудованном кабинете
возможно полноценное применение разнообразных средств обучения. Поэтому,
техническое оборудование, классная доска, стол учителя и рабочее место учащегося,
шкафы для хранения средств обучения в моем кабинете максимально удобны для работы,
способствуют достижению высокого уровня усвоения химических знаний и активизации
познавательной деятельности школьников. Имеется банк заданий для учащихся 8-11
классов, предусматривающий обеспечение каждого ученика необходимым комплектом
материалов.
Мною ведется работа по систематизации средств обучени я. Разрабатываю
дидактический и раздаточный материал к урокам, который систематизирован. Разработан
паспорт кабинета химии, находится в рабочем состоянии. Наличие действующего журнала
инструктажей по технике безопасности в кабинете, позволяет избегать нарушений и
травм. Все проекты, разработанные учащимися, находятся в кабинете, и используются
учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.
Мой кабинет химии оснащен мультимедийным проектором и компьютером, имеется
экран. Современные технические средства: компьютер с программным обеспечением,
мультимедийный проектор, лазерный принтер-сканер, стационарный экран, позволяют
визуализировать и моделировать химические реакции и отношения между ними, т.е.
создают виртуальную химическую лабораторию. Оборудование кабинета
мультимедийным комплексом позволяет проводить уроки с применением современных
образовательных технологий и осуществлять проектную деятельность с использованием
информационных технологий. Каждый год мои учащиеся выступают с
исследовательскими и проектными работами на всех уровнях: от школьного – до
всероссийского. Накоплено очень много материала в электронном виде, который
систематизирован и находится в компьютере. Считаю, что от того, насколько грамотно
оборудован, оснащен, оформлен кабинет, насколько востребованы и эффективно работают
имеющиеся в нем материалы, насколько кабинет соответствует современным
требованиям, во многом зависит успешность образовательной деятельности школы.
Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете остаются важным
инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает
обучающимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы.
Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор обучающихся.
Сама эстетика кабинета действует благоприятно на ребят.
Но кабинет химии – это еще и творческая лаборатория учителя, способствующая
повышению педагогического мастерства педагога. Учебно-методический комплекс
кабинета способствует успешному выполнению образовательных программ, позволяет
осуществлять подготовку и проведение уроков и внеклассных занятий на высоком
методическом уровне.