СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОСА В ЭПОХУ ИНТЕГРАЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
Автор: Митина Ольга Ивановна Должность: преподаватель иностранных языков Учебное заведение: Колледж технологий Технологический институт Северо-Восточный Федеральный Университет Населённый пункт: г. Якутск Наименование материала: Статья Тема: СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОСА В ЭПОХУ ИНТЕГРАЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ Раздел: высшее образование
Митина Ольга Ивановна, Преподаватель иностранных языков.
Колледж
технологий
Технологический
институт
Северо-Восточный
федеральный Университет, Почётный работник СПО РФ.
Mitina Olga Ivanovna, Honourd Worker of Vocational Mastering,
Teacher of English, Technological Institute of North-West Federal University;
677009 Yakutsk, Stroiteley Str., 8/2, flat 204 “A” Mitina Olga Ivanovna;
E-mail: mitina1948 @mail; Phone: +7(924)6635652
MEANS OF ETHNIC CULTURAL TRANSMISSION DURING
INTERGRATION - GLOBALIZATION AND TECHNOLOGY EPOCH
The article covers analysis of pedagogic innovations in a course of English,
specific
teaching
methods
of
this
discipline
for
students
of
technological
institutes/universities. Experience in application of methods of role play and
students’ scientific work conferences in Technological Institute, College of North-
West Federal University is generalized – NEFU (SVFU).
Key words:development, innovations, role play, reconstruction,
СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОСА В
ЭПОХУ ИНТЕГРАЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
Статья
посвящена
анализу
педагогических
инноваций,
особенностям
преподавания этой дисциплины студентам технических вузов. Обобщен опыт
использования методов ролевой игры и научно-практических конференций в
технологическом институте ФГАО ВПО СВФУ имени М.К. Аммосова.
Ключевые слова: образование, инновации, ролевая игра, реконструкция,
модификация.
Одновременно с задачами инновационного образования в специальных
дисциплинах технического вуза актуализируется проблема гуманитаризации
высшего технического образования. Технократический стиль в образовании
опирается
на
тот
факт,
что
современный
человек,
в
том
числе
студент,
достаточно
часто
способен
реализовать
себя
в
качестве
субъекта
материального производства, но редко как субъекта духовной деятельности
[2, с. 67].
В
этой
связи
повышается
значение
личностно-ориентированного
подхода
к
образованию
и
обучению.
Под
личностно
ориентированной
парадигмой
образования
понимается
исходная
концептуальная
модель
постановки
и
решения
проблем
образования,
основ
нравственности,
где
признаются уникальная сущность каждого студента и индивидуальность его
образовательной траектории [3, с. 14].
Становление нового мышления преподавателя-языковеда в техническом
вузе,
ориентирующегося
на
интенсивное
и
эффективное
решение
образовательно-воспитательных задач в рамках образовательного процесса,
предполагает
интенсификацию
самостоятельной
творческо-поисковой
деятельности студентов, модернизацию активных форм обучения.
Особый аспект актуализации инновационных технологий преподавания
составляют нравственно-этические функции гуманитаризации образования,
связанные
с
оценкой
технического
прогресса
и
вектора
развития
технологических событий. Это не означает отказа от традиционных форм
общения со студентами. В частности, инновационность анализа и оценок
действий на лекционных и практических занятиях невозможно обеспечить
без совершенствования приемов ведения диалога, дискуссии и приобщения к
творческой деятельности.
Инновационные методики преподавания по своей сущности обращены к
активным
формам
занятия,
в
ходе
которых
моделируется
конкретная
ситуация.
Стержнем
инновационного
подхода
представляется
создание
игрового
состояния
-
специфического
эмоционального
отношения
субъекта/студента к моделируемой действительности.
Непростая задача переосмысления ценностей, своеобразная анимация
иной культуры требует от студентов мобилизации всех знаний и умений,
побуждает
осваивать
все
новые
и
новые
знания
по
межкультурной
коммуникации и углублять их, расширяет их кругозор.
Создание
модели
заданной
реальности
осуществляется
с
помощью
обращения к разным средствам и приемам. Это и метод прямой речи, и
диалог участников воображаемой ситуации. В рамках этих приемов могут
доминировать имитационные, символические и исследовательские аспекты
игровой
модели.
В
первом
случае
делается
акцент
на
моделировании,
имитация
реальности,
во
втором
преобладают
определенные
игровые
символы, в третьем происходит освоение новых знаний, в основном, на
английском языке.
Такие реконструкции могут иметь разновидности. Например, возможен
формально-реконструктивный вариант, когда происходит иллюстрация того
или иного технического события, документально воссоздающая обстановку,
соответствующую
определенной
эпохе.
Приемлемым
представляется
формальный
конструктивный
вариант,
когда
в
анализе
событий
вкладывается
и
собственная
их
оценка,
и
их
квалификация
с
позиций
современного личного опыта.
Смысл
таких
моделей
для
студентов
заключается
в
«оживлении
эпизода» события и ситуации и последующем их обсуждении всей группой.
Обращение к игровым приемам освоения деловой игры наиболее
приемлемо при изучении тем по спецкурсу.
Деловая игра по теме, посвященной определённому техническому
открытию, позволяет высветить детально историю и значимость
изобретения. В список специально рекомендованной литературы
целенаправленно включаем разработки из серии «Научно-биографическая
литература»: отечественных и местных авторов. (Чарльз Бэбидж, Генри
Форд, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Владимир П. Ларионов, Владимир П.
Игнатьев, Дуглас Коупленд и многие другие). Преподаватель выступает в
роли куратора, консультанта.
Примером интегрально-интеллектуальной формы воспитания студентов-
первокурсников
является
курс,
проводимый
совместно
кафедрой
гуманитарных дисциплин, кафедрой информационных технологий и студии
«Айаана».
Задания
курса
позволяют
расширить
знания,
получаемые
при
изучении
спецдисциплин
«Программирование
компьютерных
систем»,
«Сварочное
производство»,
«Водоснабжение
и
водоотведение»
и
«Английский
язык».
Представления
о
строении
компьютеров
и
всех
устройствах, входящих в их состав, о влиянии и необходимости компьютера
во
всех
сферах
в
современном
информационно-образованном
обществе
широко используются при обучении. Вопросы о новейших устройствах, об
их создателях - новые гипотезы - очень хорошо продолжают и дополняют
знания
студентов
об
эволюции
компьютерной
техники
и
сварочного
производства в условиях вечной мерзлоты. Но возникает особая проблема,
пронизывающая всю Вселенную – нравственно-этический (вакуум) лимит
межкультурной
коммуникации.
Проблему
нравственности/духовности
изучают
многие
лаборатории
мира,
и
ученые
уверены,
что
технологии
сохранения этнокультуры в совокупности определят облик последующих
цивилизаций. Таким образом, футуризация знаний, основанная на новых
гипотезах,
включает
решение
ключевых
вопросов
межкультурной
этики,
коммуникации, новых материалов и передачи информации.
Вопросы по оптимальному сочетанию технократической и нравственно-
этической аспектов дают возможность обобщения социальных тенденций
развития общества. Обсуждается синергетический эффект развития событий,
который основан на множественности и неоднозначности путей развития
событий.
Он
синтезирует
инновационные
установки,
направленные
на
выявление тенденций общественного развития, когда духовность мыслится
как
отправная
точка
открытия
новых
видов
движения,
в
том
числе
гражданского.
Общество в этом контексте мыслится как универсум, к которому при-
менима идея гуманизации технократического прогресса. Подобный подход,
использующий ветвящуюся графику анализа, использовал классик теории и
истории
цивилизации
А.
Дж.
Тойнби.
История
технических
революций
может быть проанализирована сквозь призму бифуркационных процессов.
Конкурсы
и
научные
конференции
студентов
института
ежегодно
проводятся в мае. Их организация пересекается с рейтинговой системой
оценки
знаний
по
СРС,
зачётам
по
спецпредметам
и
индивидуальным
проектам.
Использование
подобных
форм
работы
приблизит
студентов
к
глу-
бинному постижению противоречий нравственно-этического и технического
процесса,
специфики
менталитета
людей
определенной
страны
определенной
эпохи,
умению
нестандартно
мыслить
и
творчески
использовать
усвоенную
информацию.
Включение
студентов
в
курс
стимулирует
расширение
кругозора,
выводит
их
на
новый
уровень
отношения
к
миру,
технике,
современному
обществу,
обучает
принятию
самостоятельных
решений
и
способствует
преодолению
стереотипности
мышления.
Литература
1. Надеева М.И., АвхатшинаP..P.К вопросу о гуманитаризации высшего
технического образования//Вестник Казанского технологического
университета. 2010. № 3.
2. Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного
личностно ориентированного образования//Вестник Казанского
технологического университета. 2010. № 3.
.