Конспект интегрированного занятия для старшей группы на тему" Русская зима"
Автор: Попова Любовь Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №16 "Колокольчик" Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовской области Наименование материала: конспект занятия Тема: Конспект интегрированного занятия для старшей группы на тему" Русская зима" Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия познавательного и
художественно-эстетического цикла в старшей группе
на тему: «Русская зима»
Цель занятия: Познакомить детей с образом русской зимы, переданным в
произведениях
разных
видов
искусства:
поэзии,
музыке,
декоративно-
прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательные.
Расширить знания детей о зиме.
Продолжать учить:
понимать художественное произведение;
определять его характер, настроение; высказываться о нём, используя
разнообразные определения.
Учить передавать различные эмоциональные состояния.
Расширять словарный запас
Развивающие.
Развивать способность воспринимать жанровое своеобразие искусства.
Воспитательные.
Воспитывать:
умение определять характер художественного произведения.
чувство любви к родной природе, эстетическое отношение к ней; умение
получать наслаждение от зимней природы
.
Ход НОД.
1 часть. У окна. Воспитатель предлагает детям подойти к окну, полюбоваться
красотой открывшегося вида. Загадывает загадки:
Скатерть бела, весь мир одела. Снег)
С неба звездой, а в ладошку водой. (Снежинка)
Как по небу с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала- сыпала
На поля - озерушки
Белый пух да перышки. (Зима)
Эти загадки придумал русский народ. Вот какими красивыми словами можно
сказать о зиме, несмотря на то, что зимой холодно, метельно и вьюжно.
Давайте вспомним физкульминутку о зиме «Солнце землю греет слабо»
и немного разомнемся:
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
2 часть. А теперь послушайте, как о русской зиме говорит русский поэт Н.А.
Некрасов «Мороз-красный нос»:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!
Забрался на с о сну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?
Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Воспитатель: Какая зима изображена в этом стихотворении?
Дети отвечают, вспоминая и повторяя целые строчки из стихотворения, дают
свою оценку изображенной картине зимней природы: красивая, сказочная,
великолепная и т. д.
Воспитатель: Какое настроение передано в этом стихотворении? Какое у вас
возникло чувство после его прослушивания?
Дети: Это стихотворение торжественное, праздничное. Оно вызывает чувство
радости, восхищения красотой зимней природы.
Воспитатель ещё раз выборочно читает строчки из стихотворения.
Физкульминутка « Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
3 часть.
Следующая часть нашего занятия музыкальная.
О русской зиме говорится не только в стихах и загадках. Она отображается в
музыке.
Послушайте
отрывок
из
произведения
известного
русского
композитора П.И. Чайковского «На тройке»
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение передано в нем?
Дети
подбирают
подходящие
определения
и
характеристики:
веселое,
радостное и т. д. Воспитатель предлагает детям вспомнит и спеть знакомую
песню о зиме «Зимняя песенка» М. Красева.
Воспитатель: Мы с вами можем посмотреть как изображали зиму художники.
Просмотр слайдов: Николай Богданов-Бельский,
Кустодиев Б. М Зима. 1916,
И. Шишкин ,
А.Самохвалов, И. Э. Грабарь "Февральская лазурь" К. Ф.
Юон"Конец зимы. Полдень", У околицы. 1889 , Е. Балакшин.
Заключение.
Посмотрите
как
весело
и
радостно
детям,
изображенным
на
последней картине, а я вам предлагаю поплясать под веселую русскую плясовую.