Автор: Рогозина Наталья Николаевна Должность: логопед Учебное заведение: Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Гармония" Населённый пункт: город Нягань Наименование материала: статья Тема: Игра - развитие, обучение и развлечение Раздел: дошкольное образование
Игра – развитие, обучение и развлечение
подготовила логопед – дефектолог
Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями «Гармония»
Наталья Николаевна Рогозина
Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все
виды
способностей
ребенка;
в
игре
расширяется
и
обогащается
круг
представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра
дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его
восприятие, речь, внимание.
У
детей
с
детским
церебральным
параличом
в
первую
очередь
поражается двигательный анализатор, в результате чего дети слабо осознают
собственный
двигательный
опыт,
у
них
нарушается
восприятие,
произвольная
регуляция
движениями,
не
формируется
полноценное
представление о них. Для этих детей характерна недостаточная осознанность
позиции собственного «я» в пространстве, затруднённость ориентировки в
системе координат, в которой точкой отсчёта является сам ребёнок.
Использование дидактических игр и игровых приёмов для коррекции
дефектов восприятия пространства и ориентировки в нём у детей с детским
церебральным
параличом
является
важнейшей
предпосылкой
при
становлении
всех
видов
детской
деятельности,
а
так
же
является
необходимым
средством
обучения
в
сенсорном
воспитании,
в
процессе
социальной адаптации, а так же создаёт основу для успешного овладения
учебной деятельностью (счётом, чтением, письмом).
Формирование
пространственных
представлений
у
детей
данной
категории
имеет
сложную
структуру,
складывается
поэтапно,
проходя
длительный
и
сложный
путь.
Одна
из
первостепенных
задач
обучения
заключается в обогащении двигательного опыта ребенка, формировании на
этой
основе
представлений
о
схеме
тела,
собственной
позиции
среди
окружающих предметов, основных направлениях пространства, отношениях
между предметами. Использование дидактических игр и игровых приёмов
для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировке в нём
помогают
детям
с
ДЦП
легче
и
быстрее
научиться
ориентироваться
в
окружающем мире.
В
процессе
коррекционно
-
развивающей
работы
создаются
такие
условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие
помощи
взрослого.
При
этом
упражнение
подбираются
с
таким
учетом,
чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их.
Постоянно
повышается
уровень
сложности
заданий,
степень
самостоятельности детей, а так же объем и характер оказываемой помощи. В
конце
каждого
занятия
дети
привлекаются
к
осмыслению
и
обобщению
опыта действий в пространстве.
Очень
важно применять в процессе занятий техники и методики,
соответствующие уровню психоэмоционального развития и сенсомоторных
координаций ребёнка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует
снятию
утомления
за
счёт
уменьшения
перенапряжения
сенсорных
и
моторных
систем,
что
способствует
укреплению
психического
статуса,
регуляции
поведенческих
реакций.
При
этом,
улучшая
локомоторную
(перемещение
в
пространстве)
функцию
ребёнка,
одновременно
мы
развиваем его интеллектуальные функции.
Приложение 1
Игры на развитие пространственных представлений
Существует
довольно
много
игр,
которые
помогают
сформировать
пространственные представления у ребенка, но одним из основных моментов
в этом процессе является закрепление знаний о том, какая рука правая, а
какая левая. Для того, чтобы было легче запомнить, где какая рука, можно
как-то выделить правую руку, например, повязав на нее яркую ленточку.
«Нарисуй предмет в нужном месте»
Нарисуй слева от мишки флажок, справа от куклы - мячик, между
мишкой и куклой - кубик
«Раскрась мячи»
Раскрась мяч, который перед кубиком, в синий цвет, за кубиком – в
красный, на кубике – в желтый
«Раскрась птичек»
Расскась птичку на ветке в синий цвет, птичку над веткой - в зеленый
цвет, а птичку под веткой - в желтый.
«Раскрась предметы в таблице»
Раскрась маленький кружок – желтым, большой – красным, квадрат –
коричневым, треугольник – оранжевым, елочку – зеленым, звездочку - синим
«Отгадай предмет»
Какая игрушка принадлежит мальчику, если известно, что она лежит
слева от него и справа от девочки?
Какой предмет принадлежит папе, если известно, что он лежит справа
от мальчика?
Любимая игрушка девочки лежит справа от нее и впереди мальчика.
Что это?
Мама любит, когда ей дарят то, что находится слева от девочки?
Какой предмет находится впереди от девочки?
Что находится справа от девочки и слева от мальчика?
«Расположи цветы в правильном прорядке»
Расположи цветы так, чтобы лилия была посередине, тюльпан стоял
бы между ромашкой и лилией, а мак – последний справа.
Приложение 2
Игры на развитие временных понятий
Усвоение
временных
понятий
происходит
через
собственную
деятельность
детей
в
различные
части
суток.
На
основе
режима
дня
усваиваются и уточняются понятия: завтрак – утро, обед – день, ужин –
вечер, сон – ночь. Полезно использовать иллюстрации с чёткими признаками
частей суток (горит свет, на небе звёзды). Можно использовать карточки, на
которых время суток обозначено определённым цветом: утро – розовое, день
– голубой, вечер – серый, ночь – чёрная. Постепенно слова, обозначающие
временные отрезки суток наполняются для детей конкретным содержанием,
дети правильно начинают использовать в речи слова, отражающие временные
понятия.
Для закрепления можно использовать следующие дидактические
игры:
«Живая неделя» – подвижная игра, в ходе которой дети используют в
речи слова, обозначающие дни недели, закрепляется порядок следования
дней недели, каждый ребёнок превращается в определённый день недели.
Детям даётся задание: построиться по порядку. Дети объясняют своё место
расположения:
«Я
–
четверг,
стою
после
среды,
но
перед
пятницей».
Аналогично проводятся игры для закрепления частей суток, времён года.
«Игра в неделю» – называется день недели, бросается мяч ребёнку, а
ребёнок должен ответить – назвать следующий день недели и бросить мяч.
Приложение 3
Игры на развитие и закрепление представлений о форме
предметов
«Помоги мышонку»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, учить узнавать их.
Ход:
дети
помогают
мышонку
найти
кусочки
сыра
определенной
формы.
«Помоги кошке добраться до мышки»
Цель:
развивать
знание
названий
геометрических
фигур,
развивать
логическое
мышление,
зрительно
восприятие.
Детям предлагается помочь кошке добраться до мышки
по островкам определенной формы (круги).
«Подбери рукавички»
Цель: учить классифицировать геометрические фигуры по нескольким
признакам, дать понятие «пара»
Ход: детям предлагается помочь зайцу собраться на прогулку, а именно
найти одинаковые рукавицы. Усложнение: рукавицы могут быть с одной
фигурой, двумя- тремя и с узором из геометрических фигур.
«Геометрические дорожки»
Цель:
учить
детей
находить
закономерность
расположения фигур и продолжать её.
Уточнить
значение
слов
«дорога,
дорожка,
тропинка»
Ход :
Д е тя м
пред ла га е т с я
п р од о л ж и т ь
геометрический ряд.
«Поймай рыбку»
Цель: учить складывать силуэт рыбы из
геометрических фигур
Закреплять названия рыб, обитающих в
водоемах края.
Ход:
детям
предлагается
выловить
геометрические фигуры
и сложить из них
силуэт рыб.
«Привяжи к шарам ниточку»
Задачи: закреплять умение детей определять форму и
цвет предметов.
Уточнить знание о дрессировщике диких животных.
Ход: детям предлагается поймать шары определенной
формы и цвета, привязать к ним ниточки для того, что
бы
диким животным было весело выступать на арене.
Приложение 4
Игры на развитие и закрепление представлений о цвете
предметов
«Помоги улитке найти свою дорожку»
Цель: учить различать основные цвета путем сравнения их друг с
другом и прикладывая к образцу; совершенствовать зрительное восприятие.
Ход :
на
столе
выкладываются
разноцветные
улитки.
Ребенку
предлагается
к
каждой
улитке
выложить
дорожку
из
камешков
соответствующего цвета.
«Клоуны»
Цель:
учить
детей
соотносить
разнообразные
предметы
по
цвету;
упражнять в умении называть основные цвета.
Ход: на столе выкладываются клоуны. Детям предлагают подарить
каждому клоуну колечко того цвета, который соответствует цвету его одежды.
«Собери цветок»
Цель: учить детей ориентироваться в семи основный цветах, подбирать
цвета по образцу; развивать словарный запас; складывать части цветка в
единое целое.
Ход: на столе лежит цветок, состоящий из разноцветных лепестков-
карманчиков.
Рядом
раскладываются
разноцветные
лепестки.
Ребенку
предлагается подобрать лепесток соответствующего цвета и вставить его в
лепесток-карманчик.
«Подбери крылышки божьей коровке»
Цель: учить детей ориентироваться в семи цветах спектра, подбирать
цвета по образцу; развивать словарный запас.
Ход: на подставке приклеены божьи коровки различных цветов. Дети
должны
подобрать
из
отдельно
лежащих
крылышек
те,
которые
соответствуют цвету божьей коровки и наложить их на нее.
«Угости зайчика морковкой»
Цель: закрепить умение детей раскладывать предметы на карточке;
учить сравнивать два множества по количеству составляющих их элементов;
использовать способ наложения.
Ход :
детям
предлагаются
карточки
с
карманчиками,
в
которые
вставляются
плоскостные
фигуры
зайчиков.
Дается
задание
угостить
зайчиков морковкой. Дети должны определить, сколько морковок не хватает,
чтобы
угостить
всех
зайчиков.
Морковки
прикладываются
к
фигуркам
зайчиков.
«Разноцветные вагончики»
Цель:
учить
детей
соотносить
предметы
по
цвету,
упражнять
в
различении цвета (зеленый, желтый, красный, синий).
Ход: положить перед ребенком карточку с изображением паровоза с
разноцветными вагончиками и коробку с колесами разного цвета, обращая
внимание
на
то,
что
у
вагончиков
нет
колес,
а
чтобы
поезд
поехал,
необходимо «приделать» их. Взрослый предлагает ребенку подобрать колеса
к вагончикам соответствующего цвета.
«Веселые гномики»
Цель:
упражнять
детей
соотносить
предметы,
ориентируясь
одновременно на цвет и форму, различать прямоугольник, квадрат, овал, круг.
Ход: перед ребенком выкладываются карточки с изображением гномов
в
разноцветной
одежде
и
коробка
с
геометрическими
фигурами
разного
цвета. Взрослый обращает внимание на то, что каждому гному нужно помочь
найти геометрическую фигуру, которая
соответствует цвету его одежды и
изображенной форме. После выполнения задания взрослый может поменять
одежду гному или карточку и предложить ребенку продолжить игру.
«Матрешки в гостях у малышей»
Цель:
развивать
сенсорное
восприятие
детей
через
игровую
деятельность; учить различать восемь цветов спектра; расширять словарный
запас.
Ход: детям предлагают помочь матрешке найти свой домик. С этой
целью на столе раскладываются разноцветные плоскостные кружки-домики,
на которые дети должны расставить матрешек соответствующего цвета. А
затем спрятать их под колпачок такого же цвета, как домик.
«Чудо-кубик»
Цель: закреплять представления детей об основных цветах спектра;
учить
группировать
предметы
по
цвету;
развивать
активную
речь
при
названии предметов.
Ход: ребенку предлагается кубик с разноцветными сторонами. Нужно
прикрепить к каждой стороне кубика фигурки бабочек, грибочков, цветочков,
чашечек на липучке соответствующего цвета.
«Сбор грибов»
Цель:
учить
соотносить
предметы
по
цвету;
закреплять
понятия
«большой — маленький» и «один — много».
Ход:
детям
предлагается
полосатая
корзина
(полоски
желтого
и
красного цвета с прорезями для грибов) и грибочки со шляпками желтого и
красного
цвета.
Надо
собрать
грибочки
в
корзинку,
расположив
их
в
соответствии с цветом полосок на ней.
«Веселые мячики»
Цель:
учить
чередовать
предметы
по
цвету;
формировать
представления по форме предмета.
Ход: на столе лежит карточка, на которой нарисованы разноцветные
кружки-мячики. Детям предлагается подобрать пробочки по цвету кружков и
наложить их на кружки-мячики.