Напоминание

Игра - развитие, обучение и развлечение


Автор: Рогозина Наталья Николаевна
Должность: логопед
Учебное заведение: Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Гармония"
Населённый пункт: город Нягань
Наименование материала: статья
Тема: Игра - развитие, обучение и развлечение
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игра – развитие, обучение и развлечение
подготовила логопед – дефектолог Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония» Наталья Николаевна Рогозина
Игра
– серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. У детей с детским церебральным параличом в первую очередь поражается двигательный анализатор, в результате чего дети слабо осознают собственный двигательный опыт, у них нарушается восприятие, произвольная регуляция движениями, не формируется полноценное представление о них. Для этих детей характерна недостаточная осознанность позиции собственного «я» в пространстве, затруднённость ориентировки в системе координат, в которой точкой отсчёта является сам ребёнок. Использование дидактических игр и игровых приёмов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нём у детей с детским церебральным параличом является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а так же является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации, а так же создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью (счётом, чтением, письмом). Формирование пространственных представлений у детей данной категории имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный путь. Одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыта ребенка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных направлениях пространства, отношениях между предметами. Использование дидактических игр и игровых приёмов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировке в нём помогают детям с ДЦП легче и быстрее научиться ориентироваться в окружающем мире. В процессе коррекционно - развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнение подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Постоянно повышается уровень сложности заданий, степень самостоятельности детей, а так же объем и характер оказываемой помощи. В конце каждого занятия дети привлекаются к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве. Очень важно применять в процессе занятий техники и методики, соответствующие уровню психоэмоционального развития и сенсомоторных
координаций ребёнка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счёт уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций. При этом, улучшая локомоторную (перемещение в пространстве) функцию ребёнка, одновременно мы развиваем его интеллектуальные функции.
Приложение 1
Игры на развитие пространственных представлений
Существует довольно много игр, которые помогают сформировать пространственные представления у ребенка, но одним из основных моментов в этом процессе является закрепление знаний о том, какая рука правая, а какая левая. Для того, чтобы было легче запомнить, где какая рука, можно как-то выделить правую руку, например, повязав на нее яркую ленточку.
«Нарисуй предмет в нужном месте»
Нарисуй слева от мишки флажок, справа от куклы - мячик, между мишкой и куклой - кубик
«Раскрась мячи»
Раскрась мяч, который перед кубиком, в синий цвет, за кубиком – в красный, на кубике – в желтый
«Раскрась птичек»
Расскась птичку на ветке в синий цвет, птичку над веткой - в зеленый цвет, а птичку под веткой - в желтый.

«Раскрась предметы в таблице»
Раскрась маленький кружок – желтым, большой – красным, квадрат – коричневым, треугольник – оранжевым, елочку – зеленым, звездочку - синим
«Отгадай предмет»
 Какая игрушка принадлежит мальчику, если известно, что она лежит слева от него и справа от девочки?  Какой предмет принадлежит папе, если известно, что он лежит справа от мальчика?  Любимая игрушка девочки лежит справа от нее и впереди мальчика. Что это?  Мама любит, когда ей дарят то, что находится слева от девочки?  Какой предмет находится впереди от девочки?  Что находится справа от девочки и слева от мальчика?
«Расположи цветы в правильном прорядке»
Расположи цветы так, чтобы лилия была посередине, тюльпан стоял бы между ромашкой и лилией, а мак – последний справа.
Приложение 2
Игры на развитие временных понятий
Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей в различные части суток. На основе режима дня усваиваются и уточняются понятия: завтрак – утро, обед – день, ужин – вечер, сон – ночь. Полезно использовать иллюстрации с чёткими признаками частей суток (горит свет, на небе звёзды). Можно использовать карточки, на которых время суток обозначено определённым цветом: утро – розовое, день – голубой, вечер – серый, ночь – чёрная. Постепенно слова, обозначающие временные отрезки суток наполняются для детей конкретным содержанием, дети правильно начинают использовать в речи слова, отражающие временные понятия.
Для закрепления можно использовать следующие дидактические

игры:

«Живая неделя»
– подвижная игра, в ходе которой дети используют в речи слова, обозначающие дни недели, закрепляется порядок следования дней недели, каждый ребёнок превращается в определённый день недели. Детям даётся задание: построиться по порядку. Дети объясняют своё место расположения: «Я – четверг, стою после среды, но перед пятницей». Аналогично проводятся игры для закрепления частей суток, времён года.
«Игра в неделю»
– называется день недели, бросается мяч ребёнку, а ребёнок должен ответить – назвать следующий день недели и бросить мяч.
Приложение 3
Игры на развитие и закрепление представлений о форме

предметов

«Помоги мышонку»

Цель:
закреплять знания о геометрических фигурах, учить узнавать их. Ход: дети помогают мышонку найти кусочки сыра определенной формы.
«Помоги кошке добраться до мышки»

Цель:
развивать знание названий геометрических фигур, развивать логическое мышление, зрительно восприятие. Детям предлагается помочь кошке добраться до мышки по островкам определенной формы (круги).
«Подбери рукавички»

Цель:
учить классифицировать геометрические фигуры по нескольким признакам, дать понятие «пара» Ход: детям предлагается помочь зайцу собраться на прогулку, а именно найти одинаковые рукавицы. Усложнение: рукавицы могут быть с одной фигурой, двумя- тремя и с узором из геометрических фигур.
«Геометрические дорожки»

Цель:
учить детей находить закономерность расположения фигур и продолжать её. Уточнить значение слов «дорога, дорожка, тропинка» Ход : Д е тя м пред ла га е т с я п р од о л ж и т ь геометрический ряд.

«Поймай рыбку»

Цель:
учить складывать силуэт рыбы из геометрических фигур Закреплять названия рыб, обитающих в водоемах края. Ход: детям предлагается выловить геометрические фигуры и сложить из них силуэт рыб.
«Привяжи к шарам ниточку»

Задачи:
закреплять умение детей определять форму и цвет предметов. Уточнить знание о дрессировщике диких животных. Ход: детям предлагается поймать шары определенной формы и цвета, привязать к ним ниточки для того, что бы диким животным было весело выступать на арене. Приложение 4

Игры на развитие и закрепление представлений о цвете

предметов

«Помоги улитке найти свою дорожку»

Цель:
учить различать основные цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу; совершенствовать зрительное восприятие.
Ход
: на столе выкладываются разноцветные улитки. Ребенку предлагается к каждой улитке выложить дорожку из камешков соответствующего цвета.
«Клоуны»

Цель:
учить детей соотносить разнообразные предметы по цвету; упражнять в умении называть основные цвета.
Ход:
на столе выкладываются клоуны. Детям предлагают подарить каждому клоуну колечко того цвета, который соответствует цвету его одежды.
«Собери цветок»

Цель:
учить детей ориентироваться в семи основный цветах, подбирать цвета по образцу; развивать словарный запас; складывать части цветка в единое целое.
Ход:
на столе лежит цветок, состоящий из разноцветных лепестков- карманчиков. Рядом раскладываются разноцветные лепестки. Ребенку предлагается подобрать лепесток соответствующего цвета и вставить его в лепесток-карманчик.
«Подбери крылышки божьей коровке»

Цель:
учить детей ориентироваться в семи цветах спектра, подбирать цвета по образцу; развивать словарный запас.
Ход:
на подставке приклеены божьи коровки различных цветов. Дети должны подобрать из отдельно лежащих крылышек те, которые соответствуют цвету божьей коровки и наложить их на нее.
«Угости зайчика морковкой»

Цель:
закрепить умение детей раскладывать предметы на карточке; учить сравнивать два множества по количеству составляющих их элементов; использовать способ наложения.
Ход
: детям предлагаются карточки с карманчиками, в которые вставляются плоскостные фигуры зайчиков. Дается задание угостить зайчиков морковкой. Дети должны определить, сколько морковок не хватает, чтобы угостить всех зайчиков. Морковки прикладываются к фигуркам зайчиков.
«Разноцветные вагончики»

Цель:
учить детей соотносить предметы по цвету, упражнять в различении цвета (зеленый, желтый, красный, синий).
Ход:
положить перед ребенком карточку с изображением паровоза с разноцветными вагончиками и коробку с колесами разного цвета, обращая внимание на то, что у вагончиков нет колес, а чтобы поезд поехал, необходимо «приделать» их. Взрослый предлагает ребенку подобрать колеса к вагончикам соответствующего цвета.

«Веселые гномики»

Цель:
упражнять детей соотносить предметы, ориентируясь одновременно на цвет и форму, различать прямоугольник, квадрат, овал, круг.
Ход:
перед ребенком выкладываются карточки с изображением гномов в разноцветной одежде и коробка с геометрическими фигурами разного цвета. Взрослый обращает внимание на то, что каждому гному нужно помочь найти геометрическую фигуру, которая соответствует цвету его одежды и изображенной форме. После выполнения задания взрослый может поменять одежду гному или карточку и предложить ребенку продолжить игру.
«Матрешки в гостях у малышей»

Цель:
развивать сенсорное восприятие детей через игровую деятельность; учить различать восемь цветов спектра; расширять словарный запас.
Ход:
детям предлагают помочь матрешке найти свой домик. С этой целью на столе раскладываются разноцветные плоскостные кружки-домики, на которые дети должны расставить матрешек соответствующего цвета. А затем спрятать их под колпачок такого же цвета, как домик.
«Чудо-кубик»

Цель:
закреплять представления детей об основных цветах спектра; учить группировать предметы по цвету; развивать активную речь при названии предметов.
Ход:
ребенку предлагается кубик с разноцветными сторонами. Нужно прикрепить к каждой стороне кубика фигурки бабочек, грибочков, цветочков, чашечек на липучке соответствующего цвета.
«Сбор грибов»

Цель:
учить соотносить предметы по цвету; закреплять понятия «большой — маленький» и «один — много».
Ход:
детям предлагается полосатая корзина (полоски желтого и красного цвета с прорезями для грибов) и грибочки со шляпками желтого и красного цвета. Надо собрать грибочки в корзинку, расположив их в соответствии с цветом полосок на ней.
«Веселые мячики»

Цель:
учить чередовать предметы по цвету; формировать представления по форме предмета.
Ход:
на столе лежит карточка, на которой нарисованы разноцветные кружки-мячики. Детям предлагается подобрать пробочки по цвету кружков и наложить их на кружки-мячики.


В раздел образования